Творчество Веласкеса

Творчество Веласкеса

Отдел образования Администрации

Верх-Исетского района

Реферат

по Мировой Художественной культуре

на тему:Творчество Веласкеса.

Екатеринбург 1999 г.

Cодержание.

1.Севильский период …………………………………… стр.5-7.

а) “Завтрак.”

б) ”Поклонение волхвов.”

2.Мадридский период ……………………………………стр.8-11.

а) ”Кузница Вулкана.”

б) ”Триумф Вакха.”

в) ”Сдача Бреды.”

3.Первая поездка в Италию …………………………….. стр.12-14.

а) “Сад виллы Медичи.”

4.Портреты 30-40 гг. ……………………………………..стр.15-16.

а) ”Портрет кардинал-инфанта Фердинанда.”

5.Вторая поездка в Италию …………………………….. стр.17-19.

а) “Портрет папы Инокентия Х.”

6.Поздний период ………………………………………..стр.20-28.

а) “Менины.”

Б) “Пряхи.”

7.Список литературы ……………………………………стр.31

8.Приложение ……………………………………………стр.32-

Введение.

Веласкес, Родригес де Веласкес ( Rodrigez de

Silva

Velasquez ), испанский художник, крупнейший представитель

испанского барокко.

Веласкес (Родригес де Сильва Веласкес) был одним из самых

известных живописцев Испании. Придворный живописец Филиппа IV ( с 1623

года ) писал картины на религиозные, мифологические ( “Вакх”, около

1628-1629 г.), исторические ( “Сдача Бреды”, 1634 г. ) сюжеты, сцены из

народной жизни ( “ Завтрак “, около 1617-1618 г. ),

острохарактерные портреты (“Иннокентий X”, 1650 г. ), групповой

портрет (“ Менины”,1656 г. ), правдивые и поэтические сцены труда (

“Пряхи” , 1657 г. ). Живопись Веласкеса отличается смелостью

реалистических наблюдений, умением проникнуть в характер людей,

обостренным чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита.

Перед образами, вызываемыми художником, непосредственно

испытывается чувство не внешней, поверхностной связи явлений, а чувство

связи реальной; испытывается чувство непрерывной цепи, которая

соединяет живущее существо с произведением художника, несмотря на

пространство и время. Люди, животные, растения, элементы, видимые

и неосязаемые, - все живет во всей своей активности и силе .

Он вносит в свои картины то, что заставляет кровь циркулировать под

кожей, мускулы - напрягаться, все части тела с их костями быть в

гармоническом строе, траву и листья – колыхаться, облака – нестись

по небу … Поистине, его творения более жизненны, чем сама жизнь: в них

все ее элементы раскрывают себя непосредственно и реально в одном

неуловимом синтезе. Пред этими неподвижными лицами, этими глазами,

словно открытыми на теневые стороны духа, пред этими жилыми

комнатами, которые наполнены напряженной жизнью молчания, и

перед этим бесконечным простором испытываешь какую - то

неловкость, галлюцинацию, почти мистический ужас.

Веласкес таинственен. Он самый таинственный из всех худож-ников.

От его творений исходит то таинственное в жизни, что ее под-держивает и

охраняет. И эта глубокая, высшая сила, как бы живущая в творениях

художника, не давит нас, а побуждает жить, думать, по-нимать,

одновременно исходит от него и влечет к нему.

Это потому, что он проник в законы, делающие жизнь таинст-

венной. C глубокой уверенностью устанавливает он тончайшие от-ношения,

связующие одно явление природы с другим. Веласкес вос-создает в целости

все множество впечатлений, им воспринимаемых, и умеет во всей

неприкосновенности перенести на холст всю тайну жизни.

Собрав много материала о Веласкесе и заинтересовавшись его

творчеством на уроках истории искусств, я решил писать реферат.

В реферате я выделил основные этапы творчества художника и сде-лал

анализ нескольких его картин (“ Cдача Бреды ”, “ Поклонение волхвов”,

Севильский период. Бодегоны.(1617-1623).

Самостоятельность проявилась уже в ранних полотнах севильского

периода, созданных в жанре бодегонов ( от испанского bodegon– тра-ктир,

харчевня ), изображавших скудные завтраки, кухонные сцены с немногими

полуфигурами. В этих произведениях с резкими светоте-невыми контрастами,

тяжелой и плотной живописью господствуют полные естественного

достоинства запоминающиеся народные типы (“Завтрак”, около 1617-1618 гг,

находится в Эрмитаже; сходная кар-тина 1618-1619, находится в Музее

изобразительных искусств в Бу-дапеште; “Старая кухарка”, около 1620 года,

находится в националь-ной Галерее Шотландии ,Эдинбург; “Завтрак двух

юношей “,”Водо-нос “, около 1621 года – обе находятся в музее Велингтоне

, Лондо-не).

“Завтрак”- это самая ранняя из всех известных картин Веласкеса. Она

написана около 1617-1618 гг. и изображает простых людей из народа.

“Завтрак” относится к числу бодегонов в самом буквальном смысле этого

слова, ибо изображенная сценка происходит в харчев-не, куда старик с

мальчиками зашли завтракать. Старик только что снял свою шляпу и шпагу,

отвязал белый воротник и повесил их тут же у стола, на стене. На

пришельцах скромная одежда из толстого, грубого сукна, белые холщовые

воротники. На столе, покрытом ска-тертью, минимум посуды – стеклянный

стакан, фаянсовая миска, но-жик. Так же умеренна и скромна пища:

несколько рыбешек, неболь-шой хлебец да два граната. По обычаю страны к

завтраку дают нем-ного вина, и круглое лицо мальчика, поднявшего

графин с вином, расплылось в довольной улыбке, обращенной к зрителям.

Более сде-ржанно ведет себя юноша, но и он выражает свое одобрение, красно-

речиво подняв большой палец правой руки. Слегка улыбается и ста-рик,

неторопливо приступая к трапезе. По тому, с какой любовью и тщательностью

написан каждый предмет на столе, каждая складка на скатерти и на одеждах,

видно отношение художника к простым, бед-но, но опрятно одетым людям,

персонажам его картины. Веласкес ценит их чувство собственного

достоинства, их умение довольство-ваться немногим, искренне радоваться

скромному достатку…

Художник намеренно ограничил палитру немногими, преимущест-венно

серыми и коричневыми тонами, однако чернота плотных теней привела к тому,

что звучность цветовых отношений запущена конт-растами темных фигур и

белой скатерти. Участие цвета к лепке объемных форм,

взаимоотношение теней и рефлексов пока еще не использованы в этой

картине. Однако когда Веласкес заметил, что стеклянный стакан с

золотистым вином отбрасывает на скатерть не плотную, а полупрозрачную

тень, имеющую в середине желтый от-свет,- он так и написал ее в картине.

Так, начиная с первых бодегонов, Веласкес постепенно, ощупью искал

свой путь- от “тенебросов” к колориту. К жанру бодегонов от-носятся и

немногочисленные ранние религиозные картины Веласке-са: “ Поклонение

волхвов” (1619, Прадо),” Христос в доме Марфы и Марии”( около 1620,

Национальная галерея, Лондон).

“Поклонение волхвов” по своим размерам относится к картинам,

писавшимся по заказам церквей и монастырей. В трактовке картины- в

простодушной убежденности и серьезности настроения- есть глу-бокая

убежденность Веласкеса в реальности изображаемого события, но само это

событие понимается им без всякого христианского спи-ритуализма. Так

поздравлять с новорожденным молодую мать,гор-дую своим первенцем, и

так приносить ему подарки могли бы и в крестьянских семьях Андалусии. В

своей трактовке Веласкес не при-бегает к традиционной для сюжета экзотике:

у волхвов нет ни тюрба-нов с перьями, ни восточных одежд; даже дары,

которые они держат в руках- серебряные кубки,- изделия севильских

ремесленников. Не-сомненно, что прототипами всех образов в

картине“Поклонение вол-хвов” были лица, взятые художником из окружающей

его реальной жизни. В образе молодого волхва со смуглым лицом и горбатым

но-сом можно усмотреть натурщика цыганского типа, каких немало в

Севилье, а в образе африканского волхва-негра с портовой набежной

Гвадалкивира. Черты лица Иисуса совершенно портретны, в них нет ничего

божественного, несмотря на слабое свечение нимба у его ма-кушки. Особенно

интересен образ Марии. Ее красивое здоровой красотой лицо лишено и

святости и аристократизма.Может быть,мо-делью здесь была севильская

крестьянка, в чем также убеждают ог-рубевшие от работы кисти очень больших

рук, которыми она береж-но поддерживает младенца. Действие происходит среди

руин. Сквозь пролет арки видны вечернее южное небо, гористый склон и

густая листва деревьев. В затемненном помещении лучи падающего света

резко выявляют обьемы фигур и лиц, сильно лепят рельефы складок на

тканях одежды. Здесь Веласкес использует еще приемы “тенебро-со”.

Однако в “Поклонении волхвов “ есть свои живописные особен-ности.

Несмотря на общий темный тон, картину отличают от корич-нево-серой гаммы

бодегонов поиски ярких и разнообразных цветов. У Марии розовая с

серебристыми оттенками кофта и зеленовато-си-няя юбка; у Иисуса-темно-

голубая лента и желтое одеяльце; у афри-канца-алый плащ; у

коленопреклоненного волхва плащ табачно-жел-того цвета надет поверх

голубой одежды. Кое-где на цветных тканях тени положены обычной тяжелой

темно-серой краской, но желтое одеяло и особенно розовая одежда

Марии написаны совершенно иначе. В ней нет совсем черноты; на гребнях

складки светло-розо-вые, серебристые, в углублениях красные, темно-алые.

Еще до переезда в Мадрид, в севильский период, Веласкес прояв-лял

интерес к колористическим проблемам и в своих бодегонах ста-вил

определенные задачи, опираясь на опыт испанских и фламандс-ких мастеров.

Поэтому быстрый рост колористического мастерства Веласкеса в Мадриде

был во многом подготовлен его ранним твор-чеством.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать