Выражения лирических переживаний и настроений в поэтической форме стало
обычным в среде чиновничества. Поэтический восторг перед красотой природы
или прелестью воспоминаний о любви и дружбе рождали вдохновение, и слова
сами лились из души поэтов.
Возмущение и негодование, которыми кипели сердца от сознания позора,
ложившегося на отчизну, поруганную завоевателями, тоска и печаль при виде
горя народного, отливались в поэтические формы. Так появлялись эти
необыкновенные стихи, порой записанные на стене дома или на перилах моста.
Словом там, где поэта охватило вдохновение и где, переполненный им, он
пропел свою прекрасную песню.
В основе этих стихов не трезвая и холодная мысль(правда, следует
оговориться, что было немало стихов, подсказанных книжной мудростью,
философской и моральной доктриной), в основе их - чувства. Причём чувства
разные - ликование сердца при виде щедрой весны, листьев, цветов и солнце;
его печаль в осенний непогожий день, когда в душе, как и на небе, нет
просвета; тоска по безвозвратно прошедшей молодости и радость от
неожиданной встречи с другом... Нередко - это тонкие эмоции и порой едва
уловимые настроения, то подсказанные глубоко личными переживаниями, то
вызванные событиями исторической важности.
Подъем поэтической мысли, который охватил Китай в восьмом и девятом
веках, в десятом веке пошёл на спад. Не было уже крупных имен и талантов,
на сцену вышли поэты - эпигоны, которых увлекала пустая игра красивых слов
и звуков. В начале Сунской династии определенной известностью в поэзии
пользовалась псевдоклассическая школа «сикунь», сосредоточившая свой
интерес на эстетско-формалистическом отборе лексики. Это школа считала, что
она продолжает линию танского поэта Ли Шан -иня, однако в действительности
её поэты подражали худшим сторонам поздней танской поэзии. Их творчество
тяготело к оторванной от жизни, бездушной и бедной эмоциями, чисто
пейзажной лирики. Против влияния школы «сикунь» в поэзии выступил в конце
десятого века Ван Юй- чен, а в одиннадцатом веке активную борьбу с нею
повели Мэй Яо- чэнь и Оуян Сю. Таким образом, сунские поэты, как в свой
время и танское, росли и совершенствовались в борьбе с формалистическим
течением в поэзии, эпигонски копировавшим своих предшественников.
Время Танской и Сунской династий не прошло даром. Поэты жившие в тот
период, оставили большой след в искусстве, а точнее, в поэзии Китая.
[pic]
[pic] Архитектура
И
стория развития китайского зодчества неразрывно связана с развитием всех
видов искусства Китая и особенно живописи. И архитектура и живопись этой
эпохи являлись как бы различными формами выражения общих идей и
представлений о мире, сложившихся ещё в глубокой древности. Однако в
архитектуре существовали ещё более давние правила и традиции, нежели в
живописи. Основные из них сохранили своё значение на протяжении всего
периода средневековья и образовали совершенно особый, непохожий на другие
страны торжественный и вместе с тем необычайно декоративный художественный
стиль, который отразил жизнерадостный и одновременно философский дух,
свойственный в целом искусству Китая. Китайские зодчий был таким же поэтом
и мыслителем, отличался тем же возвышенным и обострённым чувством природы,
что и живописец- пейзажист.
Горы, высоко вздымающиеся скалы, Сады и другие части природы
составляют панораму для здания. Китайский зодчий похож на художника. Он
высматривает место и прикидывает что будет сочетаться с этим местом. Он
никогда не построит здания, если оно не будет сочетаться с окружающим
массивом. Один из художников- пейзажистов в своём поэтическом трактате о
живописи передал то ощущение естественной взаимосвязи архитектуры и
пейзажа, которое свойственно этому времени: «Вверх башни храмовой пусть
будет у небес: не следует показывать строений. Как будто есть, как будто
нет... Когда на ровном месте высятся храмы и террасы, то надо бы как раз,
чтоб ряд высоких ив стал против человеческих жилищ; а в знаменитых горных
храмах и молельнях достойно очень дать причудливую ель, что льнёт к домам
иль башням... Картина летом: древние деревья кроют небо, зелёная вода без
волн; а водопад висит, прорвавши тучи; и здесь, у ближних вод - укромный
тихий дом».
