Ответы на вопросы к экзамену История дизайна и культуры

расчлененной системе машин для того, чтобы одни частичные машины непрерывно

давали работу другим частичным машинам, необходимо опре­деленное отношение

между их количеством, размерами и быстротой действия. Комбинированная

рабочая машина, пред­ставляющая теперь расчлененную систему разнородных

отдель­ных рабочих машин тем совершеннее, чем непре­рывнее весь выполняемый

ею процесс, т. е. чем, с меньшими перерывами сырой материал переходит от

первой до послед­ней фазы процесса, следовательно чем в большей мере

пере­мещается он от одной фазы производства к другой не рукой человека, а

самим механизмом. Поэтому, если в < мануфактуре > изолирование отдельных

процессов является принципом, вытекающим из самого разделения труда, то,

напротив, в разви­той фабрике господствует принцип непрерывности отдельных

процессов.

Система машин, покоится ли она на простой кооперации однородных рабочих

машин, как в ткачестве, или на сочетании , разнородных машин, как в

прядении, сама по себе составляет большой автомат, раз ее приводит в

движение один первичный двигатель, сам порождающий собственное движение.

Однако система в целом может приводиться в движение, например, паровой

машиной, между тем как отдельные рабочие машины для известных движений все

еще нуждаются в содействии ра­бочих, как, например, до введения

автоматических мюль-машин оно требовалось для запуска мюлей, а при

тонкопрядении тре­буется еще до настоящего времени; или же определенные

части машины для выполнения своих операций должны подобно ору­дию

направляться рабочим, как было в машиностроении до превращения поворотного

суппорта в автоматиче­ский механизм. Когда рабочая машина выполняет все

движе­ния, необходимые для обработки сырого материала, без содей­ствия

человека и нуждается лишь в контроле со стороны рабочего, мы имеем перед

собой автоматическую систему машин, которая, однако, способна к постоянному

усовершенствованию в деталях. Так, например, аппарат, автоматически

останавли­вающий прядильную машину, как только оборвется хотя бы одна нить,

и автоматический выключатель, останавливающий

усовершенствованный паровой ткацкий станок, как только на ткацком челноке

окончится вся уточная нить, являются вполне современными изобретениями.

Примером как непрерывности производства, так и проведения автоматического

принципа может служить современная бумажная фабрика. На бумажном <

производстве > хорошо вообще изучать в деталях как раз­личие между

отдельными способами < производства >, имеющими в основе различные средства

< производства >, так и связь обще­ственных производственных отношений с

различными спосо­бами < производства >; старинное германское бумажное дело

дает образец < ремесленного > < производства >, Голландия XVII и Фран­ция

XVIII века образец собственно < мануфактуры >, а совре­менная Англия -

образец автоматического < производства > в этой отрасли; кроме того в Китае

и Индии до сих пор существуют две различные древнеазиатские < формы > этой

же промышлен­ности.

В расчлененной системе рабочих машин, получающих свое движение через

посредство передаточных механизмов от одного центрального автомата,

машинное производство приобретает свой наиболее развитый вид. На место

отдельной машины при­ходит это механическое чудовище, тело которого

занимает целые фабричные здания и демоническая сила которого, сначала

скрытая в почти торжественно-размеренных движениях его исполинских членов,

прорывается в лихорадочно-бешеной пляске его бесчисленных собственно

рабочих органов.

