Творчество Веласкеса

“Кузница вулкана”, “Менины”, “Пряхи” и др. ).

Мадридский период (1623-1649).

Жизнь в Мадриде открыла Веласкесу возможность внимательного изучения

ценнейших королевских собраний живописи . Близость с испанской

культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 году Мадрид Рубенсом,

первая поездка в Италию ( 1629 – 1631 гг.) со-действовали расширению

его художественного кругозора и совер-шенствованию мастерства. В

необычных для испанской традиции картинах на античные сюжеты ( “Вакх”

или “Пьяницы”,1628-1629, “Кузница Вулкана”, 1630 - обе в Прадо), с их

острым чувством жи-тейской достоверности и оттенком иронии,

мифологические образы соединены со сценами, приближенными к реальности.

Сюжетом для картины “Кузница Вулкана” послужил один из ми-фов.

Веласкес усложнил психологическое содержание своей карти-ны, избрав

сюжетом момент мифа, повествующий о появлении Апо-ллона, и эффект,

произведенный его сообщением на присутствую-щих. Вместе с тем

Веласкес усилил бытовую конкретность обста-новки, убрав огнедыщаший

вулкан из пейзажа и заменив пещеру ин-терьером обыкновенной испанской

кузницы. Превосходно написан большой очаг в глубине кузницы. Художник

не только мастерски изображает желто-оранжево-розовое пламя раскаленного

горна-ис-точник освещения кузницы, но и с поразительной смелостью пишет

даже искры, летящие в воздухе в виде огненных точек. Общая то-

нальность картины приглушенная: в светло-коричневую гамму ху-дожник

вводит красноватые, оранжево-желтые, бурые оттенки, ко-торые с

наибольшей интенсивностью звучат в темно-золотисто-жел-том плаще Аполлона,

в красно-желтом раскаленном листе железа и в красно-розово-желтом пламени

горна. Но в коричневую гамму Ве-ласкес вводит и холодные, голубовато-

серые оттенки, они связаны с серо-голубым небом и ландшафтом, с зеленовато-

голубыми лаврами на венке Аполлона и с бело-желтым сиянием его нимба.

Эти оттен-ки, преобладающие в левом верхнем углу картины, находят свой от-

клик в правом нижнем, где полированный металл доспехов дает се-ребряный

с холодной желтизной отклик. В трактовке рабочих Велас-кес отошел от

буквального следования мифу и вместо помогавших Вулкану подземных

циклопов изобразил обнаженные мужские фи-гуры. Веласкес разрабатывает

для каждого персонажа жесты, движе-ния и мимику в соответствии с его

внутренним состоянием . Изобра-зив молотки застывшими в различных

положениях в руках кузнецов, Веласкес подчеркнул этим, что работа была

внезапно прервана но-востью, сообщенной Аполлоном. Художник

воспользовался описа-нием внешности Вулкана в мифологии и это дало ему

возможность отбросить каноны академизма в передаче пропорции

человеческого тела. Хотя ноги бога - кузнеца заслонены наковальней и

зрителю видна лишь обнаженная верхняя половина фигуры, художник так

убедительно написал слегка искревленное туловище и неровно

поднятые плечи, что создалось полное впечатление о хромоте Вул-кана.

Вместе с тем его “неправильный”,но прекрасно развитый, мус-кулистый торс

и крепкие руки говорят о большой физической мощи бога. Слегка

затененное, покрытое копотью сильное тело Вулкана мастерски написано

Веласкесом, художник даже чуть наметил розо-ватый отсвет от раскаленной

полосы железа, которую держит щип-цами Вулкан.

Решение Веласкесом образа Аполлона идет вразрез с установив-шийся

традицией. На первый взгляд Аполлон выглядит очень тор-жественно и

нарядно. Его золотисто-оранжевый плащ закинут через плечо, нога изящно

отставлена, на сандалиях голубые ленты и пряж-ки в виде сердец; его

увенчанные лаврами рыжеватые кудри окруже-ны сияющим нимбом. Казалось

бы, все атрибуты налицо, но образ лишен величия, благородства и красоты.

Все это скорее напоминает не бога Олимпа, а какого-то молодого повесу. В

изображенной сцене симпатии художника отданы не изнеженному Аполлону, а

хромому, загрубевшему от огня и дыма кузнецу Вулкану.

“Триумф Вакха” Веласкес написал в период между осенью 1628 и летом 1629

года. Картина отличается от полотен классицизма на эту тему своим

народным характером. Но нельзя согласиться, что в кар-тине изображены

только испанцы, а никаких мифологических пер-сонажей там нет. Конечно,

натурой для Бахуса Веласкесу послужил реальный испанский парень, в

картине художник явно отделяет два мифологических персонажа – Вакха и

полулежащего рядом с ним фавна. В то время как пьяницы одеты в

потрепанные плащи и рва-ные куртки, у Вакха и фавна обнаженные торсы.

Наготу Вакха при-крывает брошенное на колени белое полотно и очень

красивый си-ренево-розовый плащ. Чуть располневшее белое тело Вакха и

его белое лицо с нежной кожей весьма отличаются от загрубевших, об-

ветренных и обоженных солнцем коричневых, морщинистых лиц бродяг.

