Деятельность художников передвижников

"…Относительно экспонентов постановлено: 5% взнос, взыскаемый Товариществом

с проданных произведений экспонента, - вовсе отменить, а также не выдавать

и дивиденда."[102]

Следующей мерой стала отмена 15 параграфа устава Товарищества, в

котором говорится: "…принимать экспонентов лишь на общем собрании".[103] До

сих пор правом приема обладали оба отделения и Петербургское и Московское.

Затем идет еще одно постановление: "… В том же случае, когда

Товарищество признает желательным усилить свой состав новым членом, то

баллотирует это лицо предварительно на общем собрании и, если при этом

получится не менее 2/3 голосов положительных, Товарищество приглашает

вступить избранное лицо в свою среду."[104]

Помимо приведенных документальных источников в это время идет бурная

переписка с обсуждением данных вопросов.

"Все эти постановления, были конечно, продиктованы беспокойством о

сохранении творческого единства организации. И вместе с тем такое усиленное

внимание к мерам формального характера, стремление при помощи таких мер

решать вопросы, касающиеся идейной целостности Товарищества,

свидетельствовали о том, что сами идеи и задачи, вокруг которых в свое

время объединились передвижники, не цементировали теперь их сообщество

столь прочно, как и раньше."[105]

Здесь на память приходят слова, сказанные в свое время М.М. Салтыковым-

Щедриным в отношении передвижничества: "Тут не баллотировка нужна, а полное

единодушие…"[106]

Следующей немаловажной причиной стал так называемый "творческий

индивидуализм" каждого художника. Он возрастает параллельно росту значения

Товарищества. В этот период уже отчетливо обозначались творческие черты

индивидуального облика каждого передвижника. Это была сильная сторона

Товарищества, но именно в этом, коренились предпосылки к его расколу, как

целостной организации.

В это время происходит достаточно неприятный конфликт с далеко идущими

последствиями. Он происходит между М.К. Клодтом и А.И. Куинджи. По существу

это была не личная неприязнь, а конфликт между "старой воробьевской школой"

и художником "компоновавшим пейзаж – картину по принципу декоративного

построения композиции и такого же понимания цветовой гармонии с

использованием при этом сложных эффектов освещения".[107]

Результатом разрешения данного спора стал выход обоих художников из

состава Товарищества. Ярошенко и передовая часть художников осталась на

стороне А.И. Куинджи.

Вот документальное подтверждение их выхода: "…я не желаю оставаться

далее среди лиц, с которыми расхожусь во взглядах и которым я неприятен, и

поэтому прошу меня исключить из числа членов Товарищества…"[108] Письмо

такого содержания было направлено в Товарищество М.К. Клодтом.

А.И. Куинджи так же просит об исключении из членов Товарищества: "…

так как я желаю выбыть из членов товарищества, то прошу правление выдать

мой фонд".[109]

Аналогичная ситуация складывается в отношениях В. Васнецова и Г.

Мясоедова. Поводом для этого конфликта стало появление на 8-й передвижной

выставке картины "После побоища Игоря Святославича с половцами". Надо

отметить, что этот факт не имеет существенного документального

подтверждения, так как при помощи И. Репина, конфликт был успешно улажен.

Помимо совершенно случайных людей в этот период в товарищество

начинает активно вливаться новая третья волна передвижников. "… С.В. Иванов

и С.А. Коровин, С.И. Святославский и А.С.Степанов, И.И. Левитан и А.М.

Васнецов (брат В.М. Васнецова) и многие другие. Все они в сущности, были

обязаны передвижникам мировоззренческой основой своего творчества… Были

учениками Перова, Прянишникова, Саврасова, работали под руководством

Поленова…"[110]

Они не изменяя традиции, "воспринятой от своих учителей, хранили

верность народной теме…"[111] Но даже при наличии этих традиционных связей,

творчество молодых передвижников повествует о наступлении нового периода в

развитии реализма.

С данным фактом было нелегко смириться старшему поколению

передвижников. В это время протоколы общих собраний пестрят различными

циркулярами и постановлениями, ограничивающими возможности экспонентов.

Чиновничий подход к этому вопросу находит множество причин, чтобы

воспрепятствовать притоку новых сил в Товарищество.

Что это? Нежелание старшего поколения сдавать свои позиции или боязнь

пополнения случайными людьми? Или же все-таки присущий старшему поколению

догматизм?

"Когда Васнецов и Поленов в свое время возражали против расширения

Товарищества, они протестовали против включения в его состав мастеров,

творчество которых было чуждо демократизму передвижников. Теперь возражения

принимают характер протеста против художников, творчество которых в основе

своей сохраняя и развивая идейные заветы передвижничества, вместе с тем

являет собой новую систему видения мира".[112]

Интересные факты по данному вопросу мы находили в эпистолярном

материале (т.е. в переписке), никаких упоминаний о существующих

разногласиях в документальных источниках не запротоколировано.

"Эта вечная игра при приеме экспонентов. Всего этого я наконец

переносить не могу/…/ чиновничество мне ненавистно; я бежал из Академии от

чиновников – у нас возникла своя бюрократия".[113] – Пишет И.Е. Репин.

Надо также отметить, что неоценимую помощь в это время оказывал П.М.

Третьяков. Он теперь зачастую приобретает работы молодых живописцев, минуя

выставки Товарищества. "На стороне молодежи остаются Поленов, Репин, В.М.

Васнецов, П.А. Брюллов и патриарх передвижничества – Н. Ге."[114]

Еще одно немаловажное событие сыграло свою роль в усугублении

конфликта старшего и молодого поколений.

30 апреля 1890 года был обнародован новый устав Товарищества. По сути

своей он утвердил полновластие старших передвижников: "… §5. В члены

Товарищества избирает общее собрание тех художников; которые будут

предложены; §10. Совет Товарищества составляется из всех членов-учредителей

Товарищества, не покидавших его с момента основания …"[115]

В этот Совет избранны в основном консервативно настроенные

передвижники: Н.А. Ярошенко, К.В. Лемох, В.Е. Маковский, В.И. Суриков, П.А.

Брюллов и др."[116]

Протест молодого поколения не заставил себя ждать. На собрании

Товарищества 6 марта 1891 года была подана так называемая "петиция 13-ти

экспонентов".[117] Реакция Совета незначительной. С некоторым либерализмом

после 19-й выставки в Товарищество принимаются 10 экспонентов. В их числе

С.И. Святославский, И.И. Левитан, И.С. Остроухов, Н.А. Касаткин, А.С.

Степанов, А.Е. Архипов. А по данной петиции была принята резолюция,

полностью игнорировавшая их предложение. Она рекомендовала заново

ознакомиться с новым уставом.

Все это спровоцировало помимо общего недовольства и бурных дискуссий

выход из состава Товарищества сначала Репина, а затем И.В. Васнецова.

Далее следует не менее "интересный документ" – это так называемые

"условия для приема картин экспонентов на выставках Товарищества

передвижных художественных выставок".

Здесь Ярошенко, автор данного документа пытается программировать

жанры, "разделять их на более и менее значительные".[118]

"Этюды голов, портреты и мертвая натура принимаются гораздо строже,

головы и портреты помимо хорошего исполнения должны быть типичны и делать

интересным и для тех, кто с оригиналом незнаком, а мертвая натура, цветы,

букеты и прочее принимаются только в особенно виртуозном исполнении…"[119]

Как ответная реакция стало отчуждение молодых художников. Число

экспонентов, начиная с 21 выставки резко снижается.

В этот период резко возрастает роль Московского Товарищества

художников. Здесь необходимо отметить, что московской школе присущи

демократизм и прогрессивные традиции передвижничества.

Именно сюда переходят К.А. Коровин, А.С. Степанов, В.А. Серов, Е.Д.

Поленов, В.Н. Бакшеев, А.М. Корин и другие начинающие передвижники.

Это было не случайное размежевание Товарищества – москвичей и

петербуржцев. Оно отнюдь не возвращало передвижников к организационной

структуре, сложившейся структуре при возникновении Товарищества. Тогда

художников, живших и работавших в разных городах, несмотря на различие их

индивидуальных наклонностей и школ, которые они представляли, объединяли

общие всем им идейные взгляды на сущность искусства, общее всем понимание

характера и целей создаваемой ими организации. Теперь, напротив, отсутствие

подобного единства взглядов предопределяло размежевание по территориальному

признаку."[120]

Таким образом, приведенные факты говорят о "существовании в недрах

Товарищества художников разных поколений, разного уровня, разных идейно-

художественных позиций…"[121]

Проанализировав данную проблему, насколько это позволили имеющиеся

источники и литература можно в заключении процитировать следующее: "На

рубеже 1890-х годов, в годы, завершавшие разночинский этап освободительной

борьбы, старшие передвижники исчерпали свои силы, творчество их мельчало,

теряло присущую ему ранее гражданственность. Не обладая ощущением ведущих

тенденций новой эпохи, они оказались в стороне от поступательного развития

искусства. Догматизируя старые отсталые взгляды. они пришли к конфликту с

младшими современниками."[122]

Но нельзя судить о данном периоде в истории Товарищества как о времени

неуклонной деградации передвижничества.

"В действительности… 1890-е начало 1900-х годов были периодом хотя и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать