Искусство Китая

столицы. Все главные сооружения выстроены по этой прямой оси. Таким

образом, все огромное пространство столицы являлось объединённым,

организованным и подчинённым единому замыслу.

Основным сооружением Пекина, расположенного в центре « Внутреннего

города», является императорский дворец, замкнутый высокими стенами и

названный «Запретным городом». Широкие площади мощённые светлым кирпичом,

закованными в белый мрамор каналы, яркие и торжественные дворцовые здания

раскрывают своё сказочное великолепие перед взором тех, кто, пройдя рядом

массивных крепостных ворот, начиная от площади Тяньаньмынь, проникает в

пределы дворца. Весь ансамбль состоит из соединённых друг с другом

просторных площадей и дворов, окружённых разнообразными парадными

помещениями, представляя зрителю смену всё новых и новых впечатлений

нарастающих по мере его продвижения. Весь Запретный город, окружённый

садами и парками, .то целый лабиринт с бесчисленным количеством боковых

ответвлений, в котором узкие коридоры выводят в тихие солнечные дворы с

декоративными деревьями, где парадные здания сменяются в глубине жилыми

постройками и живописными беседками. По основной оси, пересекающей весь

Пекин, расположены в стройном порядке самые значительные постройки,

выделяющиеся среди остальных зданий Запретного города. Эти сооружения,

словно вознесённые над землёй высокими платформами из белого мрамора, с

резными пандусами и лестницами, составляют ведущую, торжественную анфиладу

комплекса. Ярким сочным лаком своих колон и двойными изогнутыми крышами из

золотистой обливной черепицы, силуэты которых повторяются и варьируются,

центральные павильоны образуют общую торжественную ритмическую гармонию

всего ансамбля. Главное здание дворца - Тайхэдянь - павильон высшей

гармонии, подобно всем дворцовым деревянным павильонам, чрезвычайно наряден

и в тоже время отличается большой простотой и логичностью конструкции.

Высокие, покрытые лаком простые круглые колонны и покоящиеся на них

расписные балконы вместе с системой деревянных узорных кронштейнов «доу-

гун» поддерживают словно парящую над зданием двойную крышу. Эта крыша с

широкими, загнутыми к верху краями является как бы основой всего здания. Её

широкие выносы предохраняют помещение от беспощадного летнего зноя так же,

как и от чередующихся с ним обильных дождей. Лёгкие стены состоящие из

ажурных деревянных перегородок, служат как бы ширмами и не имеют опорного

значения. В павильоне Тайхэдянь, как ив остальных центральных сооружений

дворца, изгибы крыш, как бы облегчающие их тяжесть и ширину, отличаются

плавным спокойствием. Они придают всему зданию ощущение большой лёгкости и

равновесия, скрадывают его подлинные размеры. Величие масштабов сооружения

ощущается, главным образом, в интерьере Тайхэдянь, где прямоугольное

помещение заполнено лишь двумя рядами гладких колон и вся его протяжённость

и ясная простота предстают ничем не скрытыми от глаза.

Архитектурные сооружения XVIII - XIX веков продолжая развивать

традиции прошлого вместе с тем отличаются от более строгого духа

предшествующих периодов значительно возросшей пышностью, большей связью с

декоративными видами искусства. Загородный парк Ихэюань расположенный близ

Пекина, весь застроен лёгкими причудливыми беседками, многочисленными

орнаментальной скульптурой. Стремление к орнаментации, к детальной

разработке отдельных мотивов архитектуры, слияние декоративно-прикладных и

монументальных форм постепенно подготавливают отход от монументального

характера зодчества прошлых периодов. Однако в это время были проведены ещё

многочисленные восстановительные работы. Был восстановлен Храм неба,

реставрирован Запретный город, сохранившие свой первоначальный величавый

дух. В этот же период строятся такие красивые совершенные по формам и

живописные постройки, как галерея Чанлан (длинная галерея) в парке Ихэюань,

горбатые мраморные мосты, образующие словно замкнутое кольцо вместе со

своим отражением, и т.д. Однако уже к концу XIX - началу XX века всё

растущие вычурность и прихотливость узоров привели к утрате органического

соединения орнамента и формы здания. XIX век явился заключительным этапом в

развитии блестящей и своеобразной архитектуры Китая.

[pic] Скульптура

К

огда мы говорим о скульптуре Китая, перед нашим мысленным взором возникают,

словно полные безудержного движения, терракотовые фигуры танского времени:

мчащиеся или вздыбленные кони, юные девушки-танцовщицы, взмахивающие

длинными рукавами, тонкие и одухотворённые лица буддийских божеств из

пещерных храмов или занимательные фантастические рельефы ханьского времени.

Зная высокий уровень этих произведений, трудно поверить, что в самом Китае

и в древности и в средние века скульптура считалась не видом искусства, а

всего лишь ремеслом. И если о живописи эпохи феодализма было написано в

средние века множество книг, то о скульптуре Китая человечество смогло

узнать только тогда, когда в XIX - XX веках постепенно были обнаружены

сохранившиеся памятники, которые дали богатый материал для исследования. До

недавнего времени заброшенные, многие буддийские пещеры храмы теперь

открыли науке новую эпоху в изучении скульптуры, стеной живописи и легенд

средневекового Китая.

Скульптура феодального Китая имела, пожалуй, не менее длительные

традиции, чем живопись. Однако древнюю скульптуру от средневековой отделяет

значительно более трудный путь исканий и преобразований, чем тот, который

за это же время совершила станковая живопись.

Скульптура, так же как и древняя, была связана с религиозными

культами. Но если рельефы ханьского времени с их повествовательностью,

бесконечными историческими анекдотами, соединением фантастических и бытовых

жанров мотивов имели скорее светский характер и были порождением собственно

китайской мифологии, то скульптура возникла одновременно с распространением

буддизма в Китае и отразило новые темы, новы чужды Китаю образы и

религиозные представления. Эти новые образы, столкнувшись со старыми,

сильными и устойчивыми традициями Китайской культуры, лишь постепенно

слились с ней и стали её частью уже по прошествии длительного времени.

Буддийские монастыри, строительство которых началось с большой

интенсивностью в IV - V веках близ столиц и торговых путей, не облагались

налогами и вскоре начали играть крупную политическую и экономическую роль в

государстве. Лучшие художники, резчики и мастера-ремесленники как местные,

так и выписанные из Индии и центральной Азии создавали там буквально

бесчисленное множество скульптур.

В пустынных и каменистых, выжженных солнцем окрестностях города

Пинчэна, где летом синие безоблачное небо освещает высохшие русла рек и

гряды горных вершин, с далёкого расстояния открывалось паломникам или

путникам протянувшаяся на сотни метров скала, прорезанная нишами и

пещерами. В её мягкой и зернистой, словно бархатной, поверхности серо-

золотистого песчаника и был высечен старинный буддийский монастырь. Юньган

( Храм заоблачных высот). Огромные пятнадцати- и семнадцати метровые фигуры

«великого учителя» Будды и поныне заполняют тесные ниши его пещер. Они

сидят и стоят, срастаясь с массивом скал, эти созданные не то природой, не

то людьми фантастические гиганты с поднятой в жесте поучения рукой,

застывшей улыбкой на чётко высеченных губах и устремлёнными вдаль широко

раскрытыми глазами. Вокруг них вся поверхность скалы и снаружи и изнутри

испещрена мелкими и крупными рельефами и статуями, покрывающими стены

храма, словно каменный ковёр. Никакой системы в расположении пещер не было.

Они высекались в разное время и в разных местах. Это целый город - лабиринт

в горах со множеством огромных гротов и крошечны ниш, многие из которых,

помещались на гигантской высоте, соединялись прежде висячими балконами и

недоступны сейчас для человека. Люди изваяли из камня целые повести и

легенды, мифологические и религиозные притчи о жизни Будды и его учеников.

Но и там, где скала ни чем не заполнена, дикий камень, округлённый

выветренный временем, воспринимается как скульптура, так он мягок и

осязаем. По средине огромных пещер высятся изваянные из камня китайские

пагоды, служащие опорными столбами, покрытые сетью скульптур и рельефов.

Каждое, даже маленькое, пространство использовано для скульптуры.

В пещерах на потолках изображены индийские боги, змеиные головы, что

присущи , скорее, индийской культуре, нежели китайской. Особенно периоду

Сун. Изображение индийские святых говорит о том, что скульптура Китая много

взяла из индийской скульптуры и культуры. Хотя начиная с средневековья, мы

наблюдаем постепенную ассимиляцию иноземных образов, можно прочесть историю

сложения нового скульптурного стиля Китая.

Уже в V - начале VI века рядом с огромными и тяжеловесными фигурами

Будды появляются стройные и изящные, вычерченные смелой рукой опытного

китайского мастера графические рельефы. Здесь в буддийских легендах, можно

уже лица китайского типа. Китайские по рисунку одежды, мягкими линейными

складками напоминающие живописный метод Гу Кай-чжи, облекают бесплотные

тела. Всё здесь исполнено с тем блестящим мастерством и изяществом владения

ритмом линий, которым так славились рельефы Древнего Китая и станковая

живопись. Чужие образы постепенно становятся своими, чужие легенды

рассказываются на китайский лад. Еще больше это родство со старым Китаем

чувствуется в пещерах храма Лунмынь ( Ворота дракона), расположенного близ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать