фиванские храмы Ипет Рес и Ипет Сут, посвященные богу Амону-Ра. Сегодня они
известны нам как храмы в Луксоре и Карнаке. Храмы, принадлежащие к
величайшим творениям древнеегипетского зодчества, строились начиная с 16 в
до н.э в течение многих столетий. Они занимали большую площадь и отличались
подчеркнутой монументальностью. Расположенный вдоль берега Нила, храм в
Луксоре почти полностью воздвигнут архитектором Аменхотепом Младшим.
Великолепные дворы Луксора окружены золотыми колоннами в виде папируса.
В древности Ипет Рес и Ипет Сут были соединены 3-х километровой аллеей
сфинксов, по которой проходили торжественные религиозные процессии. Перед
храмом в Карнаке сохранилась часть аллеи из сорока сфинксов- совершенно
одинаковых, с телом льва и головой барана (священного животного бога
Амона), расположенных на равном месте друг от друга. Аллея сфинксов
подходила первому входу, который был сравнительно не велик и узок. Вход вёл
в открытый двор, окруженный стенами, колоннами и статуями. Через узкий
второй вход можно было попасть в гипостильный зал. Гипостильный (от греч.
«хипостилос»-«поддерживаемый колоннами») зал Карнакского ансамбля, в
котором более 130 колонн образуют 16 рядов, принадлежит к шедеврам мирового
зодчества. Центральный проход, обрамленный колоннами высотой более 20м и
диаметром около 3.5м, с капителями в виде раскрытых цветов папируса,
освещался из боковых проемов. Не существующие ныне потолки густо-синего
цвета были украшены желтыми звездами и парящими священными коршунами.
Из гипостильного зала можно было попасть в маленькое темное святилище,
куда разрешалось входить лишь фараону и жрецам. И только во время
всенародного многодневного праздника Амона изваяние этого бога,
установленное на солнечной ладье, торжественно выносилось из святилища для
совершения ритуального плавания по Нилу до храма в Луксоре.
РЕЛЬЕФЫ И РОСПИСИ.
Рельефам и росписям художники придавали портретное сходство. Яркое
тому подтверждение - сходство рельефов, изображающих Хемиуна в его мастаба,
и его скульптурного изображения; близость рельефного профиля царского
вельможи Нефера с чертами лица его так называемой «резервной головы».
Строгая фиксированность жестов и поз, в которых изображался умерший
были продиктованы торжественностью и ответственностью, возлагавшимися на
изображаемое. Умерший должен был быть представлен со всеми возможными
величием и достоинством, подготовленным к церемониям великих богов.
В портретах прекрасно разработаны индивидуальные черты, но выражение
лиц остается всегда бесстрастным, отвлеченным. Мастер тех времен не ставил
своей целью отображение мимолетных переживаний - ведь он изображал
человека, идущего в вечность и освобожденного от всего временного.
Раскрашенный рельеф, из которого потом развивалась древнеегипетская
живопись, произошел от скульптуры. Медленно но верно он даже начинает
теснить скульптуру, потому что ко времени пятой - шестой династий фараоны
теряют часть своего былого могущества и былого богатства, их гробницы
становятся меньше по размерам.. В это время акцент переносится на
внутреннюю декорацию помещений, больше уделяется места и значения для
росписей и рельефов. Ослабляется власть фараона и некоторыми привилегиями
ему приходится делиться с собственными сановниками, являющимися уже почти
соправителями. Они добиваются признания своих заслуг и прав на то, чтобы их
"дома вечности" были построены и расписаны подобно гробницам фараонов и
теми же мастерами. В их захоронениях начинают использоваться почти те же
схемы и сюжеты, что и в гробницах их повелителей. Но в то же время нам
известно, что дистанция все же соблюдалась, так как читая надписи в
гробницах вельмож мы постоянно встречаемся с обращениями к фараону,
звучащими как «Господин мой», или подобными им.
Сам по себе египетский рельеф - явление уникальное, само по себе
требующее отдельного углубленного изучения. Египтяне всегда глубоко
чувствовали возможности материалов и техник, в которых работали. они
ставили себе задачей не создание иллюзии чего-либо, но изображения и
изображали не вещь или человека в какой-то момент времени, а идею,
субстанцию человека, вещи, животного. Эти изображения не были рассчитаны на
зрителя - человека. Известно, что во многие помещения гробниц, украшенные
непревзойденными росписями и рельефами, доступ был строго ограничен, а
иногда и запрещен. Таким образом это искусство должно было скорее
напоминать "увековечивание формы", а не творческий акт и не желание
украсить "вечное жилище" фараона. "Искусство искало немногих, но
непреложных изобразительных формул. Оно действительно выработало язык,
отвечающий идее постоянства - язык экономного графического знака, строгой
и ясной линии, четкого контура, компактных, предельно обобщенных объемов.
Даже когда изображалось самое простое , самое обыденное - пастух доит
корову, или служанка подает ожерелье своей госпоже, или идет стадо гусей, -
эти бесхитростные мотивы выглядят не столько изображением мимолетного
действия, сколько чеканной формулой этого действия, установленной на века".
Нам известно три типа египетского рельефа: выпуклый, углубленный, и с
углубленными контурами. Использовались они иногда порознь, иногда
комплексно, но всегда это очень высокое художественное мастерство,
заставляющее дышать живыми изображениями поверхность камня, не теряющего в
то же время своих видимых природных свойств и фактуры. Рельеф сам не
плоский, но ориентирован на плоскость, в этом и состоит оригинальность и
своеобразие этого рода изобразительного искусства. С одной стороны он
обладает всеми преимуществами объемного скульптурного изображения, а с
другой для него вполне естественны и живописная раскраска и абсолютная
слитность со стеной, с каменным массивом.
Рельефы на деревянных панелях из гробницы зодчего Хесира в Саккара
иллюстрируют это как нельзя более лучше. Мастер в совершенстве владеет
техникой, не утрачивая торжественной монументальности, целостности
изображения, он создает образ, пленяющий живостью и непосредственностью,
«образ энергичного, волевого, умного человека»
Кроме того, египетские художники никогда не забывали о необходимости
целостности, органичности всего(!) ансамбля, и всегда одно искусство как бы
вырастало из другого. Рельеф обычно раскрашивался и надписывался
иероглифами. Это был синтез трех искусств - архитектоника организующая
пространство не только стены, но и перед стеной, скульптурная моделировка
объема, и живопись в расцвечении цветами реального мира.
Материальность выступающих или заглубленных контуров раскрашенного
рельефа была понятнее и реальнее для египтян, чем чисто плоскостная
живопись.
Британская Энциклопедия сообщает, что «техника рельефа включала в себя
три этапа: рисунок краской на подготовленной плоскости, выборка рельефа и
окончательная раскраска. В росписях использовались минеральные краски: охра
красная, охра желтая, зеленая - тертый малахит, синяя - лазурит, и черная -
сажа. Содержание росписей и рельефов в захоронениях Древнего царства строго
говоря можно разделить на два типа: во-первых - прославляющие фараона,
описывающие его великие деяния, совершенные им в земной жизни, его
подданных, а также более редкие росписи, посвященные таинственной будущей
жизни, "жизни вечной и вечному блаженству"». Сюжеты росписей довольно
типичны, всюду присутствует хозяин гробницы в различных ипостасях: на
празднике жизни - на пиру, в наблюдении за ходом сельскохозяйственных или
ремесленных работ в поместье или государстве, на охоте или на рыбной
ловле, в наблюдении процессии слуг, приносящих дары.
Композиции рельефов и росписей и всего помещения всегда задумывались
как нечто целое, и создававший их человек находил нужное решение
поставленной задаче. Монументальность, свойственная всем видам искусства в
Египте, в рельефах и росписях тесно сплетена с декоративностью. Является
типичным использование фризообразной композиции, в основе своей
подразумевающей аналогию ковра. С дальнего расстояния такая стена смотрится
пестрой красочной плоскостью. Характерный пример - росписи весьма известной
гробницы вельможи Ти (сер. III тыс. до н. э.). При чуть более близком
рассмотрении "ковер" распадается на огромное количество отдельных
эпизодов, сплавленных общим ритмом и пространственными законами - гробница
Хнумхотепа. Здесь уже трудно говорить о застылости и тому подобных вещах.
Живость и непосредственность в изображениях людей и их занятий выше всякой
критики. Мы не должны также удивляться многочисленным изображениям животных
в гробницах. Многие животные в Древнем Египте обожествлялись и их
изображения являлись изображениями богов.
Градация размеров, масштабов фигур внутри одной композиции,
дающая декоративную живость и легкую певучую вариативность ритма была для
египтян прежде всего градацией ценностей. Главный герой росписей
изображался самым большим. Его близкие родственники и приближенные
изображались немного меньшими его самого, а второстепенные персонажи
изображались меньшими его даже в несколько раз, тому примеры - рельефы в
гробнице Ти и в мастаба в Саккара.. Такая шкала была наиболее универсальной
табелью о рангах, которой не требовалось отображения особых, различных для
каждого чина аксессуаров роскоши и общественного положения. Даже величие
власти самого фараона, почитавшегося богом, не обозначалось даже каким-либо
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10