Искусство Китая

справедливости. Со 2 в. до н. э и до Синьхайской революции 1911 - 13

конфуцианство являлось официальной государственной идеологией.

Даосизм - Одно из основных направлений древне-китайской философии;

возникло в 4-3вв. до н. э, главные трактаты «Лао-цзы» и «Чжуан-цзы».

Основное понятие -дао. В центре учения Даосизма, противостоящему

конфуцианству и моизму, - призыв к человеку стряхнуть с себя оковы

обязоностей и долга и вернуться к жизни, близкой к природе.

Середина I тысячелетия до н. э и начало нашей эры, когда складывалось

и разширялось единое китайское государство, - периоды в истории Китая,

создавшие свой мир неповторимых сюжетов и образов в икусстве. Вместе с тем

именно в эту эпоху как бы закладывается основной фундамент последующей

культуры китайской нации. Развиваются и утверждаются в своих основных ранее

существовавшие принципы архитектуры и градостроительства, складывается

определённый стиль живописи и скульптурного рельефа, зарождается

монументальная пластинка.

Особенно плодотворным в области изобразительного искусства были так

называемые период Чжаньго (IV - III века до н. э) и период хань (206г до н.

э - 220г. н. э). В эти годы происходит создание единого китайского

государства. В ханьском искусстве при большой преемственности его стиля

заметны те разительные перемены, которые постепенно произошли со времени

более древних эпох. Уже в IV веке до н. э взамен таинственной символики

древних сосудов и бронзовых изделий, в резных предметах из камня и в других

областях искусства появляются новые сюжеты и темы, где фантастика

сплетается с мотивами реальной жизни, где монументальность древних

бронзовых изделий и узоров сменилась виртуозным изяществом и значительно

большей лёгкостью гравированных изображений. Ханьское время дало богатейший

материал для изучения мифов, исторических легенд, обычаев и религиозных

представлений Китая этого переходного от рабовладения к феодализму периода.

Период средневековья, начавшийся в Китае в III - IV веках н. э.,

застал уже богатые и стойкие традиции в различных областях культурной

жизни. Однако от этого могущества и единства древнего рабовладельческого

государства остались лишь руины. Сметённая грандиозными народными

восстаниями империя Хань пала, и страна, ставшая добычей кочевых племён,

надолго осталась разобщённой. Новое государство «Северное Вэй»,

объединившее север страны, положило начало и новой эпохе. Постепенно начало

снова налаживаться хозяйство и экономика страны. Укреплению и объединению

государства, произошедшему в V - VI веках н. э., а также укреплению новых

феодальных отношений помогала и новая идеология - буддизм.

Буддизм - буддизм, пришедший из Индии и бывший на территории Китая

первой единой религиозной системой, проповедовал идеи милосердия, смирения

на земле и непротивление злу, а также обещал спасение в раю для всех

верующих и помощь милосердных богов - бодисатв. Являясь опорой феодального

государства, это учение уже в V -VI веках получило чрезвычайно широкое

распространение, заняв первое место среди прежних религий Китая, от которых

буддизм позаимствовал много местных особенностей и старых народных культов.

Периодами развитого феодализма и наивысшего расцвета расцвета всех

областей китайской средневековой культуры были VII - XIII века - время

господства двух государств - Тан (618 -907 ) и Сун (960 - 1279). Именно это

время утвердило в веках наивысшие достижения творчества - поэзию и

живопись. Периоды Тан и Сун были блестящими этапами культуры, когда

расцвета достигли многочисленные виды, формы и жанры искусства. Живопись

этой исторической поры является высшим достижением искусства Китая. Она

отражает весь тот мир идейных представлений с его приклонением перед

красотой природы. Пути искусства периодов Тан и Сун в связи с разными

судьбами государства во многом так же различны. Во время династии Тан

большую роль играла монументальная скульптура и архитектура, они отличались

общим для всей эпохи духом ясной гармонии, классической красоты и

спокойного величия форм. При Сунах, могущество страны уже было подорвано,

архитектура теряет свою гармоничную монументальную мощь. Она приобретает

более изысканный и интимный характер. Строгая чёткость форм сменяется

вытянутостью пропорций и изящной легкостью силуэта. Монументальная

скульптура так же постепенно утрачивает своё значение. Вместе с тем

живопись достигла в этот период небывалого подъёма.

Острая социальная борьба, заполнившая всю историю Китая XV - XVIII

веков, коснулась и художественной культуры, Зарождаются и развиваются новые

виды и жанры изобразительного искусства, рушатся прежние идеалы. Так,

монументальная скульптура теряет окончательно своё художественное значение,

приобретая декоративно-прикладной характер в садово-парковых ансамблях.

Огромную роль начинают играть прикладные виды искусства, связанные с

развитием ремёсел и внешней торговли. Поэзия уступает место драме,

новелле и повести, гравюра и народный лубок завоёвывают себе значительное

место в искусстве.

[pic] Живопись

Китайская картина

Китайская картина не является картиной в нашем понимании. У неё нет ни

тяжёлой золочёной рамы, ни даже тонкого багета, который бы ограничивал её

от плоскости стены, превращая в изолированный замкнутый мир. Да и зачем

нужна была китайской картине рама, если эта узкая и длинная полоса бумаги

или специально обработанного проклеенного шёлка с двумя валиками по краям

бережно хранились в специальных ящиках и развёртывалась только в редких

случаях для рассматривания. С древнейших времён, по всей видимости на

рубеже нашей эры, была выработана эта форма живописных свитков. В Китае,

где в помещениях не было прочных и массивных стен, как в Европе, а воздух в

комнатах во многом определялся климатом улицы, вывешивать картины, не

защищённые, как у нас, стеклом, было бы для них вредно. Вместе с тем

картина бала своего рода ревниво оберегаемой драгоценностью, которую не

принято было выставлять на всеобщее обозрение и которая коллекционерами

показывалась только узкому кругу ценителей.

Китайские свитки имеют две формы. Одна из них вертикальная, когда

развёрнутый и повышенный на стену свиток висит перпендикулярно к полу, и

другая горизонтальная, когда свиток постепенно развёртывается и по мере

рассматривания снова свертывается на столе. Вертикальные свитки обычно не

превышают 3 метров, тогда как горизонтальные, являясь своеобразной

панорамой, иллюстрированной повестью, где показана либо серия объединённых

в единую композицию пейзажей, либо сцены городской уличной жизни, достигают

подчас свыше десяти метров.

[pic] Пейзажная живопись

Ж

ивопись в Китае как вид искусства издревле пользуется большим уважением.

Со времён средневековья дошли стихи, прославляющие живопись, трактаты о

творческих путях путях живописцев, описание отдельных картин и своеобразные

сводные истории живописи, сообщающие сведения о многочисленных художниках

различных эпох. Однако в наши дни многие из тех художников, от которых не

сохранилось вещественных доказательств их существования, отошли в область

легенд, превратились в своего рода символы, связанные с определёнными

художественными направлениями. Многие знаменитые картины погибли при

пожарах, иные сохранились только в поздних копиях. И все же уцелевшие

произведения дают возможность восстановить основной путь развития китайской

живописи, выяснить изменения, которые совершались в ней на протяжении

различных эпох, а сохранившиеся трактаты позволяют понять, какой

эстетический смысл вкладывали сами художники в свои произведения.

Китайская живопись представляет собой объединение художественного

искусства с поэтическим. На китайской картине не редко встретишь

изображение пейзажа и иероглифические надписи, поясняющие суть картины. В

китайском пейзаже можно увидеть голые островерхие горы севера, меняя

окраску от освещения дня. Белоснежные могучие сосны у их подножий,

выжженные солнцем пустыни с остатками древних городов, заброшенные скальные

храмы, тропические леса юга, населённые бесчисленным множеством зверей и

птиц. Незнающий человек скажет, что картины Китая однотипны, что одни

только « Ветки да горы». Хотя того не подозревая, что за всей этой чудной

природой кроется замечательные стихи. Лиричные и трепетные. Сложность

китайской живописи отпугивает того, кто с ним мало знаком. Его образы и

формы, его идеи, а зачастую и техника представляется нам не понятными. В

самом деле: откуда нам знать, что две дремлющие в прибрежных камышах

пушистые мандариновые уточки или летящая в небе пара гусей на картине

живописца являются символами не расторжимой любви, понятными каждому

образованному китайцу, а сочетание бамбука, сосны и дикорастущей сливы

мэйхуа (по-китайски: три друга холодной зимы), изображение которых мы

беспрерывно встречаем и на китайских картинах и на вазах, означают

стойкость и верную дружбу. И если мы взглянем на картину художника Ни Цзаня

(XIVв.), где написано тонкое деревце с обнажёнными ветвями, выросшее среди

маленького острова, затерянного среди безбрежной глади воды, мы

воспринимаем сначала лишь показанный художником печальный пейзаж. И только

прочтя помещённую в верху картины красивую надпись, понимаем, что художник

в этом лирическом и грустном пейзаже изображал не только природу, но хотел

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать