Художественная культура Древнего Египта
ВВЕДЕНИЕ.
Самобытная культура Древнего Египта ("Страны Большого Хапи”) с
незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она
вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У
египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим
преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.
Неизгладимый след в истории мировой культуры оставило прекрасное и
целостное искусство Древнего Египта. Чтобы лучше понять его своеобразие,
надо помнить, что большая его часть возникла в связи с религиозными
верованиями древних египтян.
Нам известно несколько древнейших цивилизаций планеты Земля. И обычно
наше с ними знакомство начинается с удивления их произведениями искусства..
Египетская культура - целый мир, и ключ к его пониманию надо искать в
его истории, это она рассказывает нам о человеке и его времени.
Минули тысячелетия, живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не
иссяк. Напротив ! Но долгое время огромный пласт египетской истории был
неизвестен людям : ученые не могли расшифровать таинственные письмена-
иероглифы. . Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности , над
загадкой бились и античные философы , историки , писатели . " Вырезанные на
камне изображения - это магические знаки," -говорил римский поэт Лукиан ,
живший в I веке нашей эры . " Египетское письмо имеет символический
характер . Каждый иероглиф обозначает целое слово или даже фразу ", -
предполагал историк Плутарх, живший на рубеже I и II веков. Писали о
египетских иероглифах и Апулей, и Геродот, и многие многие другие. Но
понадобился кропотливый труд многих поколений исследователей , чтобы до
конца выявить все тайны египетского письма . После дешифровки иероглифов
перед нами обрисовалась во всем своем величии могучая цивилизация ,
процветавшая несколько тысяч лет на берегах Нила . Египтология широко
открыла доступ к сокровищнице культурных ценностей , созданных талантливым
и трудолюбивым народом . Мы можем сейчас по достоинству оценить огромный
вклад древних египтян в развитие мировой культуры, науки и искусства.
Во всем искусстве Египта мы отмечаем величие. Архитектура здесь
правит бал, и все искусства ей подчиняются, живут по ее законам спокойной
органичной монументальности. Величие здесь во всем - ведь тогда не
разделялись так однозначно как у нас сферы жизни на "быт" и собственно
"искусство".
Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и
величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших
эпох. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с
руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой.
Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты
человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели
в торжественных статуях властителей. Древние египтяне не знали перспективы,
дальние предметы они изображали просто над ближними. Несмотря на некоторую
наивность, их рельефы и росписи подкупают тонкостью и изяществом.
Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые
легко узнать по своеобразным приёмам изображения человека. Каждая часть
фигуры была представлена в своём повороте так, чтобы её было видно как
можно полнее. Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений,
очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные
тона; им сопутствовали иероглифы - знаки - картинки письма древних египтян.
О связи египетского искусства с письменностью нужно сказать отдельно.
Нигде больше, даже в Китае, изображения и надписи не образуют такого
прочного художественного синтеза, как в Египте. И связь здесь не только
декоративная, а более глубокая, обусловленная мировоззрением египтян и их
пониманием искусства.
Особый расцвет египетского искусства наступил в эпоху правления
фараона Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В то время в искусстве получали
отзвук и реальные события.
Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство
просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В
поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов,
особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.
В Египте все виды изобразительного искусства можно назвать рожденными
от архитектуры. Зодчество Египта - ведущий вид искусства, во многом
определяющий характер пластики и живописи. Скульптура и настенная живопись,
подчиняясь архитектуре, составляют с ней единое и органическое целое.
Развитие архитектуры и искусства в Древнем Египте находится в самой
тесной зависимости от изменений в религиозных представлениях египтян о
загробной жизни и об обряде погребения умершего фараона и его вельмож.
Земная жизнь и благополучие племени и всей большой страны считались
напрямую зависимыми от того, как был приготовлен к смерти и как был
похоронен правитель племени или страны.
Как уже было сказано выше, интерес к культуре Древнего Египта не
иссякает до сих пор. Написано множество книг об истории , традициях "Страны
Большого Хапи " , о ее месте в мировой истории . Некоторые из этих книг я
использовал при написании этой работы .
БЫТ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.
Ранним царством называют период охватывающий правления I-II династий
по Манефону. Древним же царством принято считать правления III-VIII
династий. Основная масса сведений об этом периоде дошла до нас в форме
расписанных красками рельефов и надписей, покрывающих стены внутренних
помещений гробниц вельмож Древнего царства. Основой экономики Египта в этот
период было сельское хозяйство.
Как и в последующие времена, Верхний Египет - узкая долина реки в
южной части страны - и Нижний Египет, главную часть которого составляла
расширяющаяся к северу часть этой долины, так называемая Дельта,
многорукавная, близкая к морю и потому переполненная влагой и заболоченная,
были освоены неодинаково. Уже при I династии Верхний Египет в письменности
обозначался иероглифом, изображавшим растение, произрастающее на полоске
земли. Нижний Египет - страна болотных зарослей - обозначался кустом
папируса. В эпоху развитого неолита (V тысячелетие до н.э.) египтяне
научились выращивать зерновые культуры - ячмень и пшеницу-эммер, которые
служили для приготовления их основной пищи на протяжении всей
древнеегипетской истории вплоть до греко-римского периода. Земледельцы
неолитических поселений не могли заимствовать навыки по выращиванию
зерновых культур ни в Передней Азии, поскольку для эпохи неолита не
установлены связи этой страны с Палестиной или Двуречьем, ни в Эфиопии, где
самые древние следы земледелия датируются лишь III тысячелетием до н.э.
Поэтому ученые полагают, что земледелие в Египте развивалось
самостоятельным путем. Ухудшение природных условий жизни ранних
земледельцев нагорий к западу и востоку от Нила могло ускорить процесс их
расселения по берегам реки и стимулировать борьбу с болотами и зарослями
долины.
Усовершенствование каменных орудий труда и появление медных позволило
населению изготовлять из дерева и камня гораздо большее количество орудий,
необходимых для землекопных работ и вырубки зарослей (мотыг, тесел и
топоров), что намного повысило производительность труда. На естественных
холмах вдоль берегов Нила археологи обнаружили поселения ранних
земледельцев второго додинастического периода (IV тысячелетие до н.э.),
которые перешли к оседлому образу жизни. Они научились использовать паводки
могучей реки для нужд земледелия путем сооружения примитивных земляных
валов, удерживающих на полях естественно разлившиеся воды паводка. В
результате длительного опыта осушительных работ в дельте и долине Нила,
тяжким и мучительным трудом земледельцев была создана основа сложной
бассейновой системы орошения. Она образовалась не сразу, а постепенно,
путем сооружения земляных валов, окружающих поля, дамбы и плотины. Для
создания бассейновой системы орошения, позволявшей задерживать на полях
воду паводка в необходимое для посева время, наблюдательные
древнеегипетские земледельцы сумели использовать особенности водного режима
Нила и характер рельефа страны. Во время регулярных ежегодных разливов Нила
(с июня по октябрь) воды паводка выходили из русла реки и заливали берега
до края пустынных нагорий, которые в те времена были покрыты саванно-
степной растительностью.
Для Древнего царства можно говорить уже об искусственном орошении
земель, недоступных естественному паводку, путем подведения к ним воды по
большим искусственно вырытым каналам. Создание ирригационной системы
потребовало не только огромного труда и навыков в работе, но и большого
развития знаний в области астрономии, математики, гидравлики и
строительного дела. Поскольку земледелие в Древнем Египте было основано на
бассейновой системе орошения, годовой цикл работ египетских земледельцев
был тесно связан с водным режимом Нила. С древнейших времен земледельцы, а
позднее астрономы Египта вели наблюдение за первым ранним восходом на небе
звезды Пса (Сириуса), который сопутствовал поднятию вод Нила и знаменовал
начало нового года. На основании этих наблюдений был изобретен
сельскохозяйственный календарь. Он делился на три времени года по четыре
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10