справедливости. Со 2 в. до н. э и до Синьхайской революции 1911 - 13
конфуцианство являлось официальной государственной идеологией.
Даосизм - Одно из основных направлений древне-китайской философии;
возникло в 4-3вв. до н. э, главные трактаты «Лао-цзы» и «Чжуан-цзы».
Основное понятие -дао. В центре учения Даосизма, противостоящему
конфуцианству и моизму, - призыв к человеку стряхнуть с себя оковы
обязоностей и долга и вернуться к жизни, близкой к природе.
Середина I тысячелетия до н. э и начало нашей эры, когда складывалось
и разширялось единое китайское государство, - периоды в истории Китая,
создавшие свой мир неповторимых сюжетов и образов в икусстве. Вместе с тем
именно в эту эпоху как бы закладывается основной фундамент последующей
культуры китайской нации. Развиваются и утверждаются в своих основных ранее
существовавшие принципы архитектуры и градостроительства, складывается
определённый стиль живописи и скульптурного рельефа, зарождается
монументальная пластинка.
Особенно плодотворным в области изобразительного искусства были так
называемые период Чжаньго (IV - III века до н. э) и период хань (206г до н.
э - 220г. н. э). В эти годы происходит создание единого китайского
государства. В ханьском искусстве при большой преемственности его стиля
заметны те разительные перемены, которые постепенно произошли со времени
более древних эпох. Уже в IV веке до н. э взамен таинственной символики
древних сосудов и бронзовых изделий, в резных предметах из камня и в других
областях искусства появляются новые сюжеты и темы, где фантастика
сплетается с мотивами реальной жизни, где монументальность древних
бронзовых изделий и узоров сменилась виртуозным изяществом и значительно
большей лёгкостью гравированных изображений. Ханьское время дало богатейший
материал для изучения мифов, исторических легенд, обычаев и религиозных
представлений Китая этого переходного от рабовладения к феодализму периода.
Период средневековья, начавшийся в Китае в III - IV веках н. э.,
застал уже богатые и стойкие традиции в различных областях культурной
жизни. Однако от этого могущества и единства древнего рабовладельческого
государства остались лишь руины. Сметённая грандиозными народными
восстаниями империя Хань пала, и страна, ставшая добычей кочевых племён,
надолго осталась разобщённой. Новое государство «Северное Вэй»,
объединившее север страны, положило начало и новой эпохе. Постепенно начало
снова налаживаться хозяйство и экономика страны. Укреплению и объединению
государства, произошедшему в V - VI веках н. э., а также укреплению новых
феодальных отношений помогала и новая идеология - буддизм.
Буддизм - буддизм, пришедший из Индии и бывший на территории Китая
первой единой религиозной системой, проповедовал идеи милосердия, смирения
на земле и непротивление злу, а также обещал спасение в раю для всех
верующих и помощь милосердных богов - бодисатв. Являясь опорой феодального
государства, это учение уже в V -VI веках получило чрезвычайно широкое
распространение, заняв первое место среди прежних религий Китая, от которых
буддизм позаимствовал много местных особенностей и старых народных культов.
Периодами развитого феодализма и наивысшего расцвета расцвета всех
областей китайской средневековой культуры были VII - XIII века - время
господства двух государств - Тан (618 -907 ) и Сун (960 - 1279). Именно это
время утвердило в веках наивысшие достижения творчества - поэзию и
живопись. Периоды Тан и Сун были блестящими этапами культуры, когда
расцвета достигли многочисленные виды, формы и жанры искусства. Живопись
этой исторической поры является высшим достижением искусства Китая. Она
отражает весь тот мир идейных представлений с его приклонением перед
красотой природы. Пути искусства периодов Тан и Сун в связи с разными
судьбами государства во многом так же различны. Во время династии Тан
большую роль играла монументальная скульптура и архитектура, они отличались
общим для всей эпохи духом ясной гармонии, классической красоты и
спокойного величия форм. При Сунах, могущество страны уже было подорвано,
архитектура теряет свою гармоничную монументальную мощь. Она приобретает
более изысканный и интимный характер. Строгая чёткость форм сменяется
вытянутостью пропорций и изящной легкостью силуэта. Монументальная
скульптура так же постепенно утрачивает своё значение. Вместе с тем
живопись достигла в этот период небывалого подъёма.
Острая социальная борьба, заполнившая всю историю Китая XV - XVIII
веков, коснулась и художественной культуры, Зарождаются и развиваются новые
виды и жанры изобразительного искусства, рушатся прежние идеалы. Так,
монументальная скульптура теряет окончательно своё художественное значение,
приобретая декоративно-прикладной характер в садово-парковых ансамблях.
Огромную роль начинают играть прикладные виды искусства, связанные с
развитием ремёсел и внешней торговли. Поэзия уступает место драме,
новелле и повести, гравюра и народный лубок завоёвывают себе значительное
место в искусстве.
[pic] Живопись
Китайская картина
Китайская картина не является картиной в нашем понимании. У неё нет ни
тяжёлой золочёной рамы, ни даже тонкого багета, который бы ограничивал её
от плоскости стены, превращая в изолированный замкнутый мир. Да и зачем
нужна была китайской картине рама, если эта узкая и длинная полоса бумаги
или специально обработанного проклеенного шёлка с двумя валиками по краям
бережно хранились в специальных ящиках и развёртывалась только в редких
случаях для рассматривания. С древнейших времён, по всей видимости на
рубеже нашей эры, была выработана эта форма живописных свитков. В Китае,
где в помещениях не было прочных и массивных стен, как в Европе, а воздух в
комнатах во многом определялся климатом улицы, вывешивать картины, не
защищённые, как у нас, стеклом, было бы для них вредно. Вместе с тем
картина бала своего рода ревниво оберегаемой драгоценностью, которую не
принято было выставлять на всеобщее обозрение и которая коллекционерами
показывалась только узкому кругу ценителей.
Китайские свитки имеют две формы. Одна из них вертикальная, когда
развёрнутый и повышенный на стену свиток висит перпендикулярно к полу, и
другая горизонтальная, когда свиток постепенно развёртывается и по мере
рассматривания снова свертывается на столе. Вертикальные свитки обычно не
превышают 3 метров, тогда как горизонтальные, являясь своеобразной
панорамой, иллюстрированной повестью, где показана либо серия объединённых
в единую композицию пейзажей, либо сцены городской уличной жизни, достигают
подчас свыше десяти метров.
[pic] Пейзажная живопись
Ж
ивопись в Китае как вид искусства издревле пользуется большим уважением.
Со времён средневековья дошли стихи, прославляющие живопись, трактаты о
творческих путях путях живописцев, описание отдельных картин и своеобразные
сводные истории живописи, сообщающие сведения о многочисленных художниках
различных эпох. Однако в наши дни многие из тех художников, от которых не
сохранилось вещественных доказательств их существования, отошли в область
легенд, превратились в своего рода символы, связанные с определёнными
художественными направлениями. Многие знаменитые картины погибли при
пожарах, иные сохранились только в поздних копиях. И все же уцелевшие
произведения дают возможность восстановить основной путь развития китайской
живописи, выяснить изменения, которые совершались в ней на протяжении
различных эпох, а сохранившиеся трактаты позволяют понять, какой
эстетический смысл вкладывали сами художники в свои произведения.
Китайская живопись представляет собой объединение художественного
искусства с поэтическим. На китайской картине не редко встретишь
изображение пейзажа и иероглифические надписи, поясняющие суть картины. В
китайском пейзаже можно увидеть голые островерхие горы севера, меняя
окраску от освещения дня. Белоснежные могучие сосны у их подножий,
выжженные солнцем пустыни с остатками древних городов, заброшенные скальные
храмы, тропические леса юга, населённые бесчисленным множеством зверей и
птиц. Незнающий человек скажет, что картины Китая однотипны, что одни
только « Ветки да горы». Хотя того не подозревая, что за всей этой чудной
природой кроется замечательные стихи. Лиричные и трепетные. Сложность
китайской живописи отпугивает того, кто с ним мало знаком. Его образы и
формы, его идеи, а зачастую и техника представляется нам не понятными. В
самом деле: откуда нам знать, что две дремлющие в прибрежных камышах
пушистые мандариновые уточки или летящая в небе пара гусей на картине
живописца являются символами не расторжимой любви, понятными каждому
образованному китайцу, а сочетание бамбука, сосны и дикорастущей сливы
мэйхуа (по-китайски: три друга холодной зимы), изображение которых мы
беспрерывно встречаем и на китайских картинах и на вазах, означают
стойкость и верную дружбу. И если мы взглянем на картину художника Ни Цзаня
(XIVв.), где написано тонкое деревце с обнажёнными ветвями, выросшее среди
маленького острова, затерянного среди безбрежной глади воды, мы
воспринимаем сначала лишь показанный художником печальный пейзаж. И только
прочтя помещённую в верху картины красивую надпись, понимаем, что художник
в этом лирическом и грустном пейзаже изображал не только природу, но хотел