О том какие архитектурные замыслы сложились ещё в глубокой древности,
свидетельствует одно из самых старых, уцелевших до наших дней сооружение -
Великая китайская стена. Это великое произведение человеческих рук,
стоившееся с IV - III веков до н.э., является одним из самых
величественныхпамятником мирового зодчества. Выстроенная по северной
границе Китая для защиты страны от кочевников и прикрытия полей от песков
пустыни, стена первоночально простиралась на 750 км, затем, после
многовековых достроек она превысила 3000 км. Китайские зодчие строили стену
лишь только по самым крутым хребтам. Поэтому в некоторых местах стена
описывает настолько резкие повороты, что стены почти соприкасаются. Стена
имеет в ширину от 5 до 8 метров, а ввысоту от 5 до 10 метров. По
поверхности стены идут зубцы и дорога, по которой солдаты могли
передвигаться. По всему периметру проставылены башенки, через каждые 100 -
150 метров, для светового оповещения о приближении врага. Стена сначала
была собрана из утрамбованного леса и камыша, затем её облицевали серым
кирпичом.
Памятников древнего и раннего искусства до на дошло крайне мало .
Города состоявшие из лёгких деревянных построек, сгорали и разрушались,
пришедшие к власти правители уничтожали старые дворцы и возводили на их
места новые. В настоящее время трудно показать последовательную картину
развития архитектуры. Китайская дотанского времени. Значительно лучше
сохранились культовые сооружения - пагоды, строившиеся из кирпича и камня.
В спокойных и строгих кирпичных пагодах танского времени всё дышит
монументальной простотой. В них почти отсутствуют какие-либо архитектурные
украшения. Выступающие углы многочисленных крыш образуют прямые и чёткие
линии. Самой известной пагодой танского времени является Даяньта ( Большая
пагода диких гусей), выстроенная в пределах тогдашней столицы Чанъань
(современная Сиань) в 652 - 704 годах. Расположенная на фоне горной гряды,
словно составляющей всему городу обрамление, Даяньта видна на огромном
расстоянии и высится над всем окрестным ландшафтом. Тяжёлая и массивная,
напоминающая крепость в близи (её размеры: 25м. в основании и 60м. в
высоту). Погода благодаря гармонии и вытянутости пропорций издали
производит впечатление большой легкости. Квадратная в плане ( что
характерно для этого времени), Даяньта состоит из 7 равномерно суживающихся
к верху и повторяющих друг друга совершенно одинаковых ярусов и
соответственно уменьшающихся окон, расположенных по одному в центре каждого
яруса. Подобное расположение создаёт у зрителя, захваченного почти
математическим ритмом пропорций пагоды, иллюзию ещё большей её высоты.
Возвышенный духовный порыв и разум словно сочетались в благородной простоте
и ясности этого сооружения, в котором зодчий в простых, прямых линиях и
повторяющихся объёмах, так свободно устремлённых к верху сумел воплотить
величавый дух своего времени.
Далеко не все китайские пагоды подобны Даяньта. Более утончённые и
противоречивые вкусы сунского времени сказались тяготении к более
изысканным и лёгким формам. Сунские пагоды, обычно шестигранные и
восьмигранные, так же удивительно красивы. Они и поныне, располагаясь на
самых высоких точках, венчают своими стройными вершинами такие живописные,
тонущие в зелени и окружённые горами города, как Ханчжоу и Сучжоу. Очень
многообразные по своим формам и архитектурному орнаменту, они то покрыты
глазурованными плитами, то отделаны узором из кирпича и камня, то украшены
многочисленными изогнутыми крышами, отделяющими ярус от яруса. Нарядность и
стройность сочетаются в них с удивительной простотой и свободой форм. На
фоне яркой синевы южного неба и сочной зелени листвы эти огромные, сорока и
шестидесятиметровые светлые сооружения кажутся воплощением и символом
сияющей красоты окружающего мира.
Так же логическая ясность ощущается и в архитектуре китайских городов
и планировке городских ансамблей. Наибольшее количество деревянных
городских сооружений сохранилось до наших дней начиная с XV - XVII веков,
когда после изгнания монголов начиналось усиленное строительство и
востоновлению разрушенных городов. С этого времени столицей Китая
становится Пекин. Сохранивший и сей день многие из архитектурных памятников
древности. Кстати, Пекин - по- китайски Бэйцзин ( Северная столица) -
существует уже более 3000 лет. И не изменил планировки. В Пекине правильное
расположение улиц. В виде сетки. Техника симметрии в китайской планировки
города тоже присуща и не изменена со временем. Искусственно вырытые озёра
симметричны друг другу. Дома в Пекине выстроены фасадом на юг, а с севера
на юг идет магистраль, завершающаяся у северной границы города. Огромные
крепостные стены с могучими каменными надвратными башнями и воротами в виде
длинных туннелей замыкали город со всех сторон. Каждая пересекающая город
магистральная улица упиралась в подобные ворота, расположенные симметрично
друг против друга. Древнейшая часть Пекина называется «Внутренний
город»,она, в свою очередь, отделена от расположенного к югу «Внешнего
города» стеной и воротами. Однако общая магистраль связывала обе части