Искусство Китая

техники, триционные формы узоров. Однако сами потребности, которые

выдвинула новая историческая эпоха, порадили и многочисленные, изменившиеся

из века в век, новые виды и техники художественного ремесла. Связоное с

бытом, со все растущими потребностями городского населения, художественное

ремесло в изобразительном искусстве Китая появилась не только одним из

самых массовых и популярных, но и одним из самых активных видов. Отличаясь

присущими всему китайскому искусству чертами стиля, оно в то же время более

часто видоизменялось, обновлялось и развивалось на протяжении веков.

Весь мир использует китайские вазы, чашки и другие предметы домашнего

обихода. Его удивительные формы удивляют нас. И заставляют восхищаться ими

снова и снова. У себя на родине китайский фарфор вместе с другими видами

искусства имеет широчайшее применение. Китайская керамика используется и

для облицовки скульптурных работ.

Хотя не каждый знает что китайский фарфор имеет большую историю. Он

является валютой и монополией для Китая. Эта история большого человеческого

труда и исканий.

Где тысячи людей, стремясь к совершенству, оставили свои труды и открытия.

Уже в древности китайцы для своих гончарных изделий употребляли сорта

высококачественной глины. Однако подлинная заслуга изобретения фарфора

принадлежит мастера средневекового Китая. Эпоху Тан, в период высокого

расцвета всех областей китайской духовной жизни, появились первые изделия

из фарфора, получившие быстрое распространение. Фарфор воспевался поэтами,

почетался как драгоценность.

Производству фарфора в Китае способствовали богатые залежи необходимых

для него материалов: фарфорового камня(естественного соединения полевого

шпата и кварца) и местной глины - каолина. Соединение этих двух составных

частей даёт необходимую пластичность и сплавляемость. Обработка фарфоровой

массы очень сложна. Материалы, прежде чем смешиваться, должны пройти

длительную обработку (дробление - для камня. Промывку и длительное гниение

в воде - для глины). Отформованные изделия подвергаются также длительной

(около года) просушке. Роспись красками, покрытие глазурью, куда для

придания цвета добавляются различные окислы металлов, - это также

длительный и сложный процесс, требующий великолепного знания особенностей

материала, изменение красочного состава после обжига и т.д. Расписанное

красками фарфоровые изделия заключались в особые капсюли и многократно

обжигались при различной температуре, доходящей до 1400о. Обжиг

производился в течение нескольких дней, после чего печи, представляющие

собой целые сооружения, в течение нескольких дней остывали. Однако мастера

должны были ходить в ещё горячие печи, где закладывались новые партии

фарфора.

Это краткое перечисление процессов изготовления фарфора далеко не

исчерпывает всего длительного, кропотливого и многолетнего труда, который

вкладывался в каждое художественное изделие. Каждый из фарфоровых предметов

Китая глубоко продуман, исполнен не как предмет ремесла, а как

самостоятельное художественное произведение, выполненное с таким же

вдохновением, свободой и смелостью, как и произведения живописи этого

времени.

Формы тонких сосудов округлы, мягки и массивны. Особенно славится это

время белоснежный фарфор, производимый в городе Синчжоу, гладкий и матовый,

сохранивший монументальность древних изделий. Многие сосуды этого времени

расписывались яркими цветными глазурями, куда примешивались окиси меди,

железа и марганца, дававшие жёлтые, коричневые, зелёные и пурпурные сочные

тоны. Но особенного разнообразия и благородства фарфор достигает XI - XIII

веках.

Китайская керамика имеет также как и поэзия и живопись точку перелома

в своём развитии. При тайском периоде керамика имеет разнообразную цветовую

гамму. Но при суне она уже отличается простотой и скромностью. Китайская

керамика имеет точные и тонкие линии и простоту цвета. Сунские мастера-

керамисты были такие же поэты как и сунские живописцы, знающие секреты

мастерства и природы.

Использование природных красок свойственно для этого времени. Серо-

голубой и серо-зелёные цвета можно часто встретить на китайском блюде иле

вазе. Мелкие трещины это не дефект мастера, а тонко продуманный шаг.

Неровности глазури, засохшие капли облицовки и мелкие трещины по всей

поверхности дает ощущение законченности изделию.