Мюль-машины, паровые машины и т. д. появились раньше, чем появился рабочий,

исключительное занятие которого со­стоит в производстве паровых машин, мюль-

машин и т. д.; точно так же как человек носил одежду раньше, чем появились

портные. Но изобретения Вокансона, Аркрайта, Уатта и т. д. могли получить

осуществление только благодаря тому, что эти изобретатели нашли

значительное количество искусных рабочих-механиков, уже подготовленных

мануфактурным периодом. Часть этих рабочих состояла из самостоятельных

ремесленни­ков различных профессий, другая часть была объединена и <

мануфактуры >, где, как упомянуто раньше, господствовало особенно строгое

разделение труда. С увеличением числа изобре­тений и возрастанием спроса на

вновь изобретенные машины все более развивалось, с одной стороны,

распадение машино­строения на многочисленные самостоятельные отрасли, с

дру­гой стороны — разделение труда внутри машиностроительных < мануфактур

>. Таким образом, мы находим здесь в < мануфактуре > непосредственную

техническую основу крупной промышленности. < Мануфактура > производила

машины, при помощи которых крупная промышленность устраняла < ремесленное >

и ману­фактурное < производство > .в тех отраслях, которыми она прежде

всего овладевала. Следовательно, машинное производство пер­воначально

возникло на не соответствующей ему материальной основе. На известной

ступени развития оно должно было произвести переворот в самой этой основе,

которую оно сперва нашло готовой, а затем развивало дальше, сохраняя ее

старую < форму >, и создать для себя новый базис, соответствующий его

собственному способу производства. Как отдельная машина остается

карликовой, пока она приводится в движение только человеком, как система

машин не могла получить свободного развития, пока на место уже

применявшихся двигательных сил — животных, ветра и даже воды — не пришла

паровая машина, так и все развитие крупной промышленности парали­зовалось

до тех пор, пока сама машина — характерное средство производства крупной

промышленности — была обязана своим существованием личной силе, личному

искусству, т. е. зависела от мускульной силы, верности глаза и виртуозности

рук, с ко­торыми частичный рабочий внутри < мануфактуры > или ремесленник

вне ее оперирует своим карликовым инструментом. Увеличение размеров машин-

двига­телей, передаточного механизма и. рабочих машин, увеличение сложности

и многообразия, а также строгой правильности со-> ставных частей рабочей

машины, по мере того как последняя порывает со своим < ремесленным >

образцом, первоначально все­цело определявшим ее конструкцию, и приобретает

свободную < форму >, определяемую исключительно ее механической задачей;

развитие автоматической системы и все более неизбежное при­менение

материалов, труднее поддающихся обработке, напри­мер, железа вместо дерева,

— вот те естественно выросшие задачи, разрешение которых повсюду

наталкивалось на рамки, которые обусловливаются зависимостью работ от

личности рабочего и которые даже комбинированный рабочий персонал в <

мануфактуре > мог лишь несколько раздвинуть, но не уничто­жить по существу.

< Мануфактура не могла бы создать таких машин как например, современный

типографский станок, современный' паровой ткацкий станок и современная

чесальная машина. Переворот в способе производства, совершившийся в одной

сфере промышленности, обусловливает переворот в других сферах. Это

относится прежде всего к таким отраслям промыш­ленности, которые

переплетаются между собой как фазы одного общего процесса, хотя

общественное разделение труда до такой степени изолировало их, что каждая

из них производит само­стоятельный товар. Так, например, машинное прядение

выдви­нуло необходимость машинного ткачества, а оба вместе сделали

необходимой механико-химическую революцию в белильном, ситцепечатном и

красильном производствах. Таким же обра­зом, с другой стороны, революция в

хлопчатобумажном пряде­нии вызвала изобретение джина, машины для отделения

хлопко­вых волокон от семян, благодаря чему только и сделалось возможным

производство хлопка в необходимом теперь крупном масштабе. Но именно

революция в способе производства промышленности и земледелия сделала

необходимой революцию в общих условиях общественного процесса производства,

т. е. в средствах связи и транспорта. Средства связи и транспорта такого

общества, [стержнем] которого, употребляя выражение Фурье, были мелкое

земледелие с его подсобной домашней промышленностью и городское ремесло,

далеко уже не удовлетворяли потребностей производства в мануфактур­ный

период с его расширенным разделением общественного труда, с его

концентрацией средств труда и рабочих, с его колониальными рынками, а

потому и на самом деле претерпели переворот. Точно так же средства

транспорта и связи, унасле­дованные от мануфактурного периода, скоро

превратились в невыносимые путы для крупной промышленности с ее

лихо­радочным темпом и массовым характером производства, с ее постоянным

перебрасываниям масс капитала и рабочих из одной сферы производства в

другую и с созданными ею мировыми рыночными связями. Не говоря уже о полном

перевороте в па­русном судостроении, связь и транспорт были постепенно

при­способлены к способу производства крупной промышленности посредством

системы речных пароходов, железных дорог, оке­анских пароходов и

телеграфов. Но огромные массы железа, которые приходилось теперь ковать,

сваривать, резать, сверлить и формовать, в свою очередь требовали таких

циклопических машин, создать которые мануфактурное машиностроение было не в

силах.

Итак, крупная промышленность должна была овладеть характерным для нее

средством производства, самой машиной, и производить машины с помощью

машин. Только тогда она Создала адекватный ей технический базис и стала на

свои соб­ственные ноги. С ростом в первые десятилетия XIX века машин­ного

производства, машина на самом деле постепенно овладе­вала производством

рабочих машин. Однако лишь в последнее десятилетие колоссальное

железнодорожное строительство и оке­анское пароходство вызвали к жизни те

циклопические машины, которые применяются при постройке первичных

двигателей.

Здесь не надо учить все – просто прочитать и составить представление,

вычленив лишь самое важное.

Вопрос 4

Раскрыть проблему эстетики товаров

ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики)

Всесоюзный научно-исследовательский Государственного комитета Совета

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать