4.2.1. Системы питания классифицируемые по типу продуктов.
В первую очередь, питание может быть смешанным, без предпочтений. Также широко известен тип питания, именуемый вегетарианским, он может быть обычным, то есть строгое употребление только растительной пищи, или может быть вегетарианство комбинированное с яйцеедством - ововегетарианство, или - с включением в пищу молочных продуктов - лактовегетарианство. В пищу могут употребляться преимущественно продукты, обработанные термически, или преимущественно сырые - сыроедство, есть еще один вид предпочтений в пище - фрукты, орехи [2]. Большинство этих предписаний имеют гигиеническое, диетологическое или этическое происхождение, но кроме этого рода предписаний могут быть иные причины, определяющие тип питания.
4.2.2. Философские и религиозные «корни», формирующие тип питания.
Например, в Древней Греции (2000-3000 лет назад) врач под словом «диета» понимал не что можно есть, а когда что можно есть, так как греческое слово «диета» означала образ жизни, режим, в том числе определенный режим питания [6]. Хлеб, мука и крупы были основными продуктами в Древней Греции. Частым блюдом были похлебки из фасоли и других бобовых растений. Известно, что во время Олимпийских игр спортсмены питались хлебом из муки грубого помола. Гомер называл хлеб «мозгом мужчин». Мясо занимало весьма скромное место в рационе большинства народа [6]. Из пищевых предписаний, религиозного происхождения, принятые в Исламе и Иудаизме имеют много общего: существует запрет на употребление в пищу мяса свиньи, змей, лягушек, сокола, коршуна, мяса удавленного или больного животного, строго запрещена кровь животных и птиц, нельзя употреблять в пищу половые органы, спинной мозг и жир с обеих его сторон, селезенку, желчный и мочевой пузыри, щитовидные железы. Рыба (осетровые, угорь и т.п.), ее икра относятся к порицаемой, то есть к не желаемой пище [6]. Все-таки есть и значительное отличие предписаний Ислама от таковых в Иудаизме и Христианстве: Коран запрещает употребление вина: «Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны...», фактически это запрет на алкоголь, так как мусульманам предписано совершать молитву пять раз в день, а опьянение не может исчезнуть полностью за несколько часов [6]. Исламская традиция имеет ко всем прочим предписаниям относительно пищи такое, как Ас-саум (пост), его характерной чертой является время его начала - когда «белую нить можно отличить от черной», а с наступлением темноты все ограничения поста снимаются [6]. Интересны пищевые традиции народов Индии: джайнисты, буддисты (преимущественно священнослужители и монахи), индуисты - в основном брахманы (жрецы) придерживаются постоянного вегетарианства, лактовегетарианства придерживаются представители высших каст, а чем в кастовом отношении человек ниже, тем менее строго он соблюдает вегетарианство, но запрет на мясо коров исполняется всеми независимо от кастовой принадлежности и материального положения. Если поинтересоваться Дальним Востоком, то: эскимосы Аляски, аборигены Австралии питаются тем, что раздобудут на охоте - мясом диких животных, понятно, что перечислять типы пищевых предписаний - дело специальной работы и наше рассмотрение необходимо ограничить, а завершить его будет естественно охарактеризовав пищевые традиции Православной Украины. В Православном Христианстве, как впрочем и в Католицизме, в основных протестантских церквях нет абсолютных запретов на употребление какого-либо продукта, нет постоянного деления пищи на одобряемую и порицаемую. Только во время постов существует ограничение в употребляемой пище и даже есть временные требования на соблюдение абсолютного голода [6]. Во время поста соблюдается запрет на скоромную пищу (яйца, молочные продукты, мясо животных и птиц), а рыба, грибы и все продукты растительного происхождения (крупы, овощи, фрукты, орехи, семечки и т.д.) остаются допустимыми к употреблению. Пост может быть различным по времени от одного дня до трех месяцев. Различным по строгости (количество разрешенных продуктов), требование соблюдения поста одинаково для всех православных, без сословных различий, вне связи с материальным положением, а сам пост имеет непрерывный характер (от первого дня до последнего, без суточных изменений, как в Исламской традиции). Православный пост, на первый взгляд, - это обережение организма от тяжелой атерогенной пищи, но и не только обережение, - это еще и нагрузка организма, своеобразная тренировка, активация его природных возможностей, адекватная пределам прочности. Таковы наиболее известные пищевые предписания, существовавшие ранее и имеющиеся сейчас в мире. Если описать эти традиции возможно кратко, то получается следующее: пища диетологов и гигиенистов (не имеет Родины) - пища цифр, кухня Древней Греции 2-3 тысячелетия в прошлом - «прагматичная» и энергоемкая, народы, исповедывающие Ислам, имеют пищу запретов (их слишком много), у народов Индии - пища материального (денежного) достатка, население Дальнего Востока - пища охоты, а Христианство своим народам «дает» пищу их свободной воли.
Альтернативой рассмотрению социума относительно религиозной принадлежности людей может являться применение в качестве значимого «оформителя» общества таких социальных признаков как гражданство, национальность, профессия.
4.2.3. Характеристика некоторых систем питания применительно к гражданству, национальности, профессии.
Если обратится к профессиональному признаку, то можно привести такие примеры.
Мясной рацион египетских фараонов был ограничен говядиной и гусиным мясом; жрецам (гангам) на Лоангском побережье в силу запретов приходилось питаться преимущественно корнями и травами, хотя, вместе с тем им разрешалось употреблять в пищу кровь; у народа лоанго наследнику престола с детства запрещалось использовать мясо свиньи в качестве пищи; верховному вождю масаев разрешалось есть исключительно молоко, мед и жареную козью печень – все эти пищевые ограничения служили «гарантом» качества выполняемой социальной функции (вождь, жрец и т. п.) [48].
Национальные особенности систем питания проявляются следующим образом.
Народы, населяющие территории Китая и Кореи очень мало употребляют молока и его продуктов [49].
Для Казахстанской кухни свойственно широкое использование мяса, молока, мучных изделий. Например, айран – кислое молоко, разбавленное водой; мясные продукты популярны в следующем порядке: баранина, говядина, конина, козлятина, птица; особо популярно жаркое из печени, легкого и мяса с картофелем. К мучным блюдам, почитаемым в Казахстане, относят баурсаки (обжаренное дрожжевое тесто), а также лапшу, манты) [50]. Для традиционного питания сельских азербайджанцев характерны молочнокислая, растительная направленность питания, при умеренном использовании мясных продуктов (говядина, баранина, птица), хлеб также является основным продуктом [51].
Белорусская кухня характеризуется обилием блюд из картофеля (часто с грибами), кроме того, велика популярность мясных блюд, особенно в тушеном с овощами виде (снижение предпочтительности распределяется так: свинина, говядина, баранина, дичь), наравне с указанными двумя продуктами , популярно свиное сало (со шкуркой, замерзшее) [50].
Принцип «гражданства», а скорее, «территориальности» системы питания дает описание следующих блюд и продуктов.
Для населения Шотландии и Англии основой кухни являются мясо, рыба, овощи, крупы. Для Английской кухни характерны: ростбиф, бифштекс из нежирной свинины - «розовое мясо», поридж – традиционный завтрак в виде овсяной каши, к тому же незначительное употребление хлеба. Особенностями Шотландской кухни являются: черный (кровавый) пудинг, обилие видов каш, нелюбовь к паюсной икре [49].
Для Арабской кухни характерно широкое использование баранины, козлятины, телятины, птицы, бобовых, рисовой крупы; типичным способом термической обработки мяса является жарение на сковороде без жира (300° С, в корочке) [49].
К особенностям Немецкой кухни можно отнести: обилие комбинаций мясных (свинина, птица, дичь, телятина, рыба ) и овощных продуктов, разнообразие колбас, сосисок, сарделек, а так же бутербродов [49].
Французская кухня примечательна обилием сыров, вин, овощей и корнеплодов, очень популярны рыбные блюда, традиционным считается кровавый бифштекс с жареным картофелем [49].
Главной чертой Североамериканской кухни является разнообразие блюд народов-эмигрантов, но закономерным можно считать предпочтение мало острым, холодным, блюдам: разнообразны закуски, десерты, напитки, мясо (говядина, нежирная свинина, куры, индейки) в виде неострых блюд [49].
Кулинарные традиции Израиля также несут в себе «национальные» черты стран, из которых прибыли жители современного государства Израиль; но общим являются: выпечка особого субботнего хлеба (яйцо, мука, мак), приготовление обязательного субботнего блюда – фаршированной и тушеной с овощами рыбы, соблюдение некоторых запретов: не употребляется в пищу мясо диких животных (дичь), мясо домашних животных, умерших от несчастного случая, не используется в пищу мясо свиньи, молоко не должно употребляться в пищу ранее, чем через 6ч после мяса [49].
Теперь остается взглянуть на то, что называется историей, культурой, ноосферой в тех областях Земли, где получена характеристика питания и после этого сопоставить: «питание – достижения, величину упорядочивания материи» - результаты обязательно будут различны (вследствие индивидуальности взглядов), различны будут и выводы, сделанные из этих сопоставлений, а поэтому остается применить уловку художника: «...пусть здесь рисует ваша фантазия...». Я надеюсь, обрамление нашей картины приобрело свою гармонию цвета и линий, количеств и качеств, стало понятно в чем заключается причина своеобразия каждого народа - «древо» сообществ людей таково, каковы его «освещенность и питаемость».
5. Определение наилучшей системы питания.
Я верю в то, что «Врач будущего не будет давать лекарств, но заинтересует пациента подходящей диетой.» (Т. Эдиссон). Когда же человек здоров, то говоря опять-таки только про себя, - я буду придерживаться кулинарных традиций моих предков. Такой выбор определен тем, что именно такая система питания, благодаря отсутствию запретов, отвечает принципу полезности. Она "доступна к совершенствованию", в том числе и научному, примером реализации этого качества является представленная работа. Результатом такого усовершенствования национальных кулинарных традиций является вывод: рекомендуемая к употреблению пища - хлеб в сочетании с рыбой. Она способствует здоровому образу жизни и творчеству - максимально возможной гумманизации Земли, приведению окружающего нас мира в состояние порядка, что и есть смысл жизни.
05.09.99.
Литература
1. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 208с.
2. Малая Медицинская энциклопедия // Под ред. В. И. Покровского. - М.: Советская энциклопедия, 1991...1996.
3. Патологическая физиология. / Под ред. Чл. Корр. АМН СССР Н.Н. Зайко. - К.: Вища шк., 1985.- 575с.
4. Березов Т. Т., Коровкин Б.Ф. Билогическая химия: Учебник/ Под ред. Акад. АМН СССР С.С. Дебова. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Медицина, 1990.-528с.
5. Справочник по диетологии / Под ред. А.А. Покровского, М.А. Самсонова. - М.: Медицина, 1981. - 704с.
6. Смолянский Б.Л., Григоров Ю.Г. Религия и питание. - К.: Здоровье, 1995. - 176с.
7. Химический состав пищевых продуктов. Справочные таблицы содержания аминокислот, жирных кислот, витаминов, макро- и микроэлементов, органических кислот и углеводов. / Под редакцией д-ра мед. наук М.Ф. Нестерина и д-ра техн. Наук И.М. Скурихина. Москва «Пищевая промышленность» 1979. - 248с.
8. Скурихин И.М. Об изменении пищевой ценности продуктов при тепловой кулинарной обработке // Вопросы питания. - 1985. - №2. - С.66-69.
9. Вазагов В. М., Данилов А.М., Хачатурян Э. Е. Влияние тепловой обработки на ферментативний гидролиз белков мяса. // Вопросы питания, 1982. - №3. - С.52.
10. Снигур М.И., Корешкова З. Т. Питание детей. - К.: Рад. Шк.. - 1988. - 702с.
11. Мазо В. К. , Конышев В.А., Шатерников В.А. Всасывание в кишечнике белковых молекул и их крупных фрагментов.// Вопросы питания, 1982. - № 4. - С. 3.
12. Рапоппорт Ж.Ж., Ногаллер А.М. Аллергия к пищевым продуктам. - Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та. - 1990. - 256с.
13. Физиология человека. Учебник (В 2-х томах. Т. II.) / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротька - М.: Медицина, 1997. - 368 с.
14. Клинические реакции на пищу: Пер. с англ./ Под. М.Х. Лессофа. - 1986. - 256с.
15. Нормальна фізіологія. / Кол. авторів; За ред. В. І. Філімонова. - К.: Здоров’я. - 1994. - 608с.
16. Меньшиков Ф.К. Диетотерапия. - М.: Медицина. - 1972с. - 296с
17. Шатерников В.А., Мазо В. К. О проникновении высокомолекулярных продуктов неполного белкового расщепления и белковых антигенов в кровь // Физиологический журнал СССР. - 1986. - Т. 71. - №4 - С. 453 - 457.
18. Черников М.П., Ляйман М.Э., Нестерин М.Ф. Влияние комплексного препарата ингибиторов протеиназ на всасывание инсулина из тонкого кишечника собак // Бюлл. Экспер. Биол. - 1972. – Т.LXXIII. - № 6 - С. 33 - 36.
19. Цыганенко А.Я., Павленко Н.В. Микробиология, вирусология и иммунология. Уч. пособие (для студ. мед. и фарм. вузов). МЗ Украина, ЦИК по ВМО. Харьк. гос. мед. ун-т. - Харьков, 1996. - 199с.
20. Слюсарев А. А., Жукова С. В. Биология. - К.: Вища школа. Головное изд-во, 1987. - 415с.
21. Розен В.Б. Основы эндокринологии: Учебное пособие для студ. ун-тов. - М.: Высшая школа, 1980. -344с.
22. Юдаев Н.А. и др. Биохимия гормонов и гормональной регуляции. М.: Наука, 1976. - 380с.
23. Майзелис М.Я. Современные представления о гематоэнцефалическом барьере: нейрофизиологические и нейрохимические аспекты // Журнал высшей нервной деятельности. – 1986. – Т.36., в. 4. – С.611.
24. Бредбери М. Концепция гематоэнцефалического барьера: Пер. с англ. - М.: Медицина, 1983. - 480с.
25. Марьянович А.Т., Поляков Е. Л. Нейропептиы и гематоэцефалический барьер // Успехи физиологических наук. –1991. – Т.22., №2. – С.33 - 51.
26. Клуша В. Е. Пептиды – регуляторы функций мозга. – Рига: Зинатне, 1984. – 182 с.
27. Сергеев П. В., Шимановский Н. Л. Рецепторы физиологически активных веществ. - М.: Медицина. - 1987. - 400с.
28. Вершигора А. Е. Общая иммунология : Учеб. Пособие. - К.: Вища шк., 1989. – 736 с.
29. Зотиков Е.А. Антигенные системы человека и гомеостаз. - М.: Наука, 1982. - 236с.
30. Говалло В.И. Трансплантация тканей в клинике. - М.: Медицина, 1979. - 288с.
31. Общий курс физиологии человека и животных. : В 2-х кн.. Кн. 2. / Под ред. А.Д. Ноздрачева. - М.: Высшая школа, 1991. - 528с.
32. Н.Хоменко Неспецифічні засоби підвищення стійкості організму людей, які постраждали внаслідок чорнобильської аварії // Ойкумела. -1992.-№ 4.
33. Смоляр В.І. Сучасна концепція та формула радіозахисного харчування. // Лікарські справи. 1993. - № 9.
34. Ленинджер А. Биохимия. Молекулярные основы струкуры и функций клетки.. – М.: «Мир», 1976. – 957с.
35. Белокрылов Г. А., Попова О. Я., Молчанова И. В., Сорочинская Е. И., Анохина В. В. Различие действия пептидов и составляющих АМК на иммунный ответ и фагоцитоз у мышей // Иммунология . – 1991. - №5. – С.46-48.
36. Островский Ю. М. Антивитамины в экспериментальной и лечебной практике. - Минск, 1973. – 176с.
37. Регуляция биосинтеза белка у эукариот. // Ельская А.В., Стародуб Н.Ф., Потапов А.П. и др. -К.: Наук. Думка. - 1990. - 280с.
38. Генетический контроль синтеза белка. Тер-Аванесян М.Д., Инге-Вечтамов С.Г. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. - 1988. - 295 с.
39. Гулый М.Ф., Сушкова В.А., Бурляй А.В. Влияние избытка лизина в организме на аминоацилирование тРНК лизином С14 // Докл. АН.УССР. Сер. Б. - 1976. - 5, № 11. - с. 1020 - 1022.
40. Конышев В. А. Биохимическая индивидуальность организма и его питание // Вопросы питания. – 1982. - №1. – С. 3-9.
41. Биогенные моноамины и возбудимость головного мозга. / Сергиенко Н.Г., Грищенко В.И., Логинова Г.А. - К.: Наукова думка. - 1992. - 148 с.
42. Козловская С. Г., Григоров Ю. Г., Семесько Т.М. Влияние различных пищевых рационов на содержание биогенных аминов в гипоталамусе, энергетический обмен и продолжительность жизни. старых крыс // Вестник АМН СССР. -1986. - №10. - 58-62.
43. Покровский А.А. Пища как носитель и предшественник биологически активных веществ. // Журнал Всесоюзного химического общества им. Менделеева. - 1978. - №4 – С. 23.
44. Влияние различной обеспеченности организма белком и незаменимыми аминокислотами на пул свободных аминокислот крови и тканей // Вопросы питания. -1988. - № 2.
45. Раевский К. С., Георгиев В.П. Медиаторные аминокислоты: нейрофармакологические и нейрохимические аспекты. - Совместное издание СССР - НБР. - М.: Медицина. - 1986. - 240с.
46. Машковский М. Д. Лекарственные средства. В двух томах.- Харьков:Торсинг, 1997.
47. Шмальгаузен И.И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии. - М., 1982. - 384 с.
48. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии./ Пер. С англ. - М.: Политиздат, 1983. - 703с.
49. Новоженов Ю. М., Сопина Л. Н. Кухни народов мира. Ч. 2 – М.: Высшая школа, 1993. – 288с.
50. Новоженов Ю. М., Сопина Л. Н. Кухни народов мира. Ч. 1 – М.: Высшая школа, 1993. – 319с.
51. Долгожительство в Азербайджане: Сб. научных трудов. / С. М. Агамалиева, В. А. Большаков, Е. А. Брюн, и др. – М.: Наука, 1989. –186с.
52. Worthington B. S., Meserole L., Syrotucr J. S. Effect of daily ethanol ingestion on inestinal permeability to macromolecules // Am. J. Dig. Dis.. - 1978., v. 23, p. 23.
53. Abraham A.K. The fidelity of translation // Progr. Nucl. Acids Res. Mol. Bid. - 1983. - v. 28. - p. 81 - 100.
54. Gallant J., Erlich H., Weiss R., et all. Nonsense suppression in aminoacyl - tRNA limited cell // Mol. Gen. Genet. - 1982. - v. 186. - p. 221 - 227.
55. Pere J., Cota F., Chaner M., Bois- Joyeux B. // Ann. Biol. Anim. Biophys. - 1978. - v.18. - p. 663 - 679.
56. Harris H. (1969) Enzyme and protein polymorphism in human populations, Br. Med. Bull., 25,5.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10