Художественная культура Древнего Египта

Египта изображают этого бога как повелителя Нила, регулирующего разлив его

вод. На одном барельефе в городе Филах изображен египетский фараон Птолемей

III Евергет, приносящий жертву Амону-Кнуфису. Этот бог, по обыкновению,

окрашен в голубую краску, его баранья голова ещё украшена козлиными

рогами, символом размножителя, диском и солнечными лучами; он держит в руке

ключ Нила и жезл милостивых и добрых богов; за ним сидит его супруга,

окрашенная в красную краску: на голове у нее рога, а в руках жезл с цветком

лотоса, отличительный признак египетских богинь, и ключ Нила.

Египетские фараоны часто отождествлялись с восходящим солнцем и получали

тогда титул сынов Амона. Александр Великий, говорит один из исследователей

Древнего Египта, будучи умным и хитрым политиком, прекрасно понял, что

самый лучший способ упрочить свою власть над Египтом и приобрести

популярность заключался в том, чтобы воспользоваться некоторыми

религиозными предрассудками, упроченными веками; поэтому он отправился в

оазис Амона, где находился главный храм и оракул этого бога. Оракул

провозгласил его сыном Амона, или солнца, и с тех пор он является в глазах

египтян воплощением солнца, которому они должны были, по своим верованиям,

повиноваться беспрекословно и безропотно. Его потомки Птолемеи продолжали

следовать его примеру, отправляясь в храм Амона за почетным в той стране

титулом - “сын солнца”.

Диодор Сицилийский упоминает в своих сочинениях о праздниках и

торжественных шествиях, во время которых изображение бога Амона несли в

священной лодке. “Статуя бога, говорит он, покрыта изумрудами и другими

драгоценными украшениями. Восемьдесят жрецов несут ее в золотой лодке на

своих плечах; их сопровождают толпы женщин и молодых девушек, поющих

священные песни и стихи”. “Египтяне, говорит Плутарх, уверяли, что солнце и

луна не ездят на колесницах, как то полагали греки, а только в лодках, в

которых они плавают вокруг земли”. И действительно, греки всегда изображали

солнце под видом юноши, голова которого окружена лучами, едущим на

колеснице, которой он управляет, тогда, как египтяне всегда изображали

солнце едущим в лодке. Обыкновенно посредине священной лодки находилось

изображение бога, скрытого от глаз толпы занавесками или дверцами;

всевозможные эмблемы, изображение второстепенных богов и священных сосудов

покрывали нос и корму лодки. Символические лодки, изваянные на стенах

храмов, - копии тех священных лодок, которые несли жрецы на плечах во время

шествия. Эти лодки были украшены драгоценностями и делались из дерева

редких пород, слоновой кости и даже золота и серебра; они все походили друг

на друга и отличались только атрибутами и эмблемами. В храме города Фил

находится изображение символической лодки, посвящённой Исиде; её несут на

плечах жрецы; нос и корму лодки украшают головы Исиды, а над лодкою

изображён диск, окружённый лучами, - символ движущегося солнца. На стенах

Карнакского храма изображена такая же священная лодка; она плавает по Нилу;

украшающие её бараньи головы указывают на то, что она посвящена Амону,

главному божеству Фив. Но эта лодка не сама плавает по священным водам: её

тащит другая, более скромная лодка; она украшена цветами лотоса, и у неё

голова ястреба - перелётника (сокол) - символ восходящего солнца .Каждому

почти египетскому богу придавали, таким образом формы, и каждому из них

посвящено было таким образом какое-нибудь животное. Итак, мы познакомились

с богами древнеегипетского мира, оставившими о себе память своими

делами или мыслями. Это были мужчины и женщины , счастливые и несчастливые,

глупые и мудрые , преступники и жертвы . Но все вместе они составляют мифы

и легенды , которые объясняют нам некоторые явления природы . Таким

образом мифология является одной из самых важных и интересных наук.

АРХИТЕКТУРА.

Искусство древнего Египта в большей степени, чем какого-либо другого

периода художественного творчества, является отражением конкретной,

реальной действительности на разных этапах ее исторического развития. Это

касается не только изобразительного искусства, но и архитектуры. Древние

египтяне считали земную жизнь всего лишь кратким эпизодом вечного

существования. Именно поэтому для строительства домов, резиденций вельмож и

царских дворцов они употребляли не слишком прочные материалы, а прежде

всего сырцовый кирпич. Иначе выглядело дело с сооружением жилищ для

бессмертной души фараона и знати, которые также как и храмы богов

сооружались из камня. О прочности этих построек, устоявших наперекор

времени и систематическим разрушениям, свидетельствуют сохранившиеся до

нынешнего времени памятники.

Пирамиды и Сфинкс, который впрочем также входит в состав

погребального комплекса пирамиды Хефрена, принадлежат к наиболее

характерным монументальным памятникам древнего Египта. Пирамиды были

классическим типом царской усыпальницы в эпоху Древнего царства, а в менее

монументальном виде, сохраняя свою внешнюю форму, возводились также для

фараонов Среднего царства. Древнейшим видом гробниц царей Египта, возникшим

до пирамид, были мастабы. Слово «мастаба» относится уже к арабскому времени

и связано с тем, что форма этих трапециевидных в разрезе гробниц напоминала

арабам большие скамьи, называвшиеся «мастаба». Общего названия пирамид в

нынешнем значении этого слова у египтян не было. Отдельные пирамиды носили

названия, связанные с именами фараонов, которым они принадлежали и в

написании оканчивались знаком ,. Пирамида Хеопса называлась, например, «Гор

обитает на горизонте», Хефрена — «Велик Хефрен», а Микерина — «Божественен

Микерин». Возможно, что греческое слово «пирамида» происходит от

египетского выражения per-em-us т.е. от термина, означавшего высоту

пирамиды. Выдающийся русский египтолог В. Струве полагал, что греческое

puram…j происходит от древнеегипетского p'-mr.

Древнейшие царские гробницы, относящиеся ко времени 1 династии, имели

форму мастаб и сооружались из кирпича-сырца. Они строились в Нагада и

Абидосе в Верхнем Египте, а также в Саккаре, где находился главный

некрополь Мемфиса, столицы правителей первых династий. В наземной части

этих построек находились молельни и помещения с погребальным инвентарем, в

подземной — погребальные камеры. Особого внимания заслуживают остатки двух

царских мастаб в Нагада и Саккаре с архитектурной обработкой фасадов.

Первая из них, относящаяся ко времени 1 династии, открытая французским

ученым Жаком де Морганом, имеет фасад, расчлененный выступами,

напоминающими фасад царского дворца. Вторая — мастаба Анджиба в Саккаре,

называемая также мастабой Небетки, сооруженная также в период 1 династии,

первоначально имела с трех сторон ступенчатую форму, а с четвертой — вид

вертикальной стены. В позднейший период мастаба Небетки была значительно

расширена, а ее наружная стена была украшена выступами, напоминающими

обработку фасада мастабы из Нагада. Ныне считается, что мастабы типа

гробницы Небетки послужили образцом для Имхотепа, строителя знаменитой

ступенчатой пирамиды Джо-сера, второго правителя III династии. Деятельность

Имхотепа, который был верховным сановником и начальником всех строительных

работ Джосера, ценились уже в древнем Египте. В позднейшее же время Им-

хотепа считали прорицателем, покровителем науки и медицины, а греки

отождествляли его с Асклепием.

Комплекс наилучшим образом сохранившихся мастаб тинитских династий, а

также пирамид эпохи Древнего царства, находится на территории крупнейших

царских некрополей на западном берегу Нила, в пустыне, в районе древней

столицы Египта — Мемфиса. Эти некрополи ныне носят названия расположенных

здесь арабских селений, таких как Абу-Роаш, Гизэ, Саккара, Дашур, Медум.

Они тянутся начиная от Дельты Нила вдоль его западного берега в сторону

Фаюмского оазиса — района, где позже сооружались пирамиды фараонов Среднего

царства, расширившие территорию царских некрополей в южном направлении. В

процессе археологических изысканий, проводимых в 1932—1956 годах

английскими учеными С. Фэрсом и У. Эмери, в Саккаре было открыто

четырнадцать больших мастаб. По мнению Эмери, это были гробницы правителей

1 династии, таких как Гор-Аха, Джер, Уаджи и царь Ден.

Трудность определения, были ли эти гробницы действительным местом

погребения царей, заключается в том, что их же гробницы, меньшие по

размерам, но похожие по конструкции, находились также и в Абидосе, где при

некоторых из них были обнаружены царские стелы. Факт, что каждый фараон

имел две гробницы — одну в Нижнем, другую в Верхнем Египте, кажется нам

вполне понятным, поскольку непосредственно после объединения страны

двуединый характер египетского государства по-прежнему отражался в

титулатуре фараонов, в знаках их власти, а также в организации

государственных учреждений. Нельзя, однако, утверждать с полной

уверенностью, что гробницы в Абидосе имели характер кенотафов. Точное

определение места погребения фараона затрудняет также факт существования на

территории самой Саккары двух или даже трех мастаб, приписываемых одному и

тому же фараону. Тем не менее, если даже открытые Эмери мастабы не были

царскими усыпальницами, значение его открытия заключается в том, что

найденные в них печати, а также надписи на предметах погребального

инвентаря, позволяют установить точную датировку этих построек. При III

династии некрополь в Саккаре обогатился новым, доминирующим архитектурным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать