Искусство Китая

второй Вэйской столицы - Лояна. На стенах его гротов, относящихся к VI

веку, изображены в рельефах из мягкого известняка то царственные дарители

храма в роскошных китайских одеждах с китайскими лицами и причёсками, то

лёгкие и гибкие фигуры крылатых гениев, несущихся, подобно духам ханьских

рельефов, окутанных острыми складками длинных одежд и развевающимися

шарфами. Если близко подойти к стене, можно разглядеть и совсем

миниатюрные, прочерченные на ней рельефы, поражающие красотой линий и

законченностью каждой детали.

Однако, несмотря на известное сближение средневековой и древней

скульптуры, при их сопоставлении ощущается та гигантская разница в

мировосприятии, которая и является основным рубежом, отделяющим древнее

искусство от феодального. Ханьские рельефы сосредоточивают внимание на

действии. Человеческие чувства в них почти не затрагиваются. В рельефах

Юньгана и Луньмыня особенно ощущается стремление к передаче духовного,

возвышенного состояния человека. Грубые и тяжеловесные, парой примитивные

формы сочетаются в скульптуре этих храмов с образами, исполненными

необычайной чистоты и целомудрия.

В пору когда создавались храмы, скульпторы расписывались нежными

минеральными красками. Сейчас их следов почти не видно. Однако о принятой

те времена манере сочетать во едино скульптуру и живопись можно и теперь

узнать из ознакомления со скальными пещерами знаменитого храма Цаньфодун.

Этот монастырь, расширявшейся и дополнявшейся целое тысячелетие (с 366 по

1368), был не только местом паломничества монахов, но и крупным культурным

центром.

Скульптура периода Тан продолжала создаваться в тех же скальных

храмах, что и вэйская. Эту пору расцвета всех видов и областей китайского

изобразительного искусства скульптура достигала своего высочайшего подъёма.

В ней выделялись и развивались многочисленные жанры. Окончательно сложился

национальный художественный стиль, совпадающий с общим стилем искусства

Китая этого периода. Огромный подъём и широта культуры этого времени

изменили и содержания культурного искусства, приблизив его к светскому,

сообщив религиозным образом жизни утверждающую красоту и гармонию,

свойственные духу всей культуры периода Тан. Хрупкая грация,

одухотворённость и мистическая созерцательность вэйских божеств уступили

место более полнокровному и оптимистическому миропониманию.

Образы танской буддийской скульптуры многообразны. В многочисленных

буддийских монастырях можно видеть и страшных охранителей входа, Свирепо

попирающих ногой демонов, и многочисленные графические рельефы, где как бы

одной неотрывной линией скульптуры обрисовывали стремительность, плавность

и упругую гибкость летящих юных женщин с цветами в руках, можно видеть и

ярко раскрашенные, полные земной красоты глиняные изваяния лёссовых пещер

Цяньфодуна и Майцзишаня.

Все основные качества таньской монументальной пластики, как в фокусе,

сосредоточиваются в самой грандиозной скульптуре Лунмыня - статуе Будды

Вайрочаны.

Над всеми пещерами западного берега скального монастыря Луньмыня на

огромной открытой платформе высятся двадцатипятиметровая статуя Будды

Вайрочаны - божества света. Он сидит в величественной позе, полуприкрыв

свои длинные глаза, неподвижный и безмятежный. Лицо его, с полными

чувственными губами и бровями форме «полумесяца», не выражает никакой

отчуждённости от всего земного, и само как бы является воплощением земного

спокойствия и земной красоты. Огромные нимбы кругами расходятся по стене

вокруг его головы, подчёркивая классическую ясность его лица. Стоящие рядом

фигуры воинов-охранителей, которые своим уродством и страшным видом должны

были отпугивать от него злые силы. По контрасту как бы ещё больше выделяют

красоту этого бога-человека. Гигантская статуя в те времена являлась как бы

символом мощи буддийской религии, достигнутой в танское время. Однако в

действительности она скорее воплощала гуманистические идеалы этой эпохи,

широту и свободу её образов и эстетических представлений. Массивные идолы

вэйских пещер заключённые в свои тесные кельи, кажутся грубыми и при

сопоставлении с пластической свободой позы Вайрочаны.

Здесь, в этом храме , можно увидеть тот путь исканий который прошло

китайское искусство. Лицо Будды - китайское лицо, его тело такое мягкое и

пластичное. В отличии от статуй предшествующего времени он сочетает в себе

большую духовную выразительность с чисто физической красотой и гармонией

Такой же пластической красотой отличается и помещённые в гротах

Лунмыня статуи юношей-бодисатв ( учеников Будды, оставшихся на земле для

спасения людей), олицетворяющих идею доброты и милосердия. Они стоят,

слегка изогнувшись в гибком и плавном движении, выставив бедро и опустив

покатые плечи. Живописные складки скользящих тонких одежд и драгоценные

ожерелья ложатся вокруг тела, обрисовывая его. Они, не скрывая земной

красоты обнажённого тела, в то же время словно сливаются с ним, удлиняя,

облагораживая и делая особенно изящными его пропорции. Полные юношеской

прелести лица бодисатв не индивидуальны. Однако скульпторы танского

времени, стремившиеся воплотить в камне общий тип прекрасно нежного юноши,

сумели передать гуманистические, полные глубокого человеческого смысла

чувства человека, осознавшего своё внутреннее. Духовное богатство.

В танское время погребение императоров украшались подчас, так же как и

ханьские гробницы, скульптурными рельефами. Однако эти рельефы уже не были

связаны с буддийской религией и носили часто светский характер. Таковы были

расположенные Сиане шесть монументальных плит гробницы танского императора

Тай-цзуна. По традиции считают, что они были созданы по рисункам

знаменитого живописца Янь Ли-бэня. Выполняные в высоком рельефе на

вытянутых плитах из светло-серого известняка, они изображают запряженных

лошадей, стоящих, идущих и мчащихся в стремительном галопе. Взметнувшиеся

гривы летят по ветру, словно языки пламени, тонкие породистые морды

напряжены так, что в ни чувствуется трепет живых мускулов, ощущается

теплота живой плоти. Кажется, что эти образы, подобны коням Парфенона,

неповторимы. Однако если взглянуть на круглую глиняную скульптуру,

клавшуюся по обычаям в захоронения и представляющую собой вид очень

древнего народного творчества, то станет очевидным по совершенству и

пластической свободе форм, верности анатомии, а также разнообразию движения

представленных в ней конских фигур, встающих на дыбы, ржущих, мчащихся

галопом, что скульптура всех видов и жанров имела много общих черт и

отражала единые представления своего времени о мире.

«Маленькая пластинка»- лишь условное название принятое для керамики

танских захоронений. И в самом деле, часто глиняные скульптуры этого

времени отличаются не только весьма значительными размерами, но и подлинной

монументальностью. Человеческие эмоции этих народных изображениях переданы

простым, лишённым условности языком. Здесь мы можем увидеть чиновника

молящегося на коленях, Жанглёров, акробатов на шестах, придворных модниц,

гибких танцовщиц, музыкантов - словом целый мир предстаёт здесь перед

глазами. Каждая из ветвей танской скульптуры дополняет одна другую,

создавая единую картину.

Во время сунской династии полностью утрачивается буддийская

скульптура. С появление философского мышления исчезает и интерес к

индивидуальным эмоциям человека. А также и весь объем скульптурных работ.

Со временем сунская пластинка, несмотря на своё совершенство, постепенно

утрачивает гармонию физического и духовного, характерного для танского.

Лак, сандаловое дерево заменяют собой простые материалы VII - X веков.

Самыми интересными образцами сунской скульптуры являются лепные из лёссовой

глины портреты монахов из храма Майцзишань и фигуры женщин-дарительниц

(меценатов буддизма) из буддийских монастырей. Разнообразно

жестикулирующих, богато одетых и причёсанных, они составляют нарядные

покрасочным сочетаниям группы, имеющие глубоко светский бытовой характер.

Танский и сунский периоды завершили развитее китайской пластики, которая в

дальнейшие этапы постепенно теряет свою монументальную роль, переходя в

область прикладного декоративного искусства.

[pic] Прикладное Искусство

К

итайский народ, с его богатейшей фантазией, воспитанным тысячелетиями

тонким художественным вкусом и вошедшим в историю виртуозным мастерством

создал не протяжении времени множество известных всему миру изделий

художественного ремесла. С древнейших времён, из века в век, из поколения в

поколение передавались навыки и секреты изготовление изделий из различных

пород камня, дерева, из глины и лака, производство тканей и вышивок.

Тончайшие, с ажурной резьбой по краю, плоские диски «би»-древние знаки

императорского достоинства, выточенные в середине I тысячелетия до н.э. из

нефрита - камня более твёрдого, чем сталь, и хрупкого, как стекло, поражают

зрителя красотой своего фонтастического и вместе с тем строгого узора,

прозрачностью и драгоценной игрой фактуры камня. Уже в глубокой древности

мастера Китая, научившись выявлять и показывать художественные качества

материала, использованы с этой целью игру его цветов, пятна, различие

фигур, гладкость поверхности. Древнейшие сосуды из глины и камня

отличаются, подобно античным, совершенной гармонией форм и ясностью

членений.

Китайские мастера переняли от древности многие навыки, манеры и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать