6.1 Определение экономии народнохозяйственных средств от внедрения мероприятий по повышению безопасности движения
В связи с ростом автомобильного парка, объема перевозок с одной стороны и низкого технического уровня, дорог с другой, в условиях городов с исторически сложившейся застройкой возникает серьезная транспортная проблема. Особенно остро она стоит в узловых пунктах улично-дорожной сети.
Современные научные исследования и практический опыт позволяют определить мероприятия по повышению безопасности дорожного движения, будь то сооружение обхода города, реконструкция существующей автомобильной дороги, сооружение транспортных развязок в разных уровнях, подземных пешеходных переходов и пр. требуют определенных денежных средств. Назначению мероприятий по ОДД должно предшествовать их тщательное технико-экономическое обоснование. В области организации дорожного движения требуется проведение детального и систематического анализа причин ДТП, задержек транспорта, пассажиров, пешеходов и т.д., который позволит найти оптимальное решение при выборе типа обустройства дорог, что улучшит условия движения при наименьших затратах. Намеченные к осуществлению мероприятия должны быть экономически обоснованы и при наименьших затратах способствовать эффективному улучшению организации дорожного движения.
Необходимость в технико-экономическом обосновании мероприятий по улучшению условий движения возникает всегда, когда требуется определить экономическую эффективность капитальных вложений.
6.2. Расчет экономии от снижения затрат времени транспортных средств на пересечении улиц Центральная - Железнодорожная
Стоимость времени, теряемого транспортными средствами за год, определяется по формуле
(6.6)
где Ттр – годовые затраты времени всего потока автомобилей при определенном способе организации движения, авт.-ч.;
Sa-чi – стоимость 1 авт.- ч. для определенного типа автомобилей, р.;
Стоимость одного автомобиле-часа принимается согласно действующим нормативным документам (для легковых автомобилей – 116.9 р./ч.; для грузовых –143.5 р./ч.; для автобусов – 209.5 р./ч.)
При определении средней стоимости одного автомобиле-часа необходимо учитывать состав транспортного потока:
, (6.7)
где dгр, dл, dа – соответственно доля грузовых, легковых автомобилей и автобусов в транспортном потоке.
Затраты времени Ттр зависят от мероприятий по организации дорожного движения.
Определение затрат времени транспортных средств на нерегулируемом пересечении
На нерегулируемых пересечениях дорог в одном уровне затраты времени транспортных средств за год вычисляются по формуле
, ()
где Nвm – интенсивность движения транспортных средств по второстепенной дороге в час «пик», авт./ч;
кн – коэффициент неравномерности движения в течении суток (кн=0,1);
tо – средняя задержка одного автомобиля на перекрестке, с.
авт-ч
р.
, ()
где Nвm – интенсивность движения транспортных средств по второстепенной дороге в час «пик», авт./ч;
Lраз – длина транспортной развязки, км;
V – скорость транспортных средств км/ч, (V=60 км/ч)
авт-ч
р.
6.3. Определение экономии от снижения народно-хозяйственных потерь, связанных с нахождением в пути пассажиров и пешеходов
Народнохозяйственные затраты, связанные с пребыванием в пути пассажиров при различных способах организации дорожного движения, определяются на основе расчета времени, теряемого транспортными средствами (Ттр).
(6.8)
р.
р.
где Ттр – потери времени всех видов транспортных средств, авт/ч;
dа, dл – доля автобусов и легковых автомобилей в транспортном потоке;
Ва, Вл – номинальная вместимость автобусов и легковых автомобилей (вместимость автобусов и легковых автомобилей можно принять соответственно 60 чел. и 2 чел.);
ηа, ηл – средний коэффициент наполнения автобусов и легковых автомобилей (соответственно 0,71 и 0,4);
Sч─ч – средняя величина потерь, приходящаяся на 1 час пребывания в пути пассажиров и пешеходов (принимается в размере 12,18 р.).
6.4 Определение потерь народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий
Ущерб от дорожно-транспортных происшествий на нерегулируемом перекрестке за год
, ()
где nдтп – количество ДТП на перекрестке с материальным ущербом;
Пдтп – средние расходы на ликвидацию последствий от одного ДТП, р;
nл, nт, nлт– количество ДТП, соответственно, с легкими ранениями, тяжелыми ранениями и летальным исходом;
Пл, Пт, Пи, Плт – народнохозяйственные потери от вовлечения 1 человека в ДТП, соответственно, с легкими ранениями, тяжелыми ранениями и летальным исходом;
Пдтп=11560 р., Пл=2830 р., Пт=93233 р., Плт=118250 р.
р.
Слияние улиц Приморский бульвар - Железнодорожная
Пдтп=9340 р; Пл=3220 р; Пт=156328 р; Плт=126280 р.
р.
(кn=0,83);
Слияние улиц Портовая - Железнодорожная
Пдтп=11560 р; Пл=2830 р; Пт=93233 р; Плт=118250 р.
р.
В результате проведения мероприятия, повышающего уровень организации в безопасности дорожного движения, вероятные потери народного хозяйства
, ()
где Кn – коэффициент снижения потерь по отдельным мероприятиям (принимаются по таблице), (кn=0,83; 0,49);
р.
Слияние улиц Приморский бульвар - Железнодорожная
(Кn=0,83);
р.
Слияние улиц Портовая - Железнодорожная
(кn=0,83; 0,49);
р.
Народно-хозяйственные затраты
Экономия народнохозяйственных средств, которую дает внедрение предложенных мероприятий, складывается из:
- экономии от снижения транспортно-эксплуатационных расходов (Этр.): для дороги в целом Этр. рассчитывается как снижение себестоимости перевозок грузов и пассажиров, для участков дороги небольшой протяженности, например, для перекрестков, экономия определяется как снижение народно-хозяйственных потерь из-за сокращения затрат времени транспортными средствами;
- экономии от снижения народно-хозяйственных потерь, связанных с сокращением времени пребывания в пути пассажиров и пешеходов;
- экономии от снижения народнохозяйственных потерь, связанных с дорожно-транспортными происшествиями.
Текущие затраты |
Условия |
Стоимостная оценка результата мероприятия расчетного года, Rt, р. |
|
существующие |
проектируемые |
||
Пересечение улиц Центральная -Железнодорожная |
|||
Стр |
5554103,2 |
886293 |
R1=138820389,7 |
Спас |
58131782,2 |
25233793,2 |
|
СДТП |
1299172 |
44581,76 |
|
Итого |
∑ 164985057,4 |
∑ 26164667,7 |
|
Слияние улиц Приморский бульвар - Железнодорожная |
|||
СДТП |
1292716 |
1072954,28 |
R2=219761,7 |
Итого |
∑ 1292716 |
∑ 1072954,28 |
|
Слияние улиц Портовая - Железнодорожная |
|||
СДТП |
973574 |
395952,5 |
R3=577621,5 |
Итого |
∑ 973574 |
∑ 395952,5 |
|
Итого |
139617772,9 |
6.5 Оценка степени снижения ущерба от ДТП
Для оценки степени снижения ущерба от ДТП, в результате проведения
мероприятий, может быть использован метод коэффициентов снижения потерь от ДТП.
, (6.29)
где - величина ущерба от ДТП в проектируемых условиях после внедрения мероприятий, р.;
- коэффициенты снижения потерь по отдельным мероприятиям (принимаются по таблице).
Величину годовой экономии от снижения количества ДТП определяют по формуле:
(6.30)
При отсутствии данных коэффициент снижения потерь от ДТП может быть определен исходя из транспортно-эксплуатационных характеристик участков автомобильных дорог на основе итоговых коэффициентов аварийности. В этом случае вначале определяют возможное количество ДТП (Z) в существующих и проектируемых условиях по методу, изложенному в п.Б, а затем определяют значение коэффициента снижения потерь по формуле:
, (6.31)
где: mсущ, mпр – итоговое значение стоимостных коэффициентов тяжести вследствие ДТП.
6.6 Расчет стоимостной оценки результата мероприятия в первый год использования инвестиционного проекта
Р1 = Этр.1 + Эпас.1 + Эпеш.1 + Эдтп1, (6.32)
где Р1 – результат внедрения мероприятия по организации дорожного движения в первый год использования проекта, р.;
Этр.1 – экономия от снижения затрат, связанная с потерями времени транспортных средств при внедрении мероприятий по повышению безопасности дорожного движения в первый год, р.;
Эпас1, Эпеш1 – экономия от сокращения времени пребывания в пути пассажиров и пешеходов в первый год, р.;
Эдтп1 – экономия от снижения количества дорожно-транспортных происшествий в первый год, р.
, (6.33)
где - текущие затраты в первый год в существующих и проектируемых условиях.
6.7 Определение затрат времени транспортных средств на канализированных пересечениях в одном уровне
При внедрении канализированных пересечений в одном уровне годовые потери времени рассчитывают по формуле:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18