Минский фарфор, отличие от сунского, многоцветен. Мастера

использовали его белоснежную поверхность как живописный фон, на котором

подчас целые пейзажные или жанровые композиции. Многоцветная нарядность

сменяет изысканную простату и нежность сунских монохромов. Сюжетов и типов

росписей, так же как и красочных сочетаний, появляется очень много - сине-

белый фарфор, расписанный под глазурью кобальтом мягкого и благородного

типа и рисунка, богатые красками цветные глазури, трёхцветные и пятицветные

и т.д. Ещё больше техник и типов фарфора появляется в XVII - XVIII веках.

Появляются чёрные гладкие и блестящие сосуды, сосуды, расписанные по верху

яркими и сверкающими эмалями. Вплоть до конца XVIII века, когда все

остальные виды искусства уже пришли в упадок, художественный уровень

китайского фарфора оставался высоким.

Виды танского и сунского прикладного искусства многообразны. В это

время выделывались по образцу древности бронзовые зеркала, богато

украшенные с оборотной стороны пышным рельефным узором цветущих растений,

резвящихся животных, птиц и плодов. Чисто подобные зеркала изготовлялись из

серебра, покрывались тончайшим слоем золота, инкрустировались перламутром и

драгоценными камнями. Мебель вышивки и ткани этого времени - все предметы

художественного ремесла стоят на высоком уровне искусства.

Достигшие в сунское время блестящего мастерства ткани «кэ-сы» (резаный

шёлк) особенно близки живописи этого времени. Узоры этих тканей создавались

по образцам известных художников. Кэ-сы отличается по виду необычайной

мягкостью, нежностью, какой-то особенно драгоценной зернистой матовостью

фактуры. Лёгкие птицы на ветвях, пейзажи; распускающиеся бутоны нежно-

розовой сливы мэйхуа - основные мотивы, изображённые в кэ-си.

Процесс изготовления этих тканей происходит следующим образом: на

станок натягивается нитяная основа, по которой в ручную ткётся поперечный

узор, а затем, отдельно, фон. Каждый цвет узора, каждый тон ткётся также

отдельно, благодаря чему узор как бы чуть-чуть отделён от фона откуда и

происходит название (резаный шёлк).

Прикладное искусство XV - XVIII веков - это целый особый мир, куда

словно перетекало живая жизнь из омертвевших живописных свитков.

В живом танце окутанные тонкими шарфами изгибаются красавицы,

выточенные с фантастической виртуозностью из цельного куска розового

кварца или агата, превратившегося по руками искусных резчиков в мягкий и

податливый материал. Ленивые буйволы дремлют в тени дерева, пляшут

захмелевшие рыбаки, идущие с рыбной ловли, бесчисленные добрые духи, демоны

- покровители быта, созданные с давних пор народной фантазией, фигурируют

как персонажи резьбы по дереву. Лица и фигуры этих деревянных изображений

отделаны с такой свободой и непринуждённостью, будто мастер не знал

никакого ограничения ни своей фантазии, ни своим техническим возможностям.

Общий объём и многообразие форм и техник прикладного искусства Китая

XV - XVIII веков и их периодов роль культуре выдвигают эту область на одно

из ведущих мест в искусстве Китая. Прикладное искусство как народное

творчество развивает это время многие качества культуры. Его мастерство,

массовость и доступность образов сделали эту область уже в давнее время

всемирно известной выразительницу художественных традиций китайского

народа.

[pic]

Заключение

Изучение Китая началось сравнительно недавно, лишь в конце XIX века.

Однако долгое время истинное лицо великой китайской культуры, вызывающей

чувство глубочайшего уважения, оставалось нераскрытым. В настоящее время

гигант, сбросивший с себя оковы многовекового рабства и достигший за

короткие годы таких значительных успехов во многих областях, привлёк к себе

внимание и величественная история, всепобеждающая сила его древней и

самобытной культуры являются как бы ключом к современному Китаю. Огромный,

прекрасный и ещё малоизвестный нам мир культуры Китая дополнил собой и

бесконечно обогатил наше представление об искусстве. Китай сегодня

осваивает бывшие многие столетия недоступным ему достижения Запада, и

вместе с тем он бережно сохраняет те ценности, которые созданы трудом и

талантом его народа. Настоящее этой грандиозной страны нельзя понять, не

зная её прошлого.

[pic] Список используемой литературы:

Искусство Китая М. 1988

Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая М., 1962

Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись М., 1972

Китайская классическая поэзия.

Советский энциклопедический словарь М. 1984

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать