Русские правозащитники
9 февраля 1844 г. в Санкт - Петербурге в семье литературно-
театрального деятеля и преподавателя истории Второго кадетского корпуса
Фёдора Алексеевича Кони и актрисы Ирины Семёновны Юрьевой родился второй
сын, Анатолий.
Его отец Фёдор Алексеевич Кони (1809-1879гг) был сыном московского
купца, получил довольно широкое образование.
Будучи студентом медицинского факультета Московского университета он
одновременно посещал лекции на словесном факультете вследствие, чего у него
появился большой интерес к литературе и особенно к драматургии. Уже тогда
Ф.Кони перевёл с французского языка драму Виктора Дюконжа «Смерть Каласа»,
которая 1830 г была поставлена на сцене Московского императорского театра.
Успех пьесы был замечен директором императорских театров Ф.Какошкиным,
советы которого побудили Ф.Кони посвятить себя драматической литературе и
изучению теории и истории искусства.
В 1836 г. Ф. Кони переезжает из Москвы в Петербург, где занимает
должность преподавателя истории во Втором кадетском корпусе. Здесь Ф.Кони
написал своё большое произведение «История Фридриха Великого» за которое
позже Иенский университет возвел его в степень доктора философии. Однако
главным занятием Ф.Кони была журналистика. Он редактировал и издавал
«Литературную газету», журнал «Репертуар и Пантеон». Им написана
фундаментальная книга «Русский театр, его судьба и его историки». Водевили
Ф.Кони неоднократно издавались и в годы Советской власти.
Мать Анатолия Фёдоровича Кони Ирина Семёновна Юрьева, по сцене
Сандунова (1811-1891гг),-актриса и писательница - родилась в семье помещика
Полтавской губернии. В 1837г. под влиянием своего родственника, известного
в то время писателя А.Ф.Вельтмана, она издала свой сборник рассказов.
Вскоре после этого она поступила на императорскую сцену - сначала в Москве,
а затем связи с замужеством в Петербурге, где выступала на сцене более 15
лет, талантливо исполняя преимущественно комические роли. Ирина Семёновна
сотрудничала в «Литературной газете» и в других изданиях, опубликовала ряд
повестей.
Крёстным отцом А.Кони был известный писатель, первый русский исторический
романист И.И.Лажечников, он был знаком с А.С.Пушкиным, который
приветствовал его литературную деятельность.
В семье, где часто бывали лучшие представители театра и литературы 40-50-
х годов 19 в., Анатолий научился любить художественное слово и почерпнул
веру в искусство и литературу. От матери и отца он унаследовал литературный
талант, серьёзное отношение к театру, любовь и уважение к его деятелям.
Юный Кони встречался с Некрасовым, Григоровичем, Полонским и многими
видными литераторами того времени. Частыми гостями семьи Кони были
известные артисты, художники, журналисты.
Отец и мать А.Кони были люди полные любви к просвещению, впитавшие в
себя идеализм 40-х годов прошлого века.
Начальное образование Анатолий получил в доме родителей. И мать, и отец,
воспитывали детей, требовательно относились к ним , прививали им уважение
к самостоятельному труду, почтение к старшим. Вспоминая годы детства , А.Ф.
Кони приводит такой эпизод: «Жил у нас лакей Фока. Человек огромного роста.
Он меня любил чрезвычайно и в свободные минуты объяснял мне по-своему
законы физики и механики, стараясь подтвердить свои слова опытами, всегда ,
впрочем, неудачными. Не могу припомнить по какому случаю мне показалось ,
что он меня обидел, и я, в пылу гнева, назвал его дураком. Это услышал отец
из своего кабинета и, выйдя, больно наказал меня и позвав затем Фоку,
приказал мне стать перед ним на колени и просить прощения. Когда я это
исполнил, Фока не выдержал, тоже упал передо мною на колени, мы оба
обнялись и оба рыдали на весь дом».(1.)
Увлекаясь учением немецкого философа Канта, Ф.А.Кони и в воспитании сыновей
следовал Кантовскому правилу: человек должен пройти четыре ступеньки
воспитания- обрести дисциплину; научится себя вести; стать морально
устойчивым. Всё это прививалось юноше. Главной же целью воспитания было
научить детей думать.
С 1855 по 1858 гг. Анатолий учился в немецкой школе при церкви св. Анны
на Кирочной улице Петербурга и получал в основном такие оценки: «хорошо»,
«очень хорошо», «довольно хорошо». 1856 г. при отличном поведении он
получил 14 поощрений, в 1857г. -12.(1.)
в 1858 г. А.Кони переходит в четвёртый класс второй Петербургской
гимназии.
Вначале учёба в гимназии шла с некоторым напряжением и неровно, но в
последствии всё лучше, и в1859-1861гг. Знания по всем предметам были
оценены на «отлично». По решению Совета гимназии Кони были вручены
похвальные свидетельства-«Грамоты первого достоинства». В грамотах
указывалось, что они выданы» для предъявления родителям».(2.)
Занятия в гимназии Анатолий сочетал с углублённым изучением истории
России , он интересовался русской и зарубежной классической литературой,
участвовал в издании рукописного журнала «Заря». Но больше всего его
занимала математика. К нему на консультации шли многие гимназисты, и в
последний год учёбы в гимназии Анатолий имел учеников по математике.
Директор второй Петербургской гимназии Никита Власов знакомил
гимназистов с произведениями выдающихся писателей Гончарова, Тургенева и
др.. Тем , кто нуждался, Н.Власов помогал доставать уроки как репетиторам
или подготовителям для поступающих в гимназию.(1.)
с теплотой вспоминает А.Ф.Кони учителей, оказавших большое влияние на
гимназистов, и среди них любимого учителя истории В.Ф.Эвальда: «Его доброе
и отчасти насмешливое отношение к ученикам было соединено с увлекательным
изложением предмета. Мы ждали его урока и слушали его с радостным
чувством».(2.)
Будучи гимназистом, А.Кони посещал лекции знаменитых профессоров
Петербургского университета, жадно следил за отечественной и зарубежной
литературой. «Вступление в юность (16-20 лет) совпало для меня, - пишет
Кони, - с удивительным расцветом русской литературы в конце 50-х и начале
60-х годов».(1.) В начале своей жизни Анатолий Фёдорович увлекался
произведениями старшего поколения русских классиков, а затем долгие годы
дружил и часто встречался с ними.
В гимназические годы Анатолий жадно вчитывался в произведения
И.С.Тургенева, сыгравшего по словам Кони, «влиятельную роль в умственном и
нравственном развитии людей моего поколения».(2.) До Тургенева молодое
поколение в русских городах - дети чиновников, купцов, людей свободной
профессии имело смутное представление о народе, русских крестьянах и
бесправных условиях их жизни. Тургенев же своими «Записками охотника», а
вслед за ними Некрасов поэмой «Кому на Руси жить хорошо» познакомил эту
молодёжь с «сеятелем и хранителем» русской земли, дали возможность
заглянуть в его душу и оценить тот тихий свет, который в ней горит, понять
и полюбить его».
Можно безошибочно утверждать, что любовь к Пушкину и русскому языку
появилась у Анатолия Фёдоровича в результате сильного влияния со стороны
Тургенева и Некрасова.
«Посвятив бессмертному гению Пушкина своё произведение «Нравственный
облик Пушкина», А.Кони уже в юные годы понял, что Пушкин был преисполнен
подлинного чувства и искания правды, а в жизни правда проявляется прежде
всего в искренности в отношениях с людьми, в справедливости при
обращении с ними. Этому принципу А.Кони следовал всю жизнь».(2.)
Не меньшее влияние на Анатолия Кони оказал И.А.Гончаров. «С мыслью о
Гончарове скажет уже в зрелые годы А.Кони, -связывается у меня благородное
воспоминание впечатления юных лет в незабвенные для русской литературы
времена, когда в конце пятидесятых годов, как из рога изобилия, сыпались
чудные художественные произведения , когда появились «Дворянское гнездо» и
«Накануне», «Тысяча душ» и «Обломов», «Горькая судьбина» и «Гроза»»,(1.)
По словам Кони, Гончаров, стремился изобразить истинную природу русского
человека, его национальные свойства независимо от общественного положения.
За годы, проведённые в гимназии, Анатолий обогатился разнообразными
знаниями. Он начал задумываться о своём дальнейшем образовании. Занятия
репетиторством убедило Кони в том, что его удел - математика.
« В мае 1861г. несколько питомцев Второй Петербургской гимназии
решили уйти из шестого класса гимназии и поступить в Петербургский
университет. Ещё гимназистами многие из них ходили на блестящие чтения
известного русского историка Н.И.Костомарова и в мечтах уже были в
университетских стенах».(2.) О лекциях Н.И.Костомарова у Анатолия
Федоровича сохранились самые лучшие воспоминания. В 1925 году в письме К
академику С.Ф.Платонову он писал: «Ещё гимназистом в 60 году и затем
студентом математического факультета в 61 году ходил я жадно слушать его
увлекательные, богатые образами и цитатами лекции, а затем по закрытии
Университета слушал его публичные лекции об Иоанне IV в зале Городской
думы...Когда, уже В Москве, в 63 году, я прочёл объявление о входе в свет
«Северорусских народоправств», я так возжаждал иметь эту книгу, что,
несмотря на своё скудное студенческое житиё, подверг себя большим лишениям,
чтобы через два месяца имел радость погрузится в её чтение. Это были
незабываемые часы; и до сих пор , глядя на неё, стоящею в шкапу перед моим
рабочим столом, я смотрю на неё, как на верного друга моей юности, и сам
Костомаров восстаёт передо мною как живой».(1.)
Для того чтобы раньше времени поступить в университет, нужно было
держать экзамен в качестве лица, получившего домашнее воспитание, в особой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10