Деятельность художников передвижников

"Академия художеств своими выставками имеет целью давать отчет об

успехах русского искусства, а так как выставки Товарищества передвижных

художественных выставок, соединяя в себе лучшую часть произведений того же

искусства. ослабляют выставки Академии, то его императорское высочество

товарищ президент Академии.., поручает общему собранию его обсудить этот

вопрос и найти средства к соглашению целей академических выставок и

Товарищества без нарушения прав и интересов последнего…"[66]

Передвижники согласились провести весеннюю выставку в Петербурге

одновременно с академической, но "… в отдельных залах и с отдельной кассой

и каталогами…"[67] Таким образом, Товарищество, не идя на открытое сращение

с Академией, дипломатично намекает на независимости своей организации.

После повторного предложения "…согласить интересы общества (материальные) с

интересами Академии (художественными)…"[68] последовал отказ Товарищества.

Академия восприняла второй отказ достаточно агрессивно. Она предложила

передвижникам освободить залы Академии в то время, когда там

экспонировалась 3-я выставка.

Следующей реакционной мерой был запрет пенсионерам Академии принимать

участие в выставках Товарищества. Этим был практически ограничен приток

новых творческих сил в молодую организацию.

"Мы пенсионеры находимся в кабальной зависимости от Академии и без ее

контроля и дозволения шага ступить не можем…"[69] – писал Поленов

Крамскому.

Но, видя, что эти меры принесли только пользу Товариществу. Академия

решается создать по подобию Товарищества свое выставочное объединение

"Общество выставок художественных объединений".

В будущем никакой конкуренции передвижным выставкам оно не составит,

судьбу этого выставочного объединения предопределит "сущность искусства,

которое оно собиралось популяризировать…".[70]

Атмосфера напряженности в отношениях Академии и Товарищества

передвижных художественных выставок сохраниться еще надолго.

Позднее Крамской напишет Боголюбову: "Чиновник сам нас спасает /…/

прежде чем бить тревогу надо подождать – дело академического передвижения

провалиться непременно /…/ ".[71]

Итак 5-я и 6-я выставки существенно отличаются от предшествующих.

Премирующие места занимает молодое поколение передвижников. Их искусство

как новая волна оживляет Товарищество.

Живопись их полностью лишена живописного аскетизма, приемов образного

мышления.

Старшее поколение передвижников Н. Ге, Г. Мясоедов, И. Крамской, В.

Перов, Л. Каменев, И. Прянишников, Т. Брюллов, И. Шишкин, А. Саврасов, М.П.

Клодт, В. Якоби, Н. Лемох, А. Корзухин, К.Ф. Гун, А.П. Боголюбов, С.

Аммосов и другие художники, старались передать накопившийся опыт и свои

знания продолжателям их идей и традиций.

Какие же выдающиеся полотна экспонировались на 6-й выставке? И. Репин

показывает своего "Протодиакона", К.А. Савицкий "Встречу иконы", Ярошенко

экспонирует "Кочегара" и "Заключенного", М. П. Клодт "терем царевен", В.Д.

Поленов показывает свой знаменитый "Московский дворик", И. Шишкин –

"Рожь".[72] По этому неполному списку можно судить о успехе этой выставки.

На этой и последующих выставках раскрывается яркий и неподражаемый

талант молодого художника ("березовая роща", "После дождя", "Север",

"Украинская ночь").

Седьмая и восьмая выставки ярко демонстрируют творческие способности

В. Маковского, показывают его как зрелого художника, способного откликаться

на жизнь в ее драматических проявлениях."[73] Это наглядно прослеживается в

картине "Осужденный".

Второе поколение передвижников, новой молодой волны, набирает силы и

прочно занимает свое место на передвижных выставках Товарищества.

"Возрастающий авторитет передвижников позволил им активизировать свою

деятельность в разных направлениях живописи и, прежде всего достигнуть

положительных результатов при комплектовании русского отдела Международной

выставки 1878 года."[74] Но этому собранию мешали два обстоятельства.

Во-первых, – несовершенство Устава Товарищества, разрешающего выставки

только в пределах России.

Во-вторых, это отсутствие материальных возможностей по перевозке и

страхованию картин за границей.

Новый устав утверждается членами Товарищества и в высших инстанциях.

Он в 1 пункте исключает ограничения показа картин только "во всех городах

Российской империи".[75]

Таким образом, передвижные выставки теперь могли экспонировать и за

рубежом.

В 1878 году Парижская выставка аплодировала русскому искусству,

передвижникам. Но выставочная деятельность продолжается и внутри страны.

Девятая выставка открывает еще одно дарование. Картина "Утро

стрелецкой казни" приносит широкую известность В.И. Сурикову. Вот как это

выступление отмечено В. В. Стасовым: "… народился новый великий

талант…"[76]

Помимо этой значительной работы В.И. Сурикова, на этой выставке

показаны картины В.Е. Маковского "Крах банка", Саврасова "Рожь", И.М.

Прянишникова "Жестокие романсы". Здесь же представлены три значительные

работы В.М. Васнецова "Бой скифов со славянами", "Аленушка" и "Три царевны

подземного царства". Эти картины нисколько не уступали по содержательности

предшествующей работе "После побоища Игоря Святославовича с половцами",

которая экспонировалась на восьмой выставке.

На девятой выставке И. Репин выставляет два портрета "М.П.

Мусоргского" и "Портрет А.Ф. Писемского". Это удивительно талантливый

художник. Первой картиной принесшей ему успех стали "Бурлаки на Волге"

(1870-1873). В 1870-1872 годах Репин в путешествиях по Волге собрал

материал зарисовок и этюдов, яркие народные типы, незабываемые характеры

раскрыл автор в каждом персонаже. "Да русский народ под ярмом, - внятно

говорит эта картина, - он замучен жестокой историей, но вглядитесь в этих

беспросветно-несчастных людей, какая у них несокрушимая духовная мощь,

сколько в них задатков для великого будущего".

Значительными работами мастера являются и другие картины, такие как

"Дочь Иаира", "Запорожцы", "Торжественное заседания Государственного совета

7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения".

Следующей крупной работой И.Е. Репина стала картина "Крестный ход в

Курской губернии", экспонировавшаяся на одиннадцатой выставке. Наряду с

этой работой, Суриков показывает "Меньшикова в Березове".

На двенадцатую выставку Репин выставляет новую картину "Не ждали". Он

меняет амплуа портретиста. На тринадцатой выставке художник показывает

"Ивана Грозного и его сына Ивана". "Появление ее послужило поводом для

беспрецедентного обстоятельства – учреждения цензуры".[77] Это хорошо видно

из переписки киевского губернатора с подольским и волынским генерал-

губернатором "… имею честь сообщить Вам, что по донесению киевского

полицмейстера в числе предположенных к выставке картин не оказалось,

которые бы по тенденциозности своего содержания не могли бы быть

выставленными для публики, и что со своей стороны я не встречаю препятствий

к удовлетворению означенного ходатайства."[78] Все последующие 13

документов цензурного характера, а это в основном рапорты, разрешения и

переписка, были примерно одного содержания: "осмотрено и разрешено".

Итак, на пятнадцатой выставке экспонировались "Христос и грешница"

В.Д. Поленова, "На бульваре" В.Е. Маковского, "Дубовая роща" И.И. Шишкина

и, наконец грандиозное полотно Сурикова "Боярыня Морозова" – лучшее из

того, что было создано русскими реалистами в области исторической живописи.

Стасов позднее назовет это "хоровой картиной", имея в виду изображение

множества людей и "сочетание внутреннего единства героя и народной

массы."[79]

На 16-й выставке дебютирует Н.А. Ярошенко с картиной "Всюду жизнь".

Замечательным событием 18-й выставки, которая открылась в 1890 году стала

картина Н.Ге "Что есть истина?" Она как бы символизировала собой пафос

всего творчества старейшего члена Товарищества.

Огромную и неоценимую помощь оказывал передвижникам П.М. Третьяков

(1832-1898) с 1856 года он начал собирать свою знаменитую коллекцию. Первая

выставка послужила началом успешного сотрудничества передвижников с

московским коллекционером. Он приобрел с выставки картины "Петр I

допрашивает цесаревича Алексея в Петергофе" Н.Н. Ге, "Грачи прилетели" А.К.

Саврасова, "Порожняки" И.М. Прянишникова, а так же "Майскую ночь" И.Н.

Крамского и статую "Царь Иоанн Грозный" М.М. Антокольского".[80]

Приобретая картины П.М. Третьяков оказал, прежде всего, очень весомую

для Товарищества материальную помощь. С его стороны это было сознательной

поддержкой художников реалистического направления, проявлением высокой

гражданственности. Третьяков, как представитель поколения русских людей

выросших в обстановке демократического подъема 1860-х годов, свято верил,

что искусство должно служить народу, быть полезным и общедоступным. В этом

его взгляды очень схожи с идеей служения народу, на которой основывалась

деятельность передвижников. В подтверждение тому его слова: "…Для меня

истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как

положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств,

приносящим многим пользу, всем удовольствие".[81]

Размах собирательской деятельности и широта кругозора П.М. Третьякова

были поистине удивительны. Идея создания национальной галереи русского

искусства воплощена в жизнь.

Возвращаясь к теме передвижничества необходимо отметить следующее:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать