сложным, но важным для всего русского искусства."[123] В это время
продолжаются поиски новых путей развития в искусстве. этим занимаются
художники, сохранившие связь с передвижничеством и вместе с тем отражающие
в своем творчестве тенденции новой эпохи.
Деятельность Товарищества передвижных художественных выставок в 1900-
1910-е годы изучена недостаточно основательно.
Это объясняется тем, что произведения, созданные передвижниками в это
время редко попадали в основанную Третьяковым галерею.[124]
Для многих молодых художников в этот период характерно стремление к
сотрудничеству не только с передвижной организацией. Благо, что теперь в
отечественном искусстве появляется несколько отличных по своим идейным и
творческим программам течений. ("Мир искусства" и другие).
В борьбе против чуждых им влияний передвижники терпели поражение.
Тяжелым ударом был выход из Товарищества целой группы молодых художников,
"…среди них были В. Серов, С. Иванов, М. Нестеров, С. Виноградов, А.
Архипов, А. Васнецов…"[125]
Они создают свою организацию "Союз русских художников", который
развивался в русле идей передвижничества.
Положение товарищества усугубляется постепенным уходом из жизни
старшего поколения передвижников. В 1882 году умер В.Г. Перов, в 1887-м –
И.Н. Крамской, в 1882 году – Н.А. Ярошенко и И.И. Шишкин. Тяжелой утратой
была смерть И.И. Левитана. Один за другим уходят последние "представители
старой гвардии" – Савицкий, Мясоедов, Киселев.
С годами выставки товарищества сокращаются, уменьшается приток
экспонентов.
Здесь нельзя не отметить усилия В. Маковского, Н. Касаткина, Н.
Дубовского, В. Бакшеева по сохранению специфики художественного
объединения.
Последние годы деятельности Товарищества связаны всего с двумя
значительными выставками. Особо следует остановиться на сорок седьмой,
организованной в 1922 году.[126]
Эта выставка имела огромное историческое значение. Здесь была
обнародована идейно-творческая декларация. Она констатировала
приверженность демократическим идеалам прошлого и намечала пути дальнейшего
развития реалистического искусства.
По своей сути она была итоговым документом в истории деятельности
Товарищества передвижных художественных выставок.
Подводя результаты исследования деятельности передвижников в 90-х
годах XIX столетия, начале XX века. нужно отметить, что угасанию данного
движения способствовали следующие факторы:
- во-первых, это меняющиеся жизненные реалии, характерные творческие
противоречия русского искусства 90-х годов.
- во-вторых, это наличие и создание новых творческих союзов,
конкурирующих с Товариществом передвижных художественных выставок.
- в-третьих. это тяжелые утраты, которые понесло Товарищество в
результате смерти многих старших передвижников.
Заключение
Отмена крепостного права и наступившая после этого эпоха частичной
стабилизации общественной жизни создала условия для более или менее
свободного развития демократического искусства.
Прогрессивные деятели русской культуры, объединенные целями
преобразования искусства создают новые творческие содружества: "Артель
художников", "Товарищество передвижных художественных выставок", в
музыкальной среде это "Могучая кучка" – организация композиторов. Писатели-
демократы объединяются вокруг журналов "Современник" и "отечественные
записки".
Рубеж 1850-х и 1860-х годов можно считать началом нового этапа
развития изобразительного искусства в России. Этот этап совпадая с
буржуазно-демократическим периодом развития ознаменовался решительным
обращением художников к народной жизни.
Наибольшего развития он достигает в 80-е годы, после чего уже в 90-х
годах возникают тенденции позволяющие говорить о следующем периоде развития
живописи.
В это время в среде демократически настроенных художников вынашивается
идея создания совершенно нового типа художественно-выставочного
объединения, которое освобождало бы художника от официальной опеки и
обеспечивало ему прямую связи с широким кругом российских зрителей.
Такой организацией стало Товарищество передвижных художественных
выставок, основанное в 1870 году.
Появление данного творческого содружества являлось огромных
художественным событием в культурной жизни России второй половины XIX века.
На основе осуществленного анализа данной проблемы автор пришел к
следующим выводам:
- Возникновению Товарищества передвижных художественных выставок
предшествовал ряд событий и явлений, таких как "бунт 14-ти
протестантов", существование петербургской Артели художников,
которые во многом сыграли определенную в истории создания этой
организации.
- Огромна и неоценима роль Г.Г. Мясоедова, И.Н. Крамского, Н.Н. Ге и
других, как инициаторов и основоположников данного движения.
- Становление и официальное утверждение Товарищества передвижных
художественных выставок, его устава происходило в достаточно
сложной обстановке.
- Деятельность Товарищества передвижных художественных выставок за
годы своего существования (1870-1923) позволила объединить плеяду
замечательно-талантливых людей: Г.Г. Мясоедова, И.Н. Крамского,
Н.Н. Ге, В.Г. Перова, И.И. Прянишникова, А.К. Саврасова, И.Е.
Репина, В.И. Сурикова, В.М. Куинджи, В.Д. Поленова, И.И. Левитана,
В.А. Серова, братьев Коровиных и других живописцев. ими созданы
истинные шедевры русской живописи, которые в настоящее время
хранятся не только в музеях нашей страны, но частично представлены
и в зарубежных коллекциях. Передвижничество – это не столько
демократическое направление в искусстве, а скорее целая идейно-
нравственная система.
- Товарищество передвижников просуществовало свыше пятидесяти лет (до
1923 года) и организовало 48 выставок. За это время передвижные
выставки экспонировались практически во всех крупных городах России
(более 30 городов). некоторые работы членов этого Товарищества
участвовали и в европейских выставках.
- Проблема частичного раскола передвижной организации исследованная в
работе выявила ряд причин, среди который: отсутствие единых
взглядов на развитие искусства, наличие разных поколений и конфликт
между ними, разные идейно-художественные позиции и т.д. Всек это
несколько ослабило организационную целостность Товарищества и
повлияло на его дальнейшую жизнь.
- Анализируя деятельность поколения художников этого выставочного
объединения, можно сказать, что их творчество существенно обогатило
реалистическое направление живописи во всех ее жанрах.
Библиография
По истории передвижничества существует огромное количество источников,
литературы мемуарного, монографического и исследовательского характера. В
библиографии перечислена литература, которая помогла разработать специфику
темы создания и деятельности Товарищества передвижных художественных
выставок.
Источники:
1. Устав С.-Петербургской Артели художников. СПб., 1866.//
Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и
документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М., "Искусство". 1982. Т.1. –
с.5.
2. Проект устава Товарищества подвижной художественной выставки. 23
ноября 1869 года. // Товарищество передвижных художественных
выставок. Письма и документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М.
"Искусство", 1987. Т.1. – с.51.
3. Проект устава Товарищества подвижной художественной выставки. 23
ноября 1870 года. // Товарищество передвижных художественных
выставок. Письма и документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М.
"Искусство", 1987. Т.1. – с.51.
4. Устав Товарищества передвижных художественных выставок. ноябрь
1870 года.//Там де. Т.1, с.56.
5. Устав Товарищества передвижных художественных выставок
утвержденный Министерством внутренних дел. 30 апреля 1890 года.//
Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и
документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М. "Искусство", 1987. – Т.1. –
с.375.
6. Протокол общего собрания членов Товарищества передвижных
художественных выставок №1-й. 16 декабря 1870 года. Там же. – Т.1.
– с.58.
7. Протокол общего собрания членов Товарищества передвижных
художественных выставок 3 января 1874 года. Петербург. // Там же.
– Т.1. – с.97.
8. Протокол общего собрания Товарищества передвижных художественных
выставок. 14 марта 1878 года. Петербург. .// Там же.– Т.1. –
с.158.
9. Протокол общего собрания членов Товарищества передвижных
художественных выставок 28 мая 1878 года. // Там же. – Т.1. –
с.97.
10. Протокол общего собрания членов Товарищества передвижных
художественных выставок 27 марта 1879 года. // Там же. – Т.1. –
с.189.
11. Протокол общего собрания членов Товарищества передвижных
художественных выставок 6 марта 1891 года. // Там же. – Т.2. –
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11