доступными большинству американцев. В начале 30-х годов бизнесмены стали
нанимать художников, графиков и театральных декораторов для придания
товарам внешнего вида, который привлекал бы покупателей. Назначению изделий
и простоте обращения с ними придавали столь же важное значение, как и их
внешнему виду. В скором времени дизайнерские фирмы стали набирать в штат
чертежников, модельщиков, инженеров, архитекторов и специалистов по
изучению рынка. В послевоенные годы в истории дизайна наметились две
тенденции. Приверженцы первого направления считали, что моральный долг
дизайнеров - способствовать эстетическому развитию публики, тогда как
другие, придерживаясь демократических взглядов, стремились дать публике то,
что она, скорее всего, желала получить и что определялось коммерческим
успехом. В 50 - 60-х годах дизайнерские фирмы, стремительно развиваясь,
использовали свой талант не только для оформления товара, но и для его
упаковки, для оформления интерьеров торговых помещений, витрин, выставок,
средств общественного транспорта, для изготовления фирменных знаков,
логотипов, фирменных канцелярских бланков, для разработки общей концепции
имиджа данной корпорации. Один из самых упорных и трудолюбивых мастеров из
поколения основателей дизайнерской профессии Генри Драйфус стал одним из
основателей науки эргономики, начав изучение человека и групп людей в целях
оптимизации процесса труда.
Аналоги Веркбунда – Баухауз, Вхутемас
Вопрос 14
Баухауз и Вхутемас как учебные исследовательские и творческие центры.
История возникновения. Крупные представители этих центров дизайна.
"Баухауз"
(Bauhaus), Высшая школа строительства и художеств, конструирования
(Hochschule fur Bau und Gestaltung), учебное заведение и архитектурно-
художественное объединение в Германии. Основана в 1919 архитектором В.
Гропиусом в Веймаре, в 1925 переведено в Дессау, в 1933 упразднено
фашистами. Руководители "Б.", опираясь на эстетику функционализма, ставили
целью выработать универсальные принципы современного формообразования в
пластических искусствах; они стремились к комплексному художественному
решению современной материально-бытовой среды, развивали у студентов
способность эстетически-творческого осмысления новых материалов и
конструкций, учили осознавать специфическую красоту функционально
обусловленных форм предметов, создаваемых в условиях современного машинного
производства. В "Б." главным звеном учебного процесса была трудовая
практика студентов в производственных, художественных и проектных
мастерских, где, наряду с работами этюдно-учебного характера, создавались
архитектурные проекты (в том числе типовые проекты жилых домов), образцы
массовой промышленной продукции (главным образом мебели, ламп, тканей),
произведения декоративной живописи и пластики. Преподавательскую и
творчески-экспериментальную работу в "Б." вели крупные архитекторы-
функционалисты (В. Гропиус, Х. Мейер, Л. Мис ван дер Роз), пионеры
современного дизайна (И. Иттен, Л. Мохой-Надь), а также некоторые художники-
авангардисты (П. Клее, В. В. Кандинский, Л. Фейнингер, О. Шлеммер).
Теоретическая и практическая деятельность "Б." сыграла важную роль для
утверждения принципов рационализма в мировой архитектуре 20 в. и
становления современного художественного конструирования. В области
изобразительного искусства "Б." был, в сущности, центром мирового
формализма. Его теоретики и главные вдохновители выражали ошибочные взгляды
на природу и задачи искусства, отрицали идейность искусства, отрицали
реализм.
Вхутемас
Высшие государственные художественно-технические мастерские, учебное
заведение в Москве. В. создан в 1920 постановлением Советского
правительства как "... специальное художественное высшее техническо-
промышленное учебное заведение, имеющее целью подготовить художников-
мастеров высшей квалификации для промышленности, а также конструкторов и
руководителей для профессионально-технического образования" (Собрание
узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства, 1920, 19
декабря, Ї 98, ст. 522, с. 540). Образован путём слияния московских 1-х и 2-
х Свободных художественных мастерских. Включал факультеты: художественные
(живописный, скульптурный, архитектурный) и производственные
(полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный и
металлообрабатывающий). Практически В. готовил в основном художников-
станковистов и архитекторов. Одновременно перед производственными
факультетами была поставлена задача подготовки художников нового типа,
способных работать не только в традиционных видах искусств пластических, но
и в создании всей предметной среды, окружающей человека (предметы быта,
орудия труда и пр.). Во В. (а также в учебном заведении и архитектурно-
художественном объединении "Баухауз" в Германии) впервые в мире были
созданы основы сложившейся позднее системы подготовки художников-
конструкторов (см. Дизайн). Важной частью нового метода обучения был
разработанный во В. и обязательный для всех студентов, независимо от
будущей специализации, пропедевтический (предварительный) курс, основанный
на сочетании научных и художественных дисциплин. Пропедевтический курс
должен был научить студентов языку пластических форм, законам формо- и
цветообразования (включал рисование как основу пластического искусств,
цветоведение, дисциплины, исследующие взаимоотношения между цветом и
формой, изучение принципов построения пространственной композиции и др.).
Эти законы авторы курса (В. А. Фаворский, П. Я. Павлинов, К. Н. Истомин, И.
М. Чайков, Н. А. Ладовский и др.) считали универсальными для создания как
произведений изобразительного искусства, так и для художественного
конструирования предметов быта и техники. Пропедевтические курсы позже
стали обязательными в мировой практике подготовки художников-конструкторов.
Разносторонняя подготовка на пропедевтическом курсе сочеталась с
последующей специализацией на выбранных студентами факультетах. На
производственных факультетах разрабатывали проекты трансформирующейся
мебели (кресла-кровати, шкафы-столы и т.д.), массовой посуды, светильников
и др. Во В. преподавали как художники-станковисты, продолжавшие традиции
русской художественной школы предреволюционных десятилетий (главным образом
Московского училища живописи, ваяния и зодчества - А. Е. Архипов, П. В.
Кузнецов, И. И. Машков и другие, - а также Д. Н. Кардовский, преподававший
в 1903-18 в Высшем художественном училище петербургской АХ), так и
представители производственного искусства (А. М. Родченко, В. Е. Татлин и
др.). На производственных факультетах практически претворялись
теоретические взгляды "производственников", отождествлявших художественное
творчество с производством социально и функционально целесообразных вещей,
которые, по их мнению, должны были определять характер всей бытовой среды в
социалистическом обществе. Такое отождествление приводило ряд педагогов В.
в их преподавательской практике на разных факультетах (а главным образом -
в публицистических выступлениях) к отрицанию образной природы и
познавательной роли искусства, к отрицанию его традиционных (и прежде всего
станковых) форм. 25 февраля 1921 В. И. Ленин посетил общежитие В.,
беседовал со студентами об учёбе и искусстве и критически отозвался о
футуристических увлечениях некоторых из них. В 1926 В. был преобразован во
Вхутеин.
Вопрос 16
Становление и развитие дизайна как профессии в Баухаузе и Вхутемасе.
Выработка принципов современного дизайна.
По книге
Вопрос 17
Hа первом этапе развития (1917-1922) дизайн формировался на стыке
производства и агитационно-массового искусства. Основным объектом стало
художественное оформление новых форм общественной активности масс:
политических шествий и уличных празднеств. Оригинальная конфигурация и
устройство трибун, агитационных и театральных установок, киосков доказали
обоснованность переноса акцентов с разработки новых стилистических приемов
на художественно-конструкторские проблемы. Hаиболее интенсивно развивается
графический дизайн, что проявляется в принципиально новом подходе к
созданию плаката, рекламы, книжной продукции.
Hеобходимо отметить немаловажную роль театра в становлении конструктивизма.
Всеволод Мейерхольд предоставил сцену для реализации данной концепции на
практике. Hа первый план выходит материальная сторона художественного
творчества, которое трактуется как сознательная и целесообразная
организация элементов произведения, как изобретательство. Конструктивизм
переориентировал представителей беспредметного искусства на социальную
целесообразность творчества. В качестве основателей конструктивизма, чье
творчество имело принципиальное значение для дальнейшего развития дизайна,
можно назвать В. Маяковского, В. Татлина, О. Брика, В. Кушнера, позднее -
Б. Арбатова, А. Веснина, В. и Г. Стенбергов, А. Гана, А. Лавинского, Вс.
Мейерхольда, А. Родченко, В. Степанову, Л. Попову. Их центром стал
созданный в 1919 году Совет мастеров, а позднее - ИHХУК и, главным образом,
Рабочая группа конструктивистов ИHХУКа (А. Родченко, братья Стенберги, К.
Медуницкий, К. Йогансон).
Преобладание в социальном заказе на дизайн элементов агитационно-массового
искусства предопределило активное участие в движении "от изображения к
конструкции" прежде всего художников и их профессиональных организаций.
Однако признание новой концепции формообразования пришло лишь в 1921 году,
когда произошли определенные изменения в экономической ситуации. Так
совпало, что именно этот год характеризуется наиболее активными и
плодотворными пространственными экспериментами конструктивистов. Прежде
всего необходимо отметить деятельность первых "красных художников"
(выпускников ппервых ГСХМ - Государственных свободных художественных
мастерских), организовавших Общество молодых художников ков (Обмоху, 1919-
1923). Оригинальные конструкции и теоретические манифесты К. Йогансона,
братьев Стенбергов и К. Медуницкого подробно разобраны в книге С. О. Хан-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9