Найдем коэффициент специализации предприятия по формуле 1.1
Кс,=100/(Уп(2п-1)) (1.1)
Где:
100 – постоянный коэффициент,
Уп - удельный вес реализованной продукции в структуре товарной продукции,%
n - порядковый номер продукта по удельному весу
Кс для 2002 года:
Кс = 100/(88,875(2х1-1)+11,123(2х1-1))=0,82
Кс для 2003 года:
Кс = 100/(84,4(2х1-1)+15,6(2х1-1))=0,76
Кс для 2004 года:
Кс = 100/(77(2х1-1)+23(2х1-1))=0,68
По полученным данным можно сделать вывод, что завод имеет очень высокий уровень специализации, но с каждым годом он уменьшается. Это объясняется тем, что в условиях перехода к рыночной экономике предприятие меняет ассортимент выпускаемой продукции на такой, который приносит наибольшую прибыль.
Анализируя данные таблицы 2. отметим, что в структуре товарной продукции наибольший удельный вес занимают хлебобулочные изделия.
1.6Анализ себестоимости продукции
Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности производства. В нем синтезируются все стороны хозяйственной деятельности, суммируются результаты использования всех производственных ресурсов. Снижение себестоимости является одной из первоочередных и актуальных задач любого предприятия. От уровня себестоимости продукции зависит сумма прибыли и уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия и его платежеспособные размеры, отчисления в фонды накопления и потребления. Структура затрат на производство и реализацию продукции представлена в таблице 3.
Таблица3 Структура затрат на основное производство
№ п/ п |
Статьи затрат |
год |
|||||
2002 |
2003 |
2004 |
|||||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Сырье и материалы |
16142,482 |
58,68 |
17041,304 |
58,05 |
18817,710 |
68,4 |
2 |
Топливо и эл.энергия |
2097,70 |
7,63 |
2196,740 |
7,48 |
2052,005 |
7,4 |
3 |
Амортизация ОФП |
3300,84 |
12,0 |
3376,05 |
11,5 |
3576,3 |
13 |
4 |
Транспортные расходы |
1155,20 |
4,2 |
1213,704 |
4,0 |
1050,4 |
3,82 |
5 |
Расходы на оплату труда с отчислениями |
1007,019 |
3,7 |
1360,503 |
4,63 |
1413,350 |
5,1 |
6 |
Прочие затраты |
3795,966 |
13,8 |
4168,694 |
14,2 |
4043,970 |
14,7 |
7 |
Итого расходов |
27507,00 |
100 |
29357,00 |
100 |
27510,00 |
100 |
Анализируя таблицу 3. можно сделать вывод: что основную долю затрат, которые влияют на себестоимость продукции, составляют затраты на сырье и материалы, амортизацию и прочие затраты, все остальные остаются почти на прежнем уровне, а из этого следует, что технический уровень предприятия совершенствуется. При этом выросла производительность труда.
Проанализировав таблицу 3, можно сделать следующие выводы: т.к. основную долю затрат в себестоимости продукции составляют затраты на сырье и материалы, то нужно увеличивать выход готовой продукции из сырья, а также учитывая тенденцию роста цен на энергию за последующие годы, что влечет за собой увеличение доли энергозатрат в себестоимости продукции, нужно искать пути снижения энергозатрат.
1.7 Экономическая эффективности производства и анализ
рентабельности.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемости затрат. Они более полно, чем прибыль характеризуют окончательный результат хозяйственной деятельности, потому как их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения валовой продукции или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или производственной продукции.
R=Прп/З (1.2)
R=ЧП/Зп (1.3)
где: R – рентабельность,
Прп - валовая прибыль, тыс. руб.
ЧП – чистая прибыль, тыс. руб.
З – сумма затрат по реализованной продукции
Зп - сумма затрат по произведенной продукции, тыс. руб.
Рентабельность показывает, сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля затраченного на производство продукции. Она может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Таблица 4 Экономическая эффективность производства товарной продукции
Показатели |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
||||||||||||
Выручка |
Себес прод |
прибыль |
Рентабельн |
Выручка |
Себес прод |
прибыль |
Рентабельн |
Выручка |
Себес прод |
прибыль |
рентабельн |
||||
т.руб |
% |
т.руб |
% |
т.руб |
% |
||||||||||
1.Хлебобулочные изделия |
28543,60 |
88,875 |
24423,743 |
4119,857 |
16,88 |
28492,36 |
84,4 |
24579,3 |
3913,06 |
16 |
26887,0 |
77 |
20281,2 |
6605,8 |
23,57 |
2.Кондитерские изделия |
3572,857 |
11,123 |
3083,257 |
295,603 |
9,6 |
5280,1 |
15,6 |
4777,7 |
502,4 |
10,52 |
8030,80 |
23,0 |
7228,8 |
802,0 |
11,1 |
Итого: |
32116,457 |
100 |
27507,00 |
4609,457 |
16,76 |
33772,46 |
100 |
29357,00 |
4415,46 |
15 |
34917,8 |
100 |
27510,00 |
7407,8 |
26,93 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13