Качественный
анализ ДТП
служит для установления причинно-следственных факторов возникновения ДТП и
степени их влияния на ДТП. Этот анализ позволяет выявить причины и факторы
возникновения ДТП по каждому из составляющих системы «Дорожное движение». В
большинстве
стран общественное мнение и официальная статистика органов организация дорожного
движения чаще всего усматривают основную причину ДТП в небрежности, ошибках
участников движения (водителей, пешеходов) или в неисправности автомобилей.
Так, Всемирная организация здравоохранения считает, что 9 из 10
дорожно-транспортных происшествий происходит по вине человека.
Анализ причин ДТП позволяет свести в следующие группы:
Таблица 3.1 – Причины ДТП
1 группа |
2 группа |
Несоблюдение Правил дорожного движения участниками этого движения, т. е. водителями, пешеходами и пассажирами. |
Выбор водителями таких режимов движения, при которых они лишаются возможности управлять транспортными средствами, в результате чего возникают заносы, опрокидывания, столкновения и пр. |
3 группа |
4 группа |
Снижение психофизиологических функций участников движения в результате переутомления, болезни. |
Употребления алкогольных напитков, наркотиков, лекарств, под влиянием факторов, способствующих изменению его нормального состояния (нездоровый климат на работе или в семье, болезнь близких и пр.). |
5 группа |
6 группа |
Неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств; |
Неправильное размещение и крепление груза |
7 группа |
8 группа |
Неудовлетворительное устройство и содержание элементов дороги и дорожной обстановки. |
Неудовлетворительная организация дорожного движения. |
При анализе дорожно-транспортного происшествия наиболее просто отнести его причину к водителю, который, как считают, обязан мгновенно реагировать на изменение дорожно-транспортной ситуации и компенсировать несовершенство составляющих системы ВАДС «человек — автомобиль — дорога — среда» необходимыми приемами управления, обеспечивающими безопасный режим движения. Однако такая уверенность недостаточно обоснована. Многие ДТП происходят из-за неопытности, недобросовестности либо халатности определенных должностных лиц. Например, дорожно-транспортные происшествия, возникающие из-за дефектов транспортных средств, плохого освещения улиц, неудовлетворительного состояния проезжей части, неправильной разметки улиц, неверной установки и неудовлетворительного состояния дорожных знаков и т. п.
В отличие от систем автоматического регулирования водитель не имеет запрограммированной системы ответов на все бесчисленное многообразие дорожно-транспортных ситуаций. Рассматривая возможные варианты решения возникшей задачи в ограниченный промежуток времени, он может допускать ошибки, число которых увеличивается при снижении его психофизиологических возможностей в процессе работы. При учете этого обстоятельства за такими официальными причинами ДТП, как превышение скорости, неправильный обгон или поворот, наезд на пешехода и пр., во многих случаях обнаружилось бы, что истинной причиной дорожно-транспортных происшествий явились не ошибочные действия водителя, а другие факторы, относящиеся или к дороге, или к автомобилю, или к тому и другому одновременно. В результате было достаточно самого незначительного недопонимания водителем сложившейся ДТС, чтобы возникла опасность дорожно-транспортного происшествия.
В отрезке времени, непосредственно предшествующем дорожно-транспортному происшествию, и в процессе его развития влияние каждой из причин неодинаково. В каждой фазе развития ДТП можно выделить одну главную, ведущую причину. В последующих фазах происшествия эта причина может стать второстепенной, сопутствующей, а главной становится та, которая в первой фазе являлась сопутствующей. При анализе дорожно-транспортного происшествия необходимо выявлять все причинно-следственные связи. В противном случае установление первопричины происшествия затруднительно, а подчас и невозможно. Немаловажное значение при этом имеет выявление обстоятельств, предшествовавших дорожно-транспортному происшествию. Во многих случаях предпосылки для ДТП создаются намного раньше самого происшествия.
Анализы ДТП
Топографический анализ предназначен для выявления мест концентрации ДТП в пространстве (пересечении, участке дороги, магистрали, городе, регионе, стране и пр.). Различают три вида топографического анализа: карту ДТП, линейный график ДТП, масштабную схему (ситуационный план) ДТП.
Карта ДТП может быть выполнена в виде обычной карты города или района (области, республики, всей страны) в соответствующем масштабе, на которую условными обозначениями нанесены места совершения ДТП. Причем в зависимости от целей проводимого топографического анализа на карте могут быть условно обозначены виды ДТП, тяжесть ДТП и т. д. В результате на карте в наглядном виде "проявляются" очаги ДТП, привлекая внимание специалистов для принятия соответствующих мер.
Линейный график, как правило, составляется для участка или всей автомобильной дороги. Масштаб изображения укрупнен по сравнению с картой ДТП, что позволяет более подробно классифицировать ДТП, нанося их при помощи условных изображений на график. Очаги ДТП на графике подсказывают о неблагополучных дорожных условиях, сложившихся в местах их сосредоточения.
Масштабная схема представляет собой по существу схему ДТП на пересечении, площади, участке дороги и т. д., выполненную в крупном масштабе. На ней символическими изображениями наносятся транспортные средства, участники ДТП, направление их движения, тяжесть последствия ДТП.
По тяжести последствий ДТП делятся на три группы:
со смертельным исходом, с телесными повреждениями людей и с материальным ущербом. Телесные повреждения подразделяют на тяжкие, менее тяжкие и легкие. По виду ДТП их делят: на столкновение транспортных средств, опрокидывание транспортных средств, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на гужевой транспорт, наезд на животных и иные виды ДТП. К последним относятся, например, падение перевозимого груза на человека, сход трамвая с рельсов (без столкновения или опрокидывания).
Для Российской Федерации характерно следующее среднегодовое распределение ДТП по видам в процентах.
Таблица 3.2 Наезды транспортных средств.
1.Пешеходов |
39,0-40,0 |
2.Препятствие |
5,0-5,5 |
3.Стоящие транспортные средства |
2,5-3,5 |
4.Велосипедистов |
2,5-3,2 |
5.Столкновение транспортных средств |
20,0-32,0 |
6.Прокидывание транспортных средств |
13,0-19,0 |
7.Иные виды ДТП |
2,0 |
Наибольшей тяжестью последствий характеризуются наезды на пешеходов, столкновения и опрокидывания транспортных средств, наезды на гужевой транспорт. В этих происшествиях из 100 пострадавших в среднем 16 чел. погибает. К самым опасным для участников движения относятся столкновения транспортных средств и наезды на пешехода. На эти виды ДТП приходится почти 70 % общего числа погибших и раненых.
В Российской Федерации ежегодно в 75% случаев ДТП происходит по вине водителей, а в 25% - по вине пешеходов. Около 10% ДТП произошло из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог, а около 2% - из-за технических неисправностей транспортных средств. Превышение суммы 100% объясняется одновременной регистрацией нескольких причин возникновения ДТП. Например, часто автокатастрофа происходит из-за того, что водитель выбирает скорость движения транспортного средства без учета его технического состояния или дорожных условий.
Результаты исследований и данные статистики свидетельствуют, что основной причиной совершения водителями ДТП является их недисциплинированность, что выражается в нарушении ими Правил дорожного движения. Наибольшее число ДТП возникает из-за управления транспортными средствами в нетрезвом состоянии (почти 25%), превышение скорости (более 17%), нарушения правил обгона (почти 16%).
Ниже, в таблице 3.3 приведены данные ДТП Ванинского района за период 2005-2007г.г.
Таблица 3.3 ДТП Ванинского района.
Статистика ДТП за 2005-2007г. |
2005 |
2006 |
2007 |
Всего совершено ДТП: |
26 |
34 |
45 |
-погибло |
4 |
8 |
17 |
-ранено |
30 |
33 |
38 |
По вине водителей государственного транспорта |
4 |
7 |
5 |
По вине водителей индивидуального транспорта |
21 |
22 |
24 |
По вине пешеходов |
1 |
5 |
7 |
ДТП при которых пострадали несовершеннолетние |
3 |
5 |
7 |
Совершено ДТП по вине водителей и пешеходов находящихся в состоянии алкогольного опьянения |
8 |
8 |
8 |
Из них государственный транспорт |
2 |
0 |
2 |
Из них индивидуальный транспорт |
6 |
7 |
4 |
Из них пешеходов |
0 |
1 |
2 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18