Тело фавна затенено и кажется смуглее, чем у Вакха, но его формы и

мускулатура даже еще красивее. На голове Вакха пышный венок из крупных

виноградных листьев-темно-зеленых и золотис-тых. Сцена происходит на

фоне холмистого пейзажа, под сенью ви-ноградников. Вакха окружила группа

бедняков-любителей выпить. Молодой солдат в желтой куртке, с портупеей и с

навахой за поясом. Став на колени, он вытянул шею, подставляя голову под

венок. По другую сторону от Вакха сидит парень, закутанный в грубый

плащ,с венком, уже водруженным на голову. Замечателен находящийся в

центре картины образ бродяги в старой измятой шляпе. Он двумя руками

держит перед собой чашу, до краев наполненную молодым вином. Широкая

улыбка открывает его крепкие, неровные зубы; гла-за весело блестят, он

смотрит прямо на зрителя, как бы протягивая ему чашу и приглашая выпить

вместе с ним. Сосед, ухватившись за его плечо, учавствует в этом

приглашении. Рядом с ним, преклонив колено перед Вакхом, стоит седой,

загорелый старик. Он благодарно смотрит на Вакха, подняв стакан с

красноватым вином. Свет, проходя сквозь стенки стакана, образует на

загорелой ладони стари-ка красный отсвет.Подошедший последним пришелец

спрашивает у ближайшего к нему подслеповатого оборванца разрешения

присое-динится к участникам пирушки. Оборванец смотрит на пришельца с

благосклонной улыбкой, красноречиво показывая рукой на висящую на своем

плече флягу.

В “Триумфе Вакха” преобдадают коричнево-серые тона, перехо-дящие в

одеждах в охристые и желтые, а в пейзаже в оливково-зеленые и

темные серо-голубые. Не умея еще объединить фигуры с пейзажем посредством

световоздушной среды, Веласкес все же стре-мится связать их сближением

тональных оттенков некоторых фигур с цветом холмов, земли, листвы. В то

же время в коричнево-серую гамму художник неожиданно вводит роскошный

шелковый сирене-во-розовый плащ Вакха.

“Триумф Вакха” показывает, какого уровня достигло искусство

Веласкеса перед первой поездкой в Италию.

В 1634 в Мадриде Веласкес создал одно из самых значительных

произведений европейской живописи исторического жанра. “Сдача Бреды” –

единственная историческая картина, которую Веласкес нам оставил. Она

включает несколько портретов, например: портрет самого победителя Спинолы

– спутника Веласкеса во время первого путешествия по Италии, может быть,

также и портрет самого ху-дожника, вероятно не бывшего при сдаче

Бреды. Но высшее значе-ние картины заключается в том, что по

красочным гармониям, по удивительным симфониям черных, серых, розовых и

белых тонов она может изображать все когда-либо бывшие в мире сдачи

городов в присутствии только двух доселе враждебных наций, с серебряною

головой победителя, доброжелательно наклоненной к подходящему со смирением

побежденному, с шумом леса поднятых копий и пол-ным спокойствием земли

и небес. На равнине Веласкес прекрасно поместил, как и на портрете

Оливареса, пылающий город, пресле-дующие и отступающие эскадроны. Но он

не мог согласиться дра-матизировать природу. Он сохраняет ее спокойствие,

и этим он обя-зан своим пониманием жизни. Пламя пожара теряется в вечном

хо-ре голосов окружающей природы, и деревья, равнодушные к битве, почти

скрывают всю ее суматоху. Однако, пребывает ни природа в мире,

опустошает ни ее война, человеку Веласкес уделяет всегда то место,

которое он и должен занимать. В картине с глубокой чело-вечностью

охарактеризована каждая из враждующих сторон. Пере-дача испанцам ключей

от нидерландской крепости Бреда – смысло-вой узел композиции,

утверждающей за побежденным право на ува-жение, а за победителем – на

великодушие. Огромное полотно, на- полненное серебристым туманом раннего

июньского утра и создаю-щее впечатление пространственной глубины, решено

в сдержанном изысканном колорите с тонко переданными валерами.

Первая поездка в Италию.(1629-1631 гг.)

В августе 1629 года художник через Барселону выехал в Италию. 19

сентября эскадра прибыла в Геную. Здесь Веласкес провел нес-колько

дней, осматривая коллекции картин во дворцах. Среди этих картин

внимание Веласкеса должны были привлечь работы Ван-Дейка, который

несколько лет назад был в Генуе и писал портреты знати. Веласкес,

вероятно, слышал восторженные отзывы Рубенса о его ученике. Портреты

детей, написанные Ван-Дейком, сумевшим передать естественность и обояние

детского возраста, несомненно запомнились Веласкесу и помогли ему сразу

же после возвращения из Италии создать полные жизни и изящества

портреты маленького инфанта Балтасара. Из Генуи Веласкес направился в

Милан, где, думается, не мог не видеть знаменитую “Тайную вечерю”

Леонардо да Винчи, поражающую каждого не только драматизмом события,

но и мастерской передачей пространства и световоздушной среды.

Из Милана через Верону Веласкес спешил в Венецию, чтобы уви-деть

наконец творения ее великих колористов. В Венеции Веласкес остановился

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать