Разработка коллекции мужской одежды на весну – лето 2002 г. под девизом «Закон соответствия»

утверждают, что мода – продукт и источник социального неравенства и

элитарности, другие, напротив, что она – результат и фактор развития

социального равенства и демократии.

Одни доказывают, что мода подавляет индивидуальность, другие – что она

способствует развитию индивидуальности.

Что же такое мода?

Слово «мода» происходит от французского «mode», которое в свою очередь

восходит к латинскому «modus», что означает мера, образ, способ. Есть

разные определения понятия «мода». По В. Далю, мода – это временная,

изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе, покрое одежды и в нарядах.

По высказыванию профессора МГТУ им. А. Н. Косыгина Татьяны Васильевны

Козловой: «Мода – непродолжительное господство в определенной общественной

среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, особенно

в костюме». Французский художник-модельер Пьер Карден (Piere Cardin)

сказал: «Мода – это обновление! Принцип, которому извечно следует природа!

Дерево сбрасывает старую листву, человек – наскучившую одежду. Когда вещи

становятся слишком привычными, люди от них быстрее устают. Мода спасает от

утомительного единообразия. Люди хотят нравится друг другу: быть красиво

одетыми, хорошо выглядеть – естественная потребность.»

Модными принято называть явления, вызывающие достаточно массовый

интерес и положительную оценку. Неотъемлемой особенностью модных оценок

является их временный характер. Мода может распространяться на вещи,

созданные в далеком прошлом.

Так, например: в Ассирии и Вавилонии социальный статус читался по длине

одежды: только высшие слои могли носить длинные рубашки и плащи. Так,

знаком отличия приближенных царя была длина и ширина бахромы по краю

одежды, а знаком свободного человека у греков – одежда белого цвета.

В готический период знаком принадлежности стала высота головного убора.

Мужским идеалом был уже не храбрый боец, а изнеженный молодой человек с

длинными завитыми волосами, украшенными цветами и одетый подобно женщине.

В период ренессанса основой в мужском костюме является античная туника,

дополненная различными эксцентричными деталями. В предшествующий период

туника собиралась поясом в складки.

Примером знака является цвет в костюме. В первой половине 18-го века,

период рококо, мужская мода вновь приспосабливается к тенденциям женской

моды. Но уже во второй половине 18-го века мужской костюм пробивает свой

собственный независимый стиль, однако платье еще шьется из тканей нежных

пастельных расцветок, в то время одинаковых с женскими.

На каждом историческом этапе одежда отражает «нравственно-эстетические»

представления своего времени. Изучение костюма, как элемента определенной

исторической эпохи, ее связь с социально-психологическими особенностями

людей определенного вида – предмет исторической психологии. Так, одежда

древних греков, считающих человека «мерой всех вещей», имела пять

особенностей: закономерность, организованность, пропорциональность,

симметричность и целесообразность.

В Древнем Риме о культуре и образованности человека судили по тому, как

именно задрапирована тога.

Мода всегда отражала уровень развития мировоззрения общества.

В 16-19-тых веках в разных языках слова «мода» было связано со словом

«обычай». Старинная французская пословица гласит: «В каждом краю – своя

мода», т.е. в каждом краю существуют свои обычаи. «Мода отличается от

обычая, как вид от рода. Мода – это приходящий обычай» - Пьер Ларусс.

Утверждения, что мода – изменчива, непостоянна, легкомысленна – трюизм,

которым злоупотребляют не только журналисты. Что мода меняется известно

даже детям.

Однако, несмотря на эти очевидные изменения, функционирование самой

моды – процесс постоянный. Какова ценностная основа этого постоянства? Если

модные стандарты время от времени обесцениваются, то за что люди ценят

моду? Вероятно, существует некоторое ценностное «ядро», которое создает

постоянство моды. Это «ядро» – набор основных модных ценностей. Лишь когда

какие-либо стандарты и объекты обозначают весь набор этих внутренних для

моды ценностей, можно говорить, что они обладают модными значениями, т.е.

являются модными. К этим ценностям относятся современность,

универсальность, демонстративность и игра.

Обычай – антипод моды, но это не значит, что сам он не может наделяться

модными значениями, т.е. быть во власти моды.

Даже религия, в принципе противоположная моде, может вовлекаться в

орбиту модного поведения. В наше время мода на религию – не такое уж редкое

явление. Мода способна наделять своими значениями самые различные ценности,

в том числе и религиозные.

В конце 20-го века мода вновь обращается к религии. Не в том ли

парадокс, что она сама стала религией для многих?

Минимализм обретает новые лозунги: аскетизм, духовность, «божественная»

простота. Современный человек привык к комфорту, а потому одежда,

напоминающая рубище отшельника, повторяет каждое движение. Крест – символ

христианской веры – претерпевает изменения, превращаясь в цветок, то в

сложную фантастическую композицию. Наблюдается постоянное присутствие

головного убора, он

[pic] [pic] [pic]

приобретает форму рясы, а образ модели олицетворяет «модных монашек».

Данная коллекция показывает слияние стилей религиозного и японского.

Большая целостность мировосприятия, тесная связь с религиозными и

нравственными идеями, присущая всей культуре, характерна и для японского

искусства.

Японский костюм воспроизводит многоликий и необычайный мир

художественных образов и форм, он прост и графичен по своим линиям. В

каждом костюме заложена определенная символика. В нем символично все:

покрой, качество и рисунок ткани; сочетание цветов, тематика и характер.

Так прозрачно-белый лотос ассоциировался с летом и выражал чистоту и

целомудрие, золотистая хризантема соответствовала осеннему настроению.

Ткани в костюме тщательно подбирались по цвету, приглушенным и нежным

оттенком.

Ценность ощущения давности вещи, сочетается всегда в японской эстетике

с принципом чистоты.

Принцип чистоты, понимаемый как в духовном, так и в физическом смысле,

с самых давних времен утвердился как важный закон жизни.

Японцы с древности обожествляли природу, считали, сто она не умирает,

продолжая жизнь в вещах. Отсюда следует их необыкновенно бережное

стремление не убить ее естественной красоты, а превратить религию в

искусство, а искусство сделать религией. Кроме отражения природы в моде,

большое значение на цветовую гамму в костюме имел чайный культ, к которому

была привержена правящая верхушка Японии.

[pic][pic][pic]

Так сочетание цвета металлических сосудов для кипячения воды,

керамической чаши и вазы белого или зеленовато-желтого цвета, узаконивает

главный окрас в японском костюме: золото, охра, бежевый, белый, зелень.

Культ принес в японское художественное сознание красоту,

ориентированную на реальные человеческие потребности и быт, что оказало

огромное воздействие на эстетические представления самых широких слоев

населения..

В древние времена мужчины носили одежду в виде широкого, сшитого в

нескольких местах полотнища с длинными рукавами, которую подпоясывали

веревкой, штаны и матерчатую повязку вокруг головы. Со временем штаны стали

шире, а куртка свободнее, рукава удлиняются и почти достигают колен.

Нередко одежду шили из тонких полупрозрачных тканей.

В Византийской империи зародилась и развивалась новая своеобразная

культура, впитавшая в себя и эллинистическую и восточную – христианскую. С

принятием и распространением христианства в Византии постепенно формируется

несравненно более сложная система отношения человека к вселенной.

Становление Византии тесно связано с развитием новой религии –

христианства. Вопросы религии занимают в жизни общества одно из главных

мест. Вселенная воспринималась византийцами как единая система мироздания.

На этой почве возникает сложная система символов, как бы объединяющая

видимый мир с невидимым божественным миром. Символический смысл, прежде

всего, относился к цвету – голубой цвет неба, зеленый – символ надежды.

Золотой цвет – символ божественной энергии, святого Духа, чистоты. Золото

было «предметом первой необходимости» в этом особом языке священных

символов и в парадных одеждах византийских «базилевсов» и их придворных.

Понятие о реальной земной жизни, как о юдоли скорби и греха, нашло свое

отражение и во внешнем облике людей Византийской империи. Тело должно было

быть закрытым. Античная обнаженность, выявляющие фигуру легкие ткани – все

это воспринималось как соблазн, как порождение дьявола. Создается новый

идеал красоты; прекрасным может быть только лицо, ибо человеческая душа,

духовное начало, смотрит на мир глазами, и ими познается как добро, так и

зло.

Однако новое учение не изменило природы людей, их естественных

потребностей и желаний. Стремление к красоте не только не пропало, но

расцвело с какой-то особенной силой. Люди, отрицавшие ценность видимого

мира, восставшие против роскоши, были создателями такой красоты, такой

ослепительной роскоши, с которыми не многое можно сравнить в мировом

искусстве.

Характерная черта восточного мужского костюма – штаны, закрывавшие

полностью ноги – вошла и в византийский быт. Это были разъемные штаны,

представлявшие собой длинные чулки, которые привязывались к поясу. Сверху

носили тунику с суживающимися к запястью рукавами. Качество ткани, длина

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать