Русские правозащитники

Русские правозащитники

9 февраля 1844 г. в Санкт - Петербурге в семье литературно-

театрального деятеля и преподавателя истории Второго кадетского корпуса

Фёдора Алексеевича Кони и актрисы Ирины Семёновны Юрьевой родился второй

сын, Анатолий.

Его отец Фёдор Алексеевич Кони (1809-1879гг) был сыном московского

купца, получил довольно широкое образование.

Будучи студентом медицинского факультета Московского университета он

одновременно посещал лекции на словесном факультете вследствие, чего у него

появился большой интерес к литературе и особенно к драматургии. Уже тогда

Ф.Кони перевёл с французского языка драму Виктора Дюконжа «Смерть Каласа»,

которая 1830 г была поставлена на сцене Московского императорского театра.

Успех пьесы был замечен директором императорских театров Ф.Какошкиным,

советы которого побудили Ф.Кони посвятить себя драматической литературе и

изучению теории и истории искусства.

В 1836 г. Ф. Кони переезжает из Москвы в Петербург, где занимает

должность преподавателя истории во Втором кадетском корпусе. Здесь Ф.Кони

написал своё большое произведение «История Фридриха Великого» за которое

позже Иенский университет возвел его в степень доктора философии. Однако

главным занятием Ф.Кони была журналистика. Он редактировал и издавал

«Литературную газету», журнал «Репертуар и Пантеон». Им написана

фундаментальная книга «Русский театр, его судьба и его историки». Водевили

Ф.Кони неоднократно издавались и в годы Советской власти.

Мать Анатолия Фёдоровича Кони Ирина Семёновна Юрьева, по сцене

Сандунова (1811-1891гг),-актриса и писательница - родилась в семье помещика

Полтавской губернии. В 1837г. под влиянием своего родственника, известного

в то время писателя А.Ф.Вельтмана, она издала свой сборник рассказов.

Вскоре после этого она поступила на императорскую сцену - сначала в Москве,

а затем связи с замужеством в Петербурге, где выступала на сцене более 15

лет, талантливо исполняя преимущественно комические роли. Ирина Семёновна

сотрудничала в «Литературной газете» и в других изданиях, опубликовала ряд

повестей.

Крёстным отцом А.Кони был известный писатель, первый русский исторический

романист И.И.Лажечников, он был знаком с А.С.Пушкиным, который

приветствовал его литературную деятельность.

В семье, где часто бывали лучшие представители театра и литературы 40-50-

х годов 19 в., Анатолий научился любить художественное слово и почерпнул

веру в искусство и литературу. От матери и отца он унаследовал литературный

талант, серьёзное отношение к театру, любовь и уважение к его деятелям.

Юный Кони встречался с Некрасовым, Григоровичем, Полонским и многими

видными литераторами того времени. Частыми гостями семьи Кони были

известные артисты, художники, журналисты.

Отец и мать А.Кони были люди полные любви к просвещению, впитавшие в

себя идеализм 40-х годов прошлого века.

Начальное образование Анатолий получил в доме родителей. И мать, и отец,

воспитывали детей, требовательно относились к ним , прививали им уважение

к самостоятельному труду, почтение к старшим. Вспоминая годы детства , А.Ф.

Кони приводит такой эпизод: «Жил у нас лакей Фока. Человек огромного роста.

Он меня любил чрезвычайно и в свободные минуты объяснял мне по-своему

законы физики и механики, стараясь подтвердить свои слова опытами, всегда ,

впрочем, неудачными. Не могу припомнить по какому случаю мне показалось ,

что он меня обидел, и я, в пылу гнева, назвал его дураком. Это услышал отец

из своего кабинета и, выйдя, больно наказал меня и позвав затем Фоку,

приказал мне стать перед ним на колени и просить прощения. Когда я это

исполнил, Фока не выдержал, тоже упал передо мною на колени, мы оба

обнялись и оба рыдали на весь дом».(1.)

Увлекаясь учением немецкого философа Канта, Ф.А.Кони и в воспитании сыновей

следовал Кантовскому правилу: человек должен пройти четыре ступеньки

воспитания- обрести дисциплину; научится себя вести; стать морально

устойчивым. Всё это прививалось юноше. Главной же целью воспитания было

научить детей думать.

С 1855 по 1858 гг. Анатолий учился в немецкой школе при церкви св. Анны

на Кирочной улице Петербурга и получал в основном такие оценки: «хорошо»,

«очень хорошо», «довольно хорошо». 1856 г. при отличном поведении он

получил 14 поощрений, в 1857г. -12.(1.)

в 1858 г. А.Кони переходит в четвёртый класс второй Петербургской

гимназии.

Вначале учёба в гимназии шла с некоторым напряжением и неровно, но в

последствии всё лучше, и в1859-1861гг. Знания по всем предметам были

оценены на «отлично». По решению Совета гимназии Кони были вручены

похвальные свидетельства-«Грамоты первого достоинства». В грамотах

указывалось, что они выданы» для предъявления родителям».(2.)

Занятия в гимназии Анатолий сочетал с углублённым изучением истории

России , он интересовался русской и зарубежной классической литературой,

участвовал в издании рукописного журнала «Заря». Но больше всего его

занимала математика. К нему на консультации шли многие гимназисты, и в

последний год учёбы в гимназии Анатолий имел учеников по математике.

Директор второй Петербургской гимназии Никита Власов знакомил

гимназистов с произведениями выдающихся писателей Гончарова, Тургенева и

др.. Тем , кто нуждался, Н.Власов помогал доставать уроки как репетиторам

или подготовителям для поступающих в гимназию.(1.)

с теплотой вспоминает А.Ф.Кони учителей, оказавших большое влияние на

гимназистов, и среди них любимого учителя истории В.Ф.Эвальда: «Его доброе

и отчасти насмешливое отношение к ученикам было соединено с увлекательным

изложением предмета. Мы ждали его урока и слушали его с радостным

чувством».(2.)

Будучи гимназистом, А.Кони посещал лекции знаменитых профессоров

Петербургского университета, жадно следил за отечественной и зарубежной

литературой. «Вступление в юность (16-20 лет) совпало для меня, - пишет

Кони, - с удивительным расцветом русской литературы в конце 50-х и начале

60-х годов».(1.) В начале своей жизни Анатолий Фёдорович увлекался

произведениями старшего поколения русских классиков, а затем долгие годы

дружил и часто встречался с ними.

В гимназические годы Анатолий жадно вчитывался в произведения

И.С.Тургенева, сыгравшего по словам Кони, «влиятельную роль в умственном и

нравственном развитии людей моего поколения».(2.) До Тургенева молодое

поколение в русских городах - дети чиновников, купцов, людей свободной

профессии имело смутное представление о народе, русских крестьянах и

бесправных условиях их жизни. Тургенев же своими «Записками охотника», а

вслед за ними Некрасов поэмой «Кому на Руси жить хорошо» познакомил эту

молодёжь с «сеятелем и хранителем» русской земли, дали возможность

заглянуть в его душу и оценить тот тихий свет, который в ней горит, понять

и полюбить его».

Можно безошибочно утверждать, что любовь к Пушкину и русскому языку

появилась у Анатолия Фёдоровича в результате сильного влияния со стороны

Тургенева и Некрасова.

«Посвятив бессмертному гению Пушкина своё произведение «Нравственный

облик Пушкина», А.Кони уже в юные годы понял, что Пушкин был преисполнен

подлинного чувства и искания правды, а в жизни правда проявляется прежде

всего в искренности в отношениях с людьми, в справедливости при

обращении с ними. Этому принципу А.Кони следовал всю жизнь».(2.)

Не меньшее влияние на Анатолия Кони оказал И.А.Гончаров. «С мыслью о

Гончарове скажет уже в зрелые годы А.Кони, -связывается у меня благородное

воспоминание впечатления юных лет в незабвенные для русской литературы

времена, когда в конце пятидесятых годов, как из рога изобилия, сыпались

чудные художественные произведения , когда появились «Дворянское гнездо» и

«Накануне», «Тысяча душ» и «Обломов», «Горькая судьбина» и «Гроза»»,(1.)

По словам Кони, Гончаров, стремился изобразить истинную природу русского

человека, его национальные свойства независимо от общественного положения.

За годы, проведённые в гимназии, Анатолий обогатился разнообразными

знаниями. Он начал задумываться о своём дальнейшем образовании. Занятия

репетиторством убедило Кони в том, что его удел - математика.

« В мае 1861г. несколько питомцев Второй Петербургской гимназии

решили уйти из шестого класса гимназии и поступить в Петербургский

университет. Ещё гимназистами многие из них ходили на блестящие чтения

известного русского историка Н.И.Костомарова и в мечтах уже были в

университетских стенах».(2.) О лекциях Н.И.Костомарова у Анатолия

Федоровича сохранились самые лучшие воспоминания. В 1925 году в письме К

академику С.Ф.Платонову он писал: «Ещё гимназистом в 60 году и затем

студентом математического факультета в 61 году ходил я жадно слушать его

увлекательные, богатые образами и цитатами лекции, а затем по закрытии

Университета слушал его публичные лекции об Иоанне IV в зале Городской

думы...Когда, уже В Москве, в 63 году, я прочёл объявление о входе в свет

«Северорусских народоправств», я так возжаждал иметь эту книгу, что,

несмотря на своё скудное студенческое житиё, подверг себя большим лишениям,

чтобы через два месяца имел радость погрузится в её чтение. Это были

незабываемые часы; и до сих пор , глядя на неё, стоящею в шкапу перед моим

рабочим столом, я смотрю на неё, как на верного друга моей юности, и сам

Костомаров восстаёт передо мною как живой».(1.)

Для того чтобы раньше времени поступить в университет, нужно было

держать экзамен в качестве лица, получившего домашнее воспитание, в особой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать