Художественная культура Древнего Египта

Художественная культура Древнего Египта

ВВЕДЕНИЕ.

Самобытная культура Древнего Египта ("Страны Большого Хапи”) с

незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она

вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У

египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим

преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.

Неизгладимый след в истории мировой культуры оставило прекрасное и

целостное искусство Древнего Египта. Чтобы лучше понять его своеобразие,

надо помнить, что большая его часть возникла в связи с религиозными

верованиями древних египтян.

Нам известно несколько древнейших цивилизаций планеты Земля. И обычно

наше с ними знакомство начинается с удивления их произведениями искусства..

Египетская культура - целый мир, и ключ к его пониманию надо искать в

его истории, это она рассказывает нам о человеке и его времени.

Минули тысячелетия, живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не

иссяк. Напротив ! Но долгое время огромный пласт египетской истории был

неизвестен людям : ученые не могли расшифровать таинственные письмена-

иероглифы. . Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности , над

загадкой бились и античные философы , историки , писатели . " Вырезанные на

камне изображения - это магические знаки," -говорил римский поэт Лукиан ,

живший в I веке нашей эры . " Египетское письмо имеет символический

характер . Каждый иероглиф обозначает целое слово или даже фразу ", -

предполагал историк Плутарх, живший на рубеже I и II веков. Писали о

египетских иероглифах и Апулей, и Геродот, и многие многие другие. Но

понадобился кропотливый труд многих поколений исследователей , чтобы до

конца выявить все тайны египетского письма . После дешифровки иероглифов

перед нами обрисовалась во всем своем величии могучая цивилизация ,

процветавшая несколько тысяч лет на берегах Нила . Египтология широко

открыла доступ к сокровищнице культурных ценностей , созданных талантливым

и трудолюбивым народом . Мы можем сейчас по достоинству оценить огромный

вклад древних египтян в развитие мировой культуры, науки и искусства.

Во всем искусстве Египта мы отмечаем величие. Архитектура здесь

правит бал, и все искусства ей подчиняются, живут по ее законам спокойной

органичной монументальности. Величие здесь во всем - ведь тогда не

разделялись так однозначно как у нас сферы жизни на "быт" и собственно

"искусство".

Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и

величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших

эпох. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с

руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой.

Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты

человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели

в торжественных статуях властителей. Древние египтяне не знали перспективы,

дальние предметы они изображали просто над ближними. Несмотря на некоторую

наивность, их рельефы и росписи подкупают тонкостью и изяществом.

Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые

легко узнать по своеобразным приёмам изображения человека. Каждая часть

фигуры была представлена в своём повороте так, чтобы её было видно как

можно полнее. Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений,

очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные

тона; им сопутствовали иероглифы - знаки - картинки письма древних египтян.

О связи египетского искусства с письменностью нужно сказать отдельно.

Нигде больше, даже в Китае, изображения и надписи не образуют такого

прочного художественного синтеза, как в Египте. И связь здесь не только

декоративная, а более глубокая, обусловленная мировоззрением египтян и их

пониманием искусства.

Особый расцвет египетского искусства наступил в эпоху правления

фараона Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В то время в искусстве получали

отзвук и реальные события.

Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство

просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В

поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов,

особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.

В Египте все виды изобразительного искусства можно назвать рожденными

от архитектуры. Зодчество Египта - ведущий вид искусства, во многом

определяющий характер пластики и живописи. Скульптура и настенная живопись,

подчиняясь архитектуре, составляют с ней единое и органическое целое.

Развитие архитектуры и искусства в Древнем Египте находится в самой

тесной зависимости от изменений в религиозных представлениях египтян о

загробной жизни и об обряде погребения умершего фараона и его вельмож.

Земная жизнь и благополучие племени и всей большой страны считались

напрямую зависимыми от того, как был приготовлен к смерти и как был

похоронен правитель племени или страны.

Как уже было сказано выше, интерес к культуре Древнего Египта не

иссякает до сих пор. Написано множество книг об истории , традициях "Страны

Большого Хапи " , о ее месте в мировой истории . Некоторые из этих книг я

использовал при написании этой работы .

БЫТ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

Ранним царством называют период охватывающий правления I-II династий

по Манефону. Древним же царством принято считать правления III-VIII

династий. Основная масса сведений об этом периоде дошла до нас в форме

расписанных красками рельефов и надписей, покрывающих стены внутренних

помещений гробниц вельмож Древнего царства. Основой экономики Египта в этот

период было сельское хозяйство.

Как и в последующие времена, Верхний Египет - узкая долина реки в

южной части страны - и Нижний Египет, главную часть которого составляла

расширяющаяся к северу часть этой долины, так называемая Дельта,

многорукавная, близкая к морю и потому переполненная влагой и заболоченная,

были освоены неодинаково. Уже при I династии Верхний Египет в письменности

обозначался иероглифом, изображавшим растение, произрастающее на полоске

земли. Нижний Египет - страна болотных зарослей - обозначался кустом

папируса. В эпоху развитого неолита (V тысячелетие до н.э.) египтяне

научились выращивать зерновые культуры - ячмень и пшеницу-эммер, которые

служили для приготовления их основной пищи на протяжении всей

древнеегипетской истории вплоть до греко-римского периода. Земледельцы

неолитических поселений не могли заимствовать навыки по выращиванию

зерновых культур ни в Передней Азии, поскольку для эпохи неолита не

установлены связи этой страны с Палестиной или Двуречьем, ни в Эфиопии, где

самые древние следы земледелия датируются лишь III тысячелетием до н.э.

Поэтому ученые полагают, что земледелие в Египте развивалось

самостоятельным путем. Ухудшение природных условий жизни ранних

земледельцев нагорий к западу и востоку от Нила могло ускорить процесс их

расселения по берегам реки и стимулировать борьбу с болотами и зарослями

долины.

Усовершенствование каменных орудий труда и появление медных позволило

населению изготовлять из дерева и камня гораздо большее количество орудий,

необходимых для землекопных работ и вырубки зарослей (мотыг, тесел и

топоров), что намного повысило производительность труда. На естественных

холмах вдоль берегов Нила археологи обнаружили поселения ранних

земледельцев второго додинастического периода (IV тысячелетие до н.э.),

которые перешли к оседлому образу жизни. Они научились использовать паводки

могучей реки для нужд земледелия путем сооружения примитивных земляных

валов, удерживающих на полях естественно разлившиеся воды паводка. В

результате длительного опыта осушительных работ в дельте и долине Нила,

тяжким и мучительным трудом земледельцев была создана основа сложной

бассейновой системы орошения. Она образовалась не сразу, а постепенно,

путем сооружения земляных валов, окружающих поля, дамбы и плотины. Для

создания бассейновой системы орошения, позволявшей задерживать на полях

воду паводка в необходимое для посева время, наблюдательные

древнеегипетские земледельцы сумели использовать особенности водного режима

Нила и характер рельефа страны. Во время регулярных ежегодных разливов Нила

(с июня по октябрь) воды паводка выходили из русла реки и заливали берега

до края пустынных нагорий, которые в те времена были покрыты саванно-

степной растительностью.

Для Древнего царства можно говорить уже об искусственном орошении

земель, недоступных естественному паводку, путем подведения к ним воды по

большим искусственно вырытым каналам. Создание ирригационной системы

потребовало не только огромного труда и навыков в работе, но и большого

развития знаний в области астрономии, математики, гидравлики и

строительного дела. Поскольку земледелие в Древнем Египте было основано на

бассейновой системе орошения, годовой цикл работ египетских земледельцев

был тесно связан с водным режимом Нила. С древнейших времен земледельцы, а

позднее астрономы Египта вели наблюдение за первым ранним восходом на небе

звезды Пса (Сириуса), который сопутствовал поднятию вод Нила и знаменовал

начало нового года. На основании этих наблюдений был изобретен

сельскохозяйственный календарь. Он делился на три времени года по четыре

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать