Художественная культура Древнего Египта

месяца каждый: "половодье" ("ахет"), "выхождение" ("пернит") и "сухость"

("шему"). Как показывают сами наименования времен года, они соответствовали

водному режиму Нила и связанным с ним сельскохозяйственным работам.

Календарный год древних египтян, состоящий из 365 дней был переходным (он

расходился с астрономическим годом на 1/4 дня), поэтому времена года могли

приходиться на разные месяцы. Новый год, возвещенный Сириусом, совпадал с

началом их астрономического года только через 1461 год, составляющий так

называемый период Сотиса (греческое название Сириуса). Примитивный, но

мудрый и полезный сельскохозяйственный календарь времен года можно

рассматривать как практическое руководство для различных

сельскохозяйственных работ. Специальные чиновники наблюдали за уровнем

подъема вод Нила во время паводка. Высоту паводка отмечали на ниломерах,

установленных в разных местах реки. Результаты наблюдений сообщали

верховному сановнику государства и записывали в царские летописи. Ниломеры

Древнего царства находились, вероятно, один - вблизи Мемфиса, другой - на

скалах острова Элефантина, возле первого порога. Мемфисский ниломер

представляет собой колодец, выложенный из одинаковых по величине квадратных

камней - вода в колодце поднимается и опускается вместе с поднятием и

понижением вод Нила; на стене колодца сохранились древние пометки,

отмечавшие уровень подъема воды. Данные ниломеров позволяли заблаговременно

предусмотреть размеры паводка, от которого зависел будущий урожай в стране.

Известия о подъеме вод Нила гонцы разносили по всей стране, чтобы

земледельцы могли подготовиться к паводку. Если данные ниломера превышали

обычный для того или иного времени уровень паводка, то стране грозило

наводнение, при котором могли оказаться затопленными не только поля, но и

селения. Этим объясняется, почему поселения в Египте ютились большей частью

на холмах. Но гораздо больше бедствий стране приносил низкий паводок, при

котором часть "высоких земель" (искусственно орошаемых) могла остаться

неорошенной, вследствие чего ей грозила засуха, влекущая за собой неурожай

и голод. С началом паводка в стране наступало великое ликование, которое

воспето в более поздних гимнах Хапи, т.е. Нилу. В надписях древнего царства

Нил характеризуется как кормилец царя и людей, который "стоит во главе

Египта".

Поля обрабатывали рабы. Посевное зерно выдавалось из хозяйской

житницы, и собранный хлеб был зерном, принадлежащим "личному дому"

вельможи. Когда в селениях имелись крупные скотные дворы, то коровьи

упряжки, на которых пахали на вельможу, принадлежали также ему, а не

землепашцам.

В условиях сухого и жаркого климата в Верхнем Египте, особенно на его

юге, после спада воды почва быстро высыхала, растрескивалась и на ее

поверхности образовывались затвердевшие комья земли. На высоких землях, где

паводок пребывал временно и недолго, почва оставалась плотной после спада

воды. Новые целинные земли покрывались буйно растущими сорняками. Такие

земли нуждались в тщательной подготовке, поэтому, прежде чем сеять,

работники разбивали комья земли мотыгами с заостренными или лопатообразными

наконечниками. За ними шел пахарь с упряжкой коров (или быков) и сохою

раздвигал уже мелкие комья земли в неглубокие борозды. И только за пахарем

шел сеятель с сумкой зерна, перекинутой через плечо, и, как обычно,

разбрасывал высоко поднятой рукой зерно. Посеянное им зерно втаптывали в

землю стада овец и баранов, за которыми еще следовала женщина с мотыгой и

разравнивала почву, прикрывая посев землею, очевидно там, где это

недостаточно хорошо сделали овцы. Соха и мотыга служат здесь для рыхления

земли. Сохранилось изображение трех работников, разбивающих большой ком

земли мотыгами: они стоят лицом друг к другу и все бьют в одно место.

Прикрывают посев опять-таки при помощи мотыги и скота. Другим способом

производили посев технической культуры - льна. Но сцены, изображающие посев

льна, дошли до нас только на памятниках более поздних эпох. Обработка почвы

сохой и посев семян льна тоже были тесно связаны друг с другом. Семена льна

сеяли всегда после обработки почвы сохой. Сеятель шел вслед за сохой и

бросал семена льна не высоко поднятой рукой, как сеятель хлебного зерна, а

опущенной вниз, чтобы они попадали прямо в борозду, оставленную сохой. Это

делалось для того, чтобы лен вырастал рядами, - так его легче было

выдергивать. Сеятелями часто были женщины и мальчики, видимо, описанный

способ посева семян льна не требовал такой физической силы, как

разбрасывание хлебного зерна. Посевная пора продолжалась довольно долго.

Заканчивали посев в основном уже в декабре.

Уборка урожая была для египетских земледельцев была большим событием -

радостным завершением тяжелых земледельческих работ. На рельефе

сельскохозяйственного календаря солнечного храма царя Ниусерра в Абусире

сохранилось изображение теребления - выдергивания созревшего льна. В

Среднем Египте сбор урожая льна начинался в апреле и продолжался восемь -

десять дней, так как по истечении этого времени коробочки перезревали,

трескались и семена выпадали. Жатва злаковых культур - ячменя и эммера - на

рельефах Древнего царства обычно изображена раздельно, что, вероятно,

объясняется их созреванием в разные сроки: ячменя - в апреле, эммера - в

мае. Злаки показанные на рельефах, различают по числу зерен и окраске:

шестирядный ячмень окрашен в зеленый цвет, двузернянка-эммер - в красно-

желтый. Однако на гробничных рельефах жатва эммера иногда изображается

рядом с жатвой раньше поспевающего ячменя. При часто практиковавшемся тогда

смешанном посеве ячменя и эммера последний снимали недозрелым и сушили в

специальных печах.. Тут же на поле, связывают сжатые колосья в снопы.

Первый сноп и пучок колосьев жнецы несут своему господину, около которого

стоит слуга с опахалом. После этого работники готовят снопы к перевозке на

гумно, которое было расположено около деревни, т.е. выше поля. Чтобы не

было потерь зерна, снопы упаковывали в сетки-мешки разной формы. Перевозили

снопы на ослах. На гумне, изображенном в гробнице Мерерука, высятся четыре

скирды, между ними находится длинный ток, по обеим сторонам которого стоит

по одному погонщику скота. Токи - площадки для молотьбы. Площадка была

круглой, иначе по ней не мог бы бегать свободно скот, при помощи которого

велась молотьба. Слева от тока стоит важный надсмотрщик в широкой юбке до

колен, опираясь руками на палку; позади него стоит его сандаленосец в

набедренной повязке. Два работника, стоя по обеим сторонам копны,

забрасывают на нее снопы эммера, плотно перевязанные под колосьями. Двое

других работников сметают метлами зерно в большую кучу. Молотили зерно

обычно быки и ослы.

В гробнице Тии показан последний процесс очистки зерна от пыли и грязи

просеиванием через решето. В работе принимают участие и мужчины - они

заметают метлами очищенное. Провеянное зерно измерялось и учитывалось

писцами. Затем работники засыпали его в башневидные, закругленные сверху

хранилища, стоявшие на фундаменте. В хозяйствах вельмож хранилища были

сооружены из нильского ила (на рельефах они окрашены в серый цвет). В

царских и храмовых хозяйствах их строили из кирпича-сырца. Такие

зернохранилища были обнаружены археологами в припирамидном поселении царицы

Хенткавес конца IV династии. Зерно засыпали в них сверху, а вынимали через

выдвижную дверцу внизу. Посевное зерно оставляли до нового сева в

хранилищах устроенных на поле. Они представляли собой скирды снопов,

обмазанных нильским илом и покрытых сверху стеблями папируса. Зерно

засыпали и вынимали через отверстие у основания хранилища.

Так заканчивался годовой цикл ежедневных работ египетских

земледельцев, которые своим тяжким трудом обеспечивали возможность жизни и

труда населению всей страны. Для сельского хозяйства Египта характерны

низкие темпы эволюции, медленно совершенствовалась земледельческая техника,

очень низкой была степень хозяйственной самостоятельности.

РЕЛИГИЯ.

Первоначальная, или примитивная, мифология есть тот образный,

поэтический язык, который употребляли древние народы для пояснения явлений

природы. Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ

божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья

- всё это были божества, историю которых воспевали древние поэты, а образы

их изваивались скульпторами. Религия египетская была собранием различных

культов, которые подвергались в продолжение многих веков многочисленным

изменениям. Народы всевозможных рас сошлись в долине Нила, и каждый внес

в религиозные верования отпечаток своего общего характера и ума,

философского или суеверного. Восток был и есть страна мечтателей и великих

основателей религиозных систем. Африка же есть страна фетишизма и чистого

идолопоклонства. Обитатели Центральной Африки, так называемая черная раса,

всегда поклонялись хищным зверям своих пустынь. Там человек чувствовал

себя несравненно ниже этих зверей, потому что они о6ладали в более высокой

степени силой, проворством и ловкостью, поэтому все божества этих рас что-

нибудь да заимствуют у животных. Впрочем, греки, всегда склонные искать в

своих собственных мифах объяснение чужих богов, несколько иначе объясняют

верования египтян и образы их богов. Вот каковы их воззрения. Во время

страшной, ожесточенной борьбы олимпийских богов с великанами многие боги,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать