Оксфордского университета он подружился с Берн-Джонсом. Именно тогда он
начал писать стихи и увлекся средневековой архитектурой, читая Рескина и
Пьюджина.
В 1856 году он начал учиться под руковдством архитектора Дж.Е.Стрита, но
вскоре увлекся под влияньем Д.Г.Россетти увлекся живописью. Его
единственная завершенная картина "Королева Гиневра" ("Queen Guinevere (La
Belle Iseult)", 1858г., Галерея Тэйт, Лондон) выполнена в манере Пре-
Рафаэлитов. В 1859 году У.Моррис женился на джейн Бёрден, которая
изображена на многих картинах и фотографиях Д.Г.Россетти в образе "femme
fatale". В этом же году Моррис с женой переехал в свой знаменитый Красный
Дом, который специально для него спроектировал его друг Филлип Уэбб. В 1861
г.вместе с Уэббом, Россетти, Берн-Джонсом, Ф.М.Брауном, Маршаллом и
Чарльзом Фолкнером Моррис основал фирму "Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко."
Фирма занималась тем, что производила мебель, ткани, ковры. Берн-Джонс и
Моррис определяли главную концепцию фирмы и сосредоточились на подражани
средневековому ремесленному цеху. Они определяли искусство как "выражение
человеческой радости в труде" и рассматривали его как существенную часть
человеческой жизни. Как социалист Моррис хотел творить искусство для масс,
но в этом было слабое место его теории, потому что только богатые люди
могли себе позволить купить вещи, сделанные вручную. К сожалению, идеи
Морриса о возрождении средневековых техник ремесла совпали с эрой
наступления машинного производства и поэтому выглядели совершенно
нереальными. Но идеи были поддержаны в Англии (Arts and Crafts Movement) и
заграницей (Wiener Werkstatten, Deutsche Werkstatten и Deitsche Werkbund).
Моррис сыграл также важную роль в развитии частного книгопечатания,
основав свое собственное издательство Kelmscott Press в 1890 году. До сих
пор в лондонском доме У.Морриса, в Уэлтемстоу и в его в его поместье
Кельмскотт, в Оксфордшире хранится коллекция работ У.Морриса и его
современников.
Или: 1834-96, английский поэт, художник, мастер, проектировщик, социальный
реформатор и священник. Его долго считали одним из великих Викторианцев и
назвали самым великим английским проектировщиком 19-ого столетия. Находясь
в Оксфорде, Моррис со своим другом Эдвардом Берн-Джонсом, глубоко
интересовался ритуалами и архитектурой Средневековья. Однако, наибольшее
влечение Морриса пошло из произведений Джона Раскина, чьи идеи относительно
эстетства и социального продвижения он постепенно адоптировались. В 1856
году он был отдан учится архитектуре. В то время Моррис присоединялся к
братству Прерафаэлитов, и через поддержку Данте Габриэля Россетти начал
писать. В 1858 году он издал свой первый сборник стихов «Защита Геневры и
Другие Поэмы». За ним последовали «Жизнь и Смерть Джейсона» (1867) и
«Земной Рай» (1868-70), в котором группа средневековых норвежских
странников ищут землю, где не было бы ни смерти, ни страдания. Со своими
друзьями в 1861 году он открыл фирму декораторов, позже известную как
«Моррис и Компания», которая, отвечая на растущий индустриализм, искала
вдохновения в средневековом стиле и средневековых декоративных искусств.
Искусства и ремесла
Во второй половине ХIХ в. Англия была одной из передовых во всех отношениях
держав. Длительное и устойчивое правление королевы Виктории, следствием
которого стал экономический и промышленный подъем, сделало небольшую
островную страну «мастерской мира», законодательницей моды и стиля. Но
разве так уж хорош стиль, который позволяет сочетать абсолютно не
совместимые эклектичные вещи, загромождать интерьеры безвкусными
тиражированными машинными предметами «роскоши»? В противовес этому в
художественной среде родилось стремление возвращения к ручному ремесленному
производству уникальных и стильных вещей, что воплощали в своем творчестве
участники «Движения искусств и ремесел».
Промышленный подъем в Англии второй половины ХIХ в. привел к тому, что в
среде зародившейся буржуазии и представителей нового среднего класса
появилось стремление к украшению своего быта, домов и квартир, наполнению
их деталями и интерьерными вещицами, которые создавали бы иллюзию
«роскошной жизни». Но роскошь - понятие дорогостоящее, поэтому рынок
наводнили тиражированные промышленным способом «бронзовые » светильники из
крашенного гипса или великолепная «золоченая деревянная» резьба из папье-
маше. При этом в одной комнате могли находиться предметы различных
исторических стилей, огромное количество драпировок и массивных рам, что
делало интерьер безнадежно перегруженным, тяжеловесным и практически
непригодным для жизни. В подобном великолепии терялось так необходимое
человеку ощущение уюта.
Действие рождает противодействие, каким и стало «Движение искусств и
ремесел» (The Arts & Crafts Movement) – художественное течение, участники
которого пропагандировали возвращение к ремесленным народным истокам
творчества, стремились создавать эстетически продуманную среду обитания для
каждого человека. Идейными вдохновителями и теоретиками обновления
декоративных искусств в Англии были Джон Рескин (1819 - 1900) и его младший
современник и ученик Уильям Моррис (1834 - 1896).
По мнению Морриса и Рескина, основная беда современного им искусства была в
его механичности, фабричности, тогда как что может быть приятнее, чем труд,
работа, которые позволяют человеку самореализоваться и дарят наслаждение
творчества.
«Просто делать что либо руками уже должно быть удовольствием», -
пропагандировали они. Истоки подлинно народного, ремесленного,
человеческого творчества они нашли в искусстве Средневековья, когда еще не
изобрели хитроумных станков и машин, штамповавших «произведения искусства».
Мастера «Движения искусств и ремесел» создавали деревянную мебель,
расписанную мифологическими сюжетами в средневековой манере и отделанную,
наподобие ремесленных народных образцов, металлическими скобами, планками и
фурнитурой. Активно распространялись также обои и ткани, в том числе с
серебряным и золотым шитьем. Все детали оформленных художниками интерьеров,
и даже костюмы и платья жильцов были выдержаны в единой манере и цветовой
гамме, что создавало ощущение стилистической целостности и гармоничности
пространства.
Парадокс заключался в том, что ручное производство совсем не было дешевым,
и недорогая тиражированная промышленная «роскошь» опять оказывалась вне
конкуренции. Стиль «Движения искусств и ремесел», как и его прямой
наследник – модерн, оказался искусством для избранных, изысканным стилем
высокого искусства. Но что может быть лучше высокохудожественной
индивидуальности и неповторимости! Стремление человека к окружению себя
стильными вещами ручного производства не ослабевает и по сей день, и более
того, мы вновь наблюдаем рост интереса к рукотворному искусству.
Вопрос 6
Идея возрождения ремесел в России (Абрамцево Талашкино)
Возрождение
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ одна из форм народного художественного
творчества, производство фольклорных художественных изделий. Народные
художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и
деревенскому ремеслу >. Позже образовались работающие на рынок кустарные
промыслы, а также частные мастерские, вовлеченные в систему
капиталистического рынка и нередко не выдерживавшие конкуренции фабричных
товаров. В кон. 19 - начале.
20 вв. во многих странах началось < возрождение > народных художественных
промыслов, программно противопоставлявшихся массовому промышленному
производству бытовых изделий (в < России > < абрамцево -кудринская резьба,
мастерские в Талашкино и др.). В ряде стран народные художественные
промыслы (в Российской Федерации палехская миниатюра, дымковская игрушка и
др.) развиваются при поддержке государства.
Абрамцево
Начать надо с Амбрамцевского кружка. Это было артистическое
содружество, сложившееся в середину 1870-х годов вокруг С. И. Мамонтова,
промышленника, известного мецената, художественно одаренного человека.
Поэтому часто кружок называют мамонтовским. На протяжении четверти века
подмосковное имение Мамонтова «Абрамцево» оказалось крупным очагом
русской культуры, местом, куда иногда на целое лето, иногда на более
короткий
срок приезжали художники – от уже известных до совсем молодых. Среди
посетителей были Репин, Поленов, Васнецов, Серов, Врубель, Поленова. Здесь
много рисовали, усердно занимались живописью, открывая красоту
среднерусской природы и обаяние душевно близких людей ставили домашние
спектакли, осуществляли интересные архитектурные замыслы, работали в
специально устроенных кустарных мастерских.
Художественная жизнь Абрамцева – это, с определенной точки зрения,
история формирования «неорусского стиля», который оказался существенной
гранью модерна в России.
Амбрамцевский кружок никогда не имел ни своего устава, ни какой-либо
заранее сформулированной программы. Красота пользы и польза красоты –
такими двумя взаимосвязанными понятиями можно было бы условно
определить ту «домашнюю» эстетику, которая складывалась в духовной
атмосфере усадьбы.
Своим желанием отстаивать жизненную связь между красотой и пользой
мамонтовский кружок разделял распространенные убеждения эпохи. Об тогда
говорили и писали чаще всего как раз в той художественной среде, где
складывались принципы модерна. Своеобразие творческой ориентации
мамонтовского кружка заключалось в том, что соединение пользы и красоты
представлялось членам содружества не только серьезным общественным
долгом художественной интеллигенции, но и живой поэтической традицией,
органическим свойством крестьянского искусства, воплощающим в себе
важные черты народного идеала.
Следуя своим общественным идеям и творческим интересам, члены
Абрамцевского кружка организовали две мастерские: столярно-резчицкую
(1885) и керамическую(1890). И в том, и в другом случае дело касалось
попыток
возродить художественные кустарные промыслы, имея перед глазами
собранные в деревнях изделия народного искусства. Участники мамонтовской
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9