Художественная культура Древнего Египта

палец другой руки подносит ко рту. Осирис был главным богом всего Египта, а

потому вокруг его имени группируются почти все мифы и аллегории египетской

религии. «Вся человеческая жизнь, - говорит Мариэтт - уподоблялась древними

египтянами тому пути, который солнце пробегает по небесному своду,

заходящее солнце, исчезавшее за горизонтом, казалось им образом смерти.

Лишь только наступал торжественный момент смерти для какой-нибудь души на

земле, Осирис должен был провести ее к жизни вечной. Он отождествляется с

нею, проходит с нею вместе через все испытания, назначенные этой душе для

очищения ее от греха; он же смягчал суровых привратников ада и боролся с

чудовищами, обычными спутниками мрака и смерти. Наконец, он же, победив

мрак с помощью восходящего солнца - Гора, восседал в страшном судилище

смерти и открывал очистившейся душе врата вечного жилища, и блестящее

утреннее солнце, появлявшееся с рассветом на горизонте, являлось символом

этого второго рождения к жизни вечной, не знающей больше смерти». Осирис,

по мнению египтян, желая дать людям видимый образ своего присутствия среди

них, воплощается в быка Аписа. Когда в священных коровниках Мемфиса

появлялся на свет теленок с особенными священными приметами, жрецы тотчас

же объявляли о милостивом воплощении Осириса, и повсюду это известие

вызывало народную радость и веселье. Когда Апис умирал естественной

смертью, его с большою пышностью хоронили в подземельях храма Серапеума,

развалины которого теперь найдены. Если же Апис достигал двадцати восьми

лет, число лет Осириса, его убивали. Голова Аписа должна была быть черной с

белым треугольником на лбу; туловище белое, но с черными пятнами

определенной формы. Богиня Нефтида, которую греки отождествляли с Венерой,

была супругой и вместе с тем сестрой Тифона, но она предпочла другого

брата, мягкого и доброго Осириса, и от союза с ним у Нефтиды родился сын

Анубис, или Инпу, бог с головою шакала, хранитель мумий. Когда Осирис был

убит Тифоном, Анубис его бальзамировал. На одной из фараоновых гробниц в

Фивах изображён Анубис, исполняющий свои печальные обязанности. Он стоит

подле ложа, на котором лежит мумия. Под ложем стоят четыре сосуда: у

первого вместо крышки - человечья голова, у второго - голова обезьяны-

павиана, третий - с головой шакала и четвертый - с ястребиной головой. Эти

головы являлись воплощением второстепенных божеств, на обязанности которых

лежало охранение внутренностей умерших, положенных в эти сосуды. Это

изображение встречается очень часто на многих надгробных памятниках. У

греков обязанность сопровождать души в жилище смерти выпала на долю

Меркурия, а потому греки отождествляли его с Анубисом. Тот - бог с головою

ибиса олицетворяет божественный разум, который сотворил всю Вселенную. Он

по преимуществу бог письмен, поэтому он также отождествляется с Меркурием.

Ом же - организатор мира, разогнавший первобытный мрак, и он же рассеивает

потемки души, т.е. невежество и дурные мысли - этих вечных врагов

человечества. Ибис и обезьяна - кинокефал, или павиан - посвящены этому

богу. Ибис - птица, появляющаяся в Египте перед разливом Нила;

следовательно, она, по египетским понятиями знает и предвидит будущее.

Кроме того, когда эта птица ест, ее клюв образует вместе с лапами

равносторонний треугольник, поэтому ибис олицетворяет геометрию и все

науки, основанные на ней, и вот почему ибис посвящен Тоту, богу

божественного разума. В обязанности этого бога входило наблюдение и

определение той высоты, до которой должен был подниматься Нил во имя

разливам, отчего зависело плодородие в Египте и вместе с тем и

существование его обитателей. На одном из барельефов в храме города Фил

изображен жрец или важное лицо просящее богов о благополучном разливе

Нила. На этом барельефе бог Тот изображен с головою ибиса, он держит в

одной руке зубчатую линейку - символ разлива Нила, а в другой - тростник,

которым собирается отметить подъем воды. Иногда же Тот изображался в образе

обезьяны павиана, пишущего на табличках. Египтяне верили в бессмертие души;

это была с незапамятных времен главная доктрина египетской религии.

Благодаря ней установились все своеобразные похоронные обряды и обычаи, а

также и все эмблемы, изображавшиеся на гробах и надгробных памятниках. Эта

была эпоха возведения великих пирамид, эпоха сложения основных видов

древнеегипетского искусства, его стилистических особенностей. Главной из

них была строгая система композиционных и иконографических правил,

получивших название “канона”. В древнеегипетском искусстве каноны не

менялись на протяжении многих столетий. Пирамиды и храмы сооружались как

усыпальницы . В гробницы помещали портретные статуи в качестве нетленных

двойников покойных , убежищ для их бессмертных душ - “ка”. Внутри стены

гробниц обильно украшались росписями и рельефами, прославлявшими владельцев

и рассказавшими об их подвигах в жизни. Бессмертие было обещано тем душам,

которые Осирис, верховный судья, признает праведными. Эти души должны были

вернуться в их телесную оболочку и оживить ее новою жизнью, не знающей

смерти. Души же грешных подвергались вторичной смерти, за которой следовало

небытие. Вся эта доктрина о бессмертии души ясно изложена в египетском

похоронном требнике. Эта священная книга, которая должна была находиться в

каждом

гробу, состояла из гимнов, молитв и разных похоронных обрядов. Глава вторая

этой книги вся посвящена жизни, начинающейся после смерти, а глава сорок

четвертая ясно и определенно говорит о том, что эта новая жизнь

будет бессмертна. Этот-то принцип вместе с санитарными мерами,

обусловленными климатическими требованиями страны, ввел обычай

бальзамирования тела для сохранения его от разложения и порчи, или же для

того, как говорит текст требника, «чтобы душа могла вновь соединиться со

своим телом». На одном надгробном памятнике в виде столба (стела) в

Булакском музее умерший, представ перед Верховным Судьёю, говорит

следующее, как гласит надпись: «Я привязан к богу моей любовью, я накормил

голодающего, подал воды жаждущему, одел лишенного одежды и приютил

бесприютного». Эти слова, в которых выражено стремление к высшему

нравственному совершенству, являются на этом памятнике не случайным

единичным явлением, говорит Мариэтт, а

встречаются весьма часто на надгробных памятниках, так что их можно считать

обычной повседневной молитвой. Бог Тот изображался всегда в сценах суда над

душами и встречается очень часто на надгробных памятниках. Он часто

изображался с богиней Пахт, или Сехмет, богиней с львиной головой. Иногда,

впрочем, она изображалась с головою кошки, потому что Пахт, богиня

правосудия, становится злобной львицей для грешников, для праведных же она

является такою же

ласковою, как кошка. Душа умершего представала перед судьями, помощниками

далекого Осириса; они ее допрашивали; затем на весах взвешивалось все добро

и зло, содеянное этой душой, и бог Тот записывал решение, а Осирис выносил

приговор. Иногда наказание состояло в том, что душа должна была

воплотиться в тело какого-нибудь нечистого животного, например в свинью, и

священная лодка отвозила эту душу уже к образе животного на землю среди

живущих. Затем для этой души вместе со второй смертью наступало небытие,

потому что, по мнению египтян, бессмертие души приобреталось или

утрачивалось человеком сообразно с его жизнью и поведением на земле. Хотя

Осирис, Исида и Гор - главные египетские боги, но Мемфис и Фивы, бывшие

долгое время столицами двух отдельных царств, имели особенных богов,

которые потом смешались и соединились в египетской мифологии. Птах был

главным богом Мемфиса; он обыкновенно изображался в виде мумии с обритой

головой. Он назывался богом «с красивым лицом, богом, придающим новую жизнь

или новые формы». Птах есть то божество, которое снабдило бога Ра,

сотворившего

Вселенную, всеми элементами, из которых составился мир. Он часто

изображается с символом воскресения на голове - это скарабей, или навозный

жук, - и попирает ногами крокодила, символ мрака. Амон является высшим

божеством Фив; греки отождествляли его с Юпитером. Он главный деятель в

природе и главная причина, заставляющая природу вечно возобновляться. Так

как для Египта высшее проявление могущества этого бога заключалось в

размножении стад, то Амон чаще всего изображался в виде барана, и вот

почему в Фивах к храмам, посвященным этому богу, вели дорожки, украшенные

по обеим сторонам бараньими головами. Это животное было ему посвящено и -

чаще всего приносилось ему в жертву. Когда Амон олицетворял живительную

теплоту солнца, он назывался Амон-Ра. Его супруга - богиня Мут - называлась

царицей неба и владычицей ночи, она же была матерью восходящего солнца.

Обычная одежда Амона - короткая туника, подпоясанная кушаком, его головной

убор - красная корона с двумя большими черными перьями. Богиня Мут всегда

изображалась с двойной короной (пшент)-- эмблемой господства над Верхним и

Нижним Египтом. Её отличительный признак - ястреб, символ материнства.

Египтяне полагали, что все ястребы - самки, и поэтому считали его символом

материнства.

Нил есть только видимое воплощение Амона, которому Египет обязан

своим плодородием. Бог тогда назывался Амоном-Нилом или Кнуфисом. На одном

античном барельефе в храме Дендеры Амон-Кнуфис изображен с бараньей

головою, украшенною перьями; он с распущенными крыльями и держит в одной

руке ключ Нила, а в другой - парусное судно. Многочисленные памятники

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать