Художественная культура Древнего Египта

фиванские храмы Ипет Рес и Ипет Сут, посвященные богу Амону-Ра. Сегодня они

известны нам как храмы в Луксоре и Карнаке. Храмы, принадлежащие к

величайшим творениям древнеегипетского зодчества, строились начиная с 16 в

до н.э в течение многих столетий. Они занимали большую площадь и отличались

подчеркнутой монументальностью. Расположенный вдоль берега Нила, храм в

Луксоре почти полностью воздвигнут архитектором Аменхотепом Младшим.

Великолепные дворы Луксора окружены золотыми колоннами в виде папируса.

В древности Ипет Рес и Ипет Сут были соединены 3-х километровой аллеей

сфинксов, по которой проходили торжественные религиозные процессии. Перед

храмом в Карнаке сохранилась часть аллеи из сорока сфинксов- совершенно

одинаковых, с телом льва и головой барана (священного животного бога

Амона), расположенных на равном месте друг от друга. Аллея сфинксов

подходила первому входу, который был сравнительно не велик и узок. Вход вёл

в открытый двор, окруженный стенами, колоннами и статуями. Через узкий

второй вход можно было попасть в гипостильный зал. Гипостильный (от греч.

«хипостилос»-«поддерживаемый колоннами») зал Карнакского ансамбля, в

котором более 130 колонн образуют 16 рядов, принадлежит к шедеврам мирового

зодчества. Центральный проход, обрамленный колоннами высотой более 20м и

диаметром около 3.5м, с капителями в виде раскрытых цветов папируса,

освещался из боковых проемов. Не существующие ныне потолки густо-синего

цвета были украшены желтыми звездами и парящими священными коршунами.

Из гипостильного зала можно было попасть в маленькое темное святилище,

куда разрешалось входить лишь фараону и жрецам. И только во время

всенародного многодневного праздника Амона изваяние этого бога,

установленное на солнечной ладье, торжественно выносилось из святилища для

совершения ритуального плавания по Нилу до храма в Луксоре.

РЕЛЬЕФЫ И РОСПИСИ.

Рельефам и росписям художники придавали портретное сходство. Яркое

тому подтверждение - сходство рельефов, изображающих Хемиуна в его мастаба,

и его скульптурного изображения; близость рельефного профиля царского

вельможи Нефера с чертами лица его так называемой «резервной головы».

Строгая фиксированность жестов и поз, в которых изображался умерший

были продиктованы торжественностью и ответственностью, возлагавшимися на

изображаемое. Умерший должен был быть представлен со всеми возможными

величием и достоинством, подготовленным к церемониям великих богов.

В портретах прекрасно разработаны индивидуальные черты, но выражение

лиц остается всегда бесстрастным, отвлеченным. Мастер тех времен не ставил

своей целью отображение мимолетных переживаний - ведь он изображал

человека, идущего в вечность и освобожденного от всего временного.

Раскрашенный рельеф, из которого потом развивалась древнеегипетская

живопись, произошел от скульптуры. Медленно но верно он даже начинает

теснить скульптуру, потому что ко времени пятой - шестой династий фараоны

теряют часть своего былого могущества и былого богатства, их гробницы

становятся меньше по размерам.. В это время акцент переносится на

внутреннюю декорацию помещений, больше уделяется места и значения для

росписей и рельефов. Ослабляется власть фараона и некоторыми привилегиями

ему приходится делиться с собственными сановниками, являющимися уже почти

соправителями. Они добиваются признания своих заслуг и прав на то, чтобы их

"дома вечности" были построены и расписаны подобно гробницам фараонов и

теми же мастерами. В их захоронениях начинают использоваться почти те же

схемы и сюжеты, что и в гробницах их повелителей. Но в то же время нам

известно, что дистанция все же соблюдалась, так как читая надписи в

гробницах вельмож мы постоянно встречаемся с обращениями к фараону,

звучащими как «Господин мой», или подобными им.

Сам по себе египетский рельеф - явление уникальное, само по себе

требующее отдельного углубленного изучения. Египтяне всегда глубоко

чувствовали возможности материалов и техник, в которых работали. они

ставили себе задачей не создание иллюзии чего-либо, но изображения и

изображали не вещь или человека в какой-то момент времени, а идею,

субстанцию человека, вещи, животного. Эти изображения не были рассчитаны на

зрителя - человека. Известно, что во многие помещения гробниц, украшенные

непревзойденными росписями и рельефами, доступ был строго ограничен, а

иногда и запрещен. Таким образом это искусство должно было скорее

напоминать "увековечивание формы", а не творческий акт и не желание

украсить "вечное жилище" фараона. "Искусство искало немногих, но

непреложных изобразительных формул. Оно действительно выработало язык,

отвечающий идее постоянства - язык экономного графического знака, строгой

и ясной линии, четкого контура, компактных, предельно обобщенных объемов.

Даже когда изображалось самое простое , самое обыденное - пастух доит

корову, или служанка подает ожерелье своей госпоже, или идет стадо гусей, -

эти бесхитростные мотивы выглядят не столько изображением мимолетного

действия, сколько чеканной формулой этого действия, установленной на века".

Нам известно три типа египетского рельефа: выпуклый, углубленный, и с

углубленными контурами. Использовались они иногда порознь, иногда

комплексно, но всегда это очень высокое художественное мастерство,

заставляющее дышать живыми изображениями поверхность камня, не теряющего в

то же время своих видимых природных свойств и фактуры. Рельеф сам не

плоский, но ориентирован на плоскость, в этом и состоит оригинальность и

своеобразие этого рода изобразительного искусства. С одной стороны он

обладает всеми преимуществами объемного скульптурного изображения, а с

другой для него вполне естественны и живописная раскраска и абсолютная

слитность со стеной, с каменным массивом.

Рельефы на деревянных панелях из гробницы зодчего Хесира в Саккара

иллюстрируют это как нельзя более лучше. Мастер в совершенстве владеет

техникой, не утрачивая торжественной монументальности, целостности

изображения, он создает образ, пленяющий живостью и непосредственностью,

«образ энергичного, волевого, умного человека»

Кроме того, египетские художники никогда не забывали о необходимости

целостности, органичности всего(!) ансамбля, и всегда одно искусство как бы

вырастало из другого. Рельеф обычно раскрашивался и надписывался

иероглифами. Это был синтез трех искусств - архитектоника организующая

пространство не только стены, но и перед стеной, скульптурная моделировка

объема, и живопись в расцвечении цветами реального мира.

Материальность выступающих или заглубленных контуров раскрашенного

рельефа была понятнее и реальнее для египтян, чем чисто плоскостная

живопись.

Британская Энциклопедия сообщает, что «техника рельефа включала в себя

три этапа: рисунок краской на подготовленной плоскости, выборка рельефа и

окончательная раскраска. В росписях использовались минеральные краски: охра

красная, охра желтая, зеленая - тертый малахит, синяя - лазурит, и черная -

сажа. Содержание росписей и рельефов в захоронениях Древнего царства строго

говоря можно разделить на два типа: во-первых - прославляющие фараона,

описывающие его великие деяния, совершенные им в земной жизни, его

подданных, а также более редкие росписи, посвященные таинственной будущей

жизни, "жизни вечной и вечному блаженству"». Сюжеты росписей довольно

типичны, всюду присутствует хозяин гробницы в различных ипостасях: на

празднике жизни - на пиру, в наблюдении за ходом сельскохозяйственных или

ремесленных работ в поместье или государстве, на охоте или на рыбной

ловле, в наблюдении процессии слуг, приносящих дары.

Композиции рельефов и росписей и всего помещения всегда задумывались

как нечто целое, и создававший их человек находил нужное решение

поставленной задаче. Монументальность, свойственная всем видам искусства в

Египте, в рельефах и росписях тесно сплетена с декоративностью. Является

типичным использование фризообразной композиции, в основе своей

подразумевающей аналогию ковра. С дальнего расстояния такая стена смотрится

пестрой красочной плоскостью. Характерный пример - росписи весьма известной

гробницы вельможи Ти (сер. III тыс. до н. э.). При чуть более близком

рассмотрении "ковер" распадается на огромное количество отдельных

эпизодов, сплавленных общим ритмом и пространственными законами - гробница

Хнумхотепа. Здесь уже трудно говорить о застылости и тому подобных вещах.

Живость и непосредственность в изображениях людей и их занятий выше всякой

критики. Мы не должны также удивляться многочисленным изображениям животных

в гробницах. Многие животные в Древнем Египте обожествлялись и их

изображения являлись изображениями богов.

Градация размеров, масштабов фигур внутри одной композиции,

дающая декоративную живость и легкую певучую вариативность ритма была для

египтян прежде всего градацией ценностей. Главный герой росписей

изображался самым большим. Его близкие родственники и приближенные

изображались немного меньшими его самого, а второстепенные персонажи

изображались меньшими его даже в несколько раз, тому примеры - рельефы в

гробнице Ти и в мастаба в Саккара.. Такая шкала была наиболее универсальной

табелью о рангах, которой не требовалось отображения особых, различных для

каждого чина аксессуаров роскоши и общественного положения. Даже величие

власти самого фараона, почитавшегося богом, не обозначалось даже каким-либо

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать