Египта изображают этого бога как повелителя Нила, регулирующего разлив его
вод. На одном барельефе в городе Филах изображен египетский фараон Птолемей
III Евергет, приносящий жертву Амону-Кнуфису. Этот бог, по обыкновению,
окрашен в голубую краску, его баранья голова ещё украшена козлиными
рогами, символом размножителя, диском и солнечными лучами; он держит в руке
ключ Нила и жезл милостивых и добрых богов; за ним сидит его супруга,
окрашенная в красную краску: на голове у нее рога, а в руках жезл с цветком
лотоса, отличительный признак египетских богинь, и ключ Нила.
Египетские фараоны часто отождествлялись с восходящим солнцем и получали
тогда титул сынов Амона. Александр Великий, говорит один из исследователей
Древнего Египта, будучи умным и хитрым политиком, прекрасно понял, что
самый лучший способ упрочить свою власть над Египтом и приобрести
популярность заключался в том, чтобы воспользоваться некоторыми
религиозными предрассудками, упроченными веками; поэтому он отправился в
оазис Амона, где находился главный храм и оракул этого бога. Оракул
провозгласил его сыном Амона, или солнца, и с тех пор он является в глазах
египтян воплощением солнца, которому они должны были, по своим верованиям,
повиноваться беспрекословно и безропотно. Его потомки Птолемеи продолжали
следовать его примеру, отправляясь в храм Амона за почетным в той стране
титулом - “сын солнца”.
Диодор Сицилийский упоминает в своих сочинениях о праздниках и
торжественных шествиях, во время которых изображение бога Амона несли в
священной лодке. “Статуя бога, говорит он, покрыта изумрудами и другими
драгоценными украшениями. Восемьдесят жрецов несут ее в золотой лодке на
своих плечах; их сопровождают толпы женщин и молодых девушек, поющих
священные песни и стихи”. “Египтяне, говорит Плутарх, уверяли, что солнце и
луна не ездят на колесницах, как то полагали греки, а только в лодках, в
которых они плавают вокруг земли”. И действительно, греки всегда изображали
солнце под видом юноши, голова которого окружена лучами, едущим на
колеснице, которой он управляет, тогда, как египтяне всегда изображали
солнце едущим в лодке. Обыкновенно посредине священной лодки находилось
изображение бога, скрытого от глаз толпы занавесками или дверцами;
всевозможные эмблемы, изображение второстепенных богов и священных сосудов
покрывали нос и корму лодки. Символические лодки, изваянные на стенах
храмов, - копии тех священных лодок, которые несли жрецы на плечах во время
шествия. Эти лодки были украшены драгоценностями и делались из дерева
редких пород, слоновой кости и даже золота и серебра; они все походили друг
на друга и отличались только атрибутами и эмблемами. В храме города Фил
находится изображение символической лодки, посвящённой Исиде; её несут на
плечах жрецы; нос и корму лодки украшают головы Исиды, а над лодкою
изображён диск, окружённый лучами, - символ движущегося солнца. На стенах
Карнакского храма изображена такая же священная лодка; она плавает по Нилу;
украшающие её бараньи головы указывают на то, что она посвящена Амону,
главному божеству Фив. Но эта лодка не сама плавает по священным водам: её
тащит другая, более скромная лодка; она украшена цветами лотоса, и у неё
голова ястреба - перелётника (сокол) - символ восходящего солнца .Каждому
почти египетскому богу придавали, таким образом формы, и каждому из них
посвящено было таким образом какое-нибудь животное. Итак, мы познакомились
с богами древнеегипетского мира, оставившими о себе память своими
делами или мыслями. Это были мужчины и женщины , счастливые и несчастливые,
глупые и мудрые , преступники и жертвы . Но все вместе они составляют мифы
и легенды , которые объясняют нам некоторые явления природы . Таким
образом мифология является одной из самых важных и интересных наук.
АРХИТЕКТУРА.
Искусство древнего Египта в большей степени, чем какого-либо другого
периода художественного творчества, является отражением конкретной,
реальной действительности на разных этапах ее исторического развития. Это
касается не только изобразительного искусства, но и архитектуры. Древние
египтяне считали земную жизнь всего лишь кратким эпизодом вечного
существования. Именно поэтому для строительства домов, резиденций вельмож и
царских дворцов они употребляли не слишком прочные материалы, а прежде
всего сырцовый кирпич. Иначе выглядело дело с сооружением жилищ для
бессмертной души фараона и знати, которые также как и храмы богов
сооружались из камня. О прочности этих построек, устоявших наперекор
времени и систематическим разрушениям, свидетельствуют сохранившиеся до
нынешнего времени памятники.
Пирамиды и Сфинкс, который впрочем также входит в состав
погребального комплекса пирамиды Хефрена, принадлежат к наиболее
характерным монументальным памятникам древнего Египта. Пирамиды были
классическим типом царской усыпальницы в эпоху Древнего царства, а в менее
монументальном виде, сохраняя свою внешнюю форму, возводились также для
фараонов Среднего царства. Древнейшим видом гробниц царей Египта, возникшим
до пирамид, были мастабы. Слово «мастаба» относится уже к арабскому времени
и связано с тем, что форма этих трапециевидных в разрезе гробниц напоминала
арабам большие скамьи, называвшиеся «мастаба». Общего названия пирамид в
нынешнем значении этого слова у египтян не было. Отдельные пирамиды носили
названия, связанные с именами фараонов, которым они принадлежали и в
написании оканчивались знаком ,. Пирамида Хеопса называлась, например, «Гор
обитает на горизонте», Хефрена — «Велик Хефрен», а Микерина — «Божественен
Микерин». Возможно, что греческое слово «пирамида» происходит от
египетского выражения per-em-us т.е. от термина, означавшего высоту
пирамиды. Выдающийся русский египтолог В. Струве полагал, что греческое
puram…j происходит от древнеегипетского p'-mr.
Древнейшие царские гробницы, относящиеся ко времени 1 династии, имели
форму мастаб и сооружались из кирпича-сырца. Они строились в Нагада и
Абидосе в Верхнем Египте, а также в Саккаре, где находился главный
некрополь Мемфиса, столицы правителей первых династий. В наземной части
этих построек находились молельни и помещения с погребальным инвентарем, в
подземной — погребальные камеры. Особого внимания заслуживают остатки двух
царских мастаб в Нагада и Саккаре с архитектурной обработкой фасадов.
Первая из них, относящаяся ко времени 1 династии, открытая французским
ученым Жаком де Морганом, имеет фасад, расчлененный выступами,
напоминающими фасад царского дворца. Вторая — мастаба Анджиба в Саккаре,
называемая также мастабой Небетки, сооруженная также в период 1 династии,
первоначально имела с трех сторон ступенчатую форму, а с четвертой — вид
вертикальной стены. В позднейший период мастаба Небетки была значительно
расширена, а ее наружная стена была украшена выступами, напоминающими
обработку фасада мастабы из Нагада. Ныне считается, что мастабы типа
гробницы Небетки послужили образцом для Имхотепа, строителя знаменитой
ступенчатой пирамиды Джо-сера, второго правителя III династии. Деятельность
Имхотепа, который был верховным сановником и начальником всех строительных
работ Джосера, ценились уже в древнем Египте. В позднейшее же время Им-
хотепа считали прорицателем, покровителем науки и медицины, а греки
отождествляли его с Асклепием.
Комплекс наилучшим образом сохранившихся мастаб тинитских династий, а
также пирамид эпохи Древнего царства, находится на территории крупнейших
царских некрополей на западном берегу Нила, в пустыне, в районе древней
столицы Египта — Мемфиса. Эти некрополи ныне носят названия расположенных
здесь арабских селений, таких как Абу-Роаш, Гизэ, Саккара, Дашур, Медум.
Они тянутся начиная от Дельты Нила вдоль его западного берега в сторону
Фаюмского оазиса — района, где позже сооружались пирамиды фараонов Среднего
царства, расширившие территорию царских некрополей в южном направлении. В
процессе археологических изысканий, проводимых в 1932—1956 годах
английскими учеными С. Фэрсом и У. Эмери, в Саккаре было открыто
четырнадцать больших мастаб. По мнению Эмери, это были гробницы правителей
1 династии, таких как Гор-Аха, Джер, Уаджи и царь Ден.
Трудность определения, были ли эти гробницы действительным местом
погребения царей, заключается в том, что их же гробницы, меньшие по
размерам, но похожие по конструкции, находились также и в Абидосе, где при
некоторых из них были обнаружены царские стелы. Факт, что каждый фараон
имел две гробницы — одну в Нижнем, другую в Верхнем Египте, кажется нам
вполне понятным, поскольку непосредственно после объединения страны
двуединый характер египетского государства по-прежнему отражался в
титулатуре фараонов, в знаках их власти, а также в организации
государственных учреждений. Нельзя, однако, утверждать с полной
уверенностью, что гробницы в Абидосе имели характер кенотафов. Точное
определение места погребения фараона затрудняет также факт существования на
территории самой Саккары двух или даже трех мастаб, приписываемых одному и
тому же фараону. Тем не менее, если даже открытые Эмери мастабы не были
царскими усыпальницами, значение его открытия заключается в том, что
найденные в них печати, а также надписи на предметах погребального
инвентаря, позволяют установить точную датировку этих построек. При III
династии некрополь в Саккаре обогатился новым, доминирующим архитектурным
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10