Искусство Китая

Выражения лирических переживаний и настроений в поэтической форме стало

обычным в среде чиновничества. Поэтический восторг перед красотой природы

или прелестью воспоминаний о любви и дружбе рождали вдохновение, и слова

сами лились из души поэтов.

Возмущение и негодование, которыми кипели сердца от сознания позора,

ложившегося на отчизну, поруганную завоевателями, тоска и печаль при виде

горя народного, отливались в поэтические формы. Так появлялись эти

необыкновенные стихи, порой записанные на стене дома или на перилах моста.

Словом там, где поэта охватило вдохновение и где, переполненный им, он

пропел свою прекрасную песню.

В основе этих стихов не трезвая и холодная мысль(правда, следует

оговориться, что было немало стихов, подсказанных книжной мудростью,

философской и моральной доктриной), в основе их - чувства. Причём чувства

разные - ликование сердца при виде щедрой весны, листьев, цветов и солнце;

его печаль в осенний непогожий день, когда в душе, как и на небе, нет

просвета; тоска по безвозвратно прошедшей молодости и радость от

неожиданной встречи с другом... Нередко - это тонкие эмоции и порой едва

уловимые настроения, то подсказанные глубоко личными переживаниями, то

вызванные событиями исторической важности.

Подъем поэтической мысли, который охватил Китай в восьмом и девятом

веках, в десятом веке пошёл на спад. Не было уже крупных имен и талантов,

на сцену вышли поэты - эпигоны, которых увлекала пустая игра красивых слов

и звуков. В начале Сунской династии определенной известностью в поэзии

пользовалась псевдоклассическая школа «сикунь», сосредоточившая свой

интерес на эстетско-формалистическом отборе лексики. Это школа считала, что

она продолжает линию танского поэта Ли Шан -иня, однако в действительности

её поэты подражали худшим сторонам поздней танской поэзии. Их творчество

тяготело к оторванной от жизни, бездушной и бедной эмоциями, чисто

пейзажной лирики. Против влияния школы «сикунь» в поэзии выступил в конце

десятого века Ван Юй- чен, а в одиннадцатом веке активную борьбу с нею

повели Мэй Яо- чэнь и Оуян Сю. Таким образом, сунские поэты, как в свой

время и танское, росли и совершенствовались в борьбе с формалистическим

течением в поэзии, эпигонски копировавшим своих предшественников.

Время Танской и Сунской династий не прошло даром. Поэты жившие в тот

период, оставили большой след в искусстве, а точнее, в поэзии Китая.

[pic]

[pic] Архитектура

И

стория развития китайского зодчества неразрывно связана с развитием всех

видов искусства Китая и особенно живописи. И архитектура и живопись этой

эпохи являлись как бы различными формами выражения общих идей и

представлений о мире, сложившихся ещё в глубокой древности. Однако в

архитектуре существовали ещё более давние правила и традиции, нежели в

живописи. Основные из них сохранили своё значение на протяжении всего

периода средневековья и образовали совершенно особый, непохожий на другие

страны торжественный и вместе с тем необычайно декоративный художественный

стиль, который отразил жизнерадостный и одновременно философский дух,

свойственный в целом искусству Китая. Китайские зодчий был таким же поэтом

и мыслителем, отличался тем же возвышенным и обострённым чувством природы,

что и живописец- пейзажист.

Горы, высоко вздымающиеся скалы, Сады и другие части природы

составляют панораму для здания. Китайский зодчий похож на художника. Он

высматривает место и прикидывает что будет сочетаться с этим местом. Он

никогда не построит здания, если оно не будет сочетаться с окружающим

массивом. Один из художников- пейзажистов в своём поэтическом трактате о

живописи передал то ощущение естественной взаимосвязи архитектуры и

пейзажа, которое свойственно этому времени: «Вверх башни храмовой пусть

будет у небес: не следует показывать строений. Как будто есть, как будто

нет... Когда на ровном месте высятся храмы и террасы, то надо бы как раз,

чтоб ряд высоких ив стал против человеческих жилищ; а в знаменитых горных

храмах и молельнях достойно очень дать причудливую ель, что льнёт к домам

иль башням... Картина летом: древние деревья кроют небо, зелёная вода без

волн; а водопад висит, прорвавши тучи; и здесь, у ближних вод - укромный

тихий дом».

О том какие архитектурные замыслы сложились ещё в глубокой древности,

свидетельствует одно из самых старых, уцелевших до наших дней сооружение -

Великая китайская стена. Это великое произведение человеческих рук,

стоившееся с IV - III веков до н.э., является одним из самых

величественныхпамятником мирового зодчества. Выстроенная по северной

границе Китая для защиты страны от кочевников и прикрытия полей от песков

пустыни, стена первоночально простиралась на 750 км, затем, после

многовековых достроек она превысила 3000 км. Китайские зодчие строили стену

лишь только по самым крутым хребтам. Поэтому в некоторых местах стена

описывает настолько резкие повороты, что стены почти соприкасаются. Стена

имеет в ширину от 5 до 8 метров, а ввысоту от 5 до 10 метров. По

поверхности стены идут зубцы и дорога, по которой солдаты могли

передвигаться. По всему периметру проставылены башенки, через каждые 100 -

150 метров, для светового оповещения о приближении врага. Стена сначала

была собрана из утрамбованного леса и камыша, затем её облицевали серым

кирпичом.

Памятников древнего и раннего искусства до на дошло крайне мало .

Города состоявшие из лёгких деревянных построек, сгорали и разрушались,

пришедшие к власти правители уничтожали старые дворцы и возводили на их

места новые. В настоящее время трудно показать последовательную картину

развития архитектуры. Китайская дотанского времени. Значительно лучше

сохранились культовые сооружения - пагоды, строившиеся из кирпича и камня.

В спокойных и строгих кирпичных пагодах танского времени всё дышит

монументальной простотой. В них почти отсутствуют какие-либо архитектурные

украшения. Выступающие углы многочисленных крыш образуют прямые и чёткие

линии. Самой известной пагодой танского времени является Даяньта ( Большая

пагода диких гусей), выстроенная в пределах тогдашней столицы Чанъань

(современная Сиань) в 652 - 704 годах. Расположенная на фоне горной гряды,

словно составляющей всему городу обрамление, Даяньта видна на огромном

расстоянии и высится над всем окрестным ландшафтом. Тяжёлая и массивная,

напоминающая крепость в близи (её размеры: 25м. в основании и 60м. в

высоту). Погода благодаря гармонии и вытянутости пропорций издали

производит впечатление большой легкости. Квадратная в плане ( что

характерно для этого времени), Даяньта состоит из 7 равномерно суживающихся

к верху и повторяющих друг друга совершенно одинаковых ярусов и

соответственно уменьшающихся окон, расположенных по одному в центре каждого

яруса. Подобное расположение создаёт у зрителя, захваченного почти

математическим ритмом пропорций пагоды, иллюзию ещё большей её высоты.

Возвышенный духовный порыв и разум словно сочетались в благородной простоте

и ясности этого сооружения, в котором зодчий в простых, прямых линиях и

повторяющихся объёмах, так свободно устремлённых к верху сумел воплотить

величавый дух своего времени.

Далеко не все китайские пагоды подобны Даяньта. Более утончённые и

противоречивые вкусы сунского времени сказались тяготении к более

изысканным и лёгким формам. Сунские пагоды, обычно шестигранные и

восьмигранные, так же удивительно красивы. Они и поныне, располагаясь на

самых высоких точках, венчают своими стройными вершинами такие живописные,

тонущие в зелени и окружённые горами города, как Ханчжоу и Сучжоу. Очень

многообразные по своим формам и архитектурному орнаменту, они то покрыты

глазурованными плитами, то отделаны узором из кирпича и камня, то украшены

многочисленными изогнутыми крышами, отделяющими ярус от яруса. Нарядность и

стройность сочетаются в них с удивительной простотой и свободой форм. На

фоне яркой синевы южного неба и сочной зелени листвы эти огромные, сорока и

шестидесятиметровые светлые сооружения кажутся воплощением и символом

сияющей красоты окружающего мира.

Так же логическая ясность ощущается и в архитектуре китайских городов

и планировке городских ансамблей. Наибольшее количество деревянных

городских сооружений сохранилось до наших дней начиная с XV - XVII веков,

когда после изгнания монголов начиналось усиленное строительство и

востоновлению разрушенных городов. С этого времени столицей Китая

становится Пекин. Сохранивший и сей день многие из архитектурных памятников

древности. Кстати, Пекин - по- китайски Бэйцзин ( Северная столица) -

существует уже более 3000 лет. И не изменил планировки. В Пекине правильное

расположение улиц. В виде сетки. Техника симметрии в китайской планировки

города тоже присуща и не изменена со временем. Искусственно вырытые озёра

симметричны друг другу. Дома в Пекине выстроены фасадом на юг, а с севера

на юг идет магистраль, завершающаяся у северной границы города. Огромные

крепостные стены с могучими каменными надвратными башнями и воротами в виде

длинных туннелей замыкали город со всех сторон. Каждая пересекающая город

магистральная улица упиралась в подобные ворота, расположенные симметрично

друг против друга. Древнейшая часть Пекина называется «Внутренний

город»,она, в свою очередь, отделена от расположенного к югу «Внешнего

города» стеной и воротами. Однако общая магистраль связывала обе части

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать