Советует священник Г. Шавельский и обращение к властям об устранении суеверий, но в наше время, когда государство отделено от Церкви и даже насторожено к ней относится, этот метод не будет иметь успеха.
Указывает протопресвитер Шавельский Г. и «…еще одно средство для пастырской борьбы с суевериями. Это – епитимии тайные и публичные. Первые уместны в тех случаях, когда член паствы остается невнимателен к разъяснениям и убеждениям пастыря оставить суеверие; вторые – обязательны, когда суеверие производит общественный соблазн…»[291].
Но с епитимией нужно обращаться очень осторожно, применяя ее сугубо индивидуально, а то можно навсегда поранить душу человека. Например, если человек дважды в своей жизни бывавший в храме приходит ко причастию и на исповеди признается в грехе суеверия, и если его отлучить от причастия, то он вообще никогда не придет в храм так как не ходил и раньше. Но если человек церковный на исповеди признается в своем грехе, то епитимия послужит ему только лекарством.
Иногда может помочь пастырю, до некоторой степени, и начатки знаний по пастырской психиатрии, на которую делает особый акцент архимандрит Киприан (Керн)[292]. Она будет актуальна для восстановления в веру истинную тех суеверов, в основном это люди образованные, интеллектуально развитые, так называемая интеллигенция, которые впали в суеверие путем повышенного интереса к мистике как таковой. Начиная с XIX века, когда вольнодумство с особой силой витало в ученом обществе, и, заканчивая нынешним временем, когда современный человек «сорвался с цепи» атеизма и перед ним во всей красе открылись горизонты разного рода религиозных течений, этот патологический интерес выражен очень ярко. Именно на этой почве, у людей, практикующихся на теософии, оккультизме, астрологии возникают заболевания, которые специалисты-психологи (а именно к ним сейчас обращается современное общество, среди которых наши прихожане, пусть даже потенциальные) могут и не заметить или не хотят заметить. Но опытный пастырь-духовник явно видит этот вред, который наносит человек своему духовному, а, следовательно, и физическому (иногда это очень ярко выражено) здоровью.
Сравнивая внешнее проявление язычества среди нашего народа с нравственным пороком, профессор Голубинский Е. говорит: «Язычество, созданное самими людьми и следовательно для удовлетворения всех потребностей их натуры, содержит в себе нечто такое, что не только не могло быть оставлено тотчас после принятия христианства, но что почти до такой же степени никогда совершенно не оставляется человеком, как в области нравственной грех»[293].
В данной главе мы сделали попытку очертить те основные моменты, которые помогут настроиться пастырю на нужный лад в проблеме борьбы с проявлением суеверий в его приходе. Дать какую-то конкретную инструкцию по искоренению языческих пережитков среди прихожан вряд ли возможно. Каждый человек создан Творцом как индивидуум, и, следовательно, к каждому нужен особый подход. Священник же лишь сеятель Слова Божьего на ниву человеческой души, взращивать же будет Сам Господь. Пастырь не должен отчаиваться, если в этом труде его постигают неудачи, каждый получит свою награду, главное, сделать все, что зависит от пастыря именно в эту минуту, а далее – «время сотворити Господеви»[294].
Сейчас, когда миновала эпоха атеистических гонений на Церковь, каждый открыто и свободно может исповедовать свою веру во Христа перед людьми. В Церковь начали приходить люди разных слоев общества, которые приносят с собой и остатки своей личной религии, мало того, «…люди, привыкшие к «расширению сознания», приходят в Церковь и навязывают Ей свой способ мышления»[295]. С этими суеверными проявлениями и должен бороться пастырь.
Следующее, что нельзя упустить из виду современному пастырю – это столь модная в наше время тенденция современного общества, а особенно молодежи, к возрождению «исконно русской (украинской, белорусской) веры», конечно же имеется в виду славянское язычество. По определению В. Шнирельмана, «…под русским неоязычеством следует понимать движения, ставящие перед собой цель сконструировать «истинно русскую религию», которая точно удовлетворяла бы современным потребностям русского общества и русского государства»[296]. Причем эти движения прикрываются личиной[297] Православия. Например, на Украине профессор Национального Университета имени Т.Г. Шевченко Лозко Г. организовала и зарегистрировала Громаду Украинских Язычников «Православие». Пока что эти движения в большинстве своем носят характер чисто националистический[298], но чем дальше, тем больше это явление неоязычества приобретает характер глубокого религиозного убеждения.
Деятели культуры, образования, науки, политики так много говорят по поводу возрождения духовности. Но духовность ими понимается отнюдь не в нашем, православном, понимании ее как борьбы со страстями, со своей греховностью, но как явление чисто внешнего порядка. В школы, вузы вводятся курсы по народоведению, национальной этнологии, которые повествуют о культуре нашего народа до принятия христианства. Как будто и не было тысячелетней истории христианства на Руси. А если и затрагиваются христианские традиции, то с большой примесью язычества, где извращаются основные истины нашей Православной веры. А приобщение к великой культуре, духовности Византии в акте принятия Русью христианства сейчас называется «экспансией чужой веры».[299]
На все эти явления нужно как-то реагировать и, прежде всего, конкретному пастырю на конкретном приходе, неся в мир семя истинной веры Христовой.
Тот магизм, который сохранили наши прихожане, синтезировав его с христианством, составляет кокой-то особый пласт религиозности, который проявил себя как восточнославянское двоеверие.
В данной работе сделана лишь попытка поднять проблематику. Это отнюдь не исчерпывающее изложение темы, после которой ее (эту тему) можно закрыть. Она еще ждет своего более скрупулезного исследователя.
16. 05. 2006. Иценко А.Г.
Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я
1. Библия. М., 2001.
2. Книга правил. #"#">www.comstar.ru
5. Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкования на Деяния Святых Апостолов. Просветитель. Электронная библиотека православной информации. www.seminaria.bel.ru.
6. Агриков Т. Лекции по Пастырскому богословию для І курса МДА. Загорск, 1992.
7. Амвросий (Юрасов), архимандрит. О вере и спасении. #"">#"">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sm4.cgi?item=17r020710153005
58. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Часть I. СПб., 1906.
59. Певцов В.Г., прот., проф. Лекции по церковному праву. #"www.voskres.ru/idea/senses1.html">#"#">www.pravoslavie.ru/cgibin/polemika.cgi?item=9r041007110656
63. Православная энциклопедия Русской Православной Церкви. М., 2000.
64. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.
#"#">#"#">www.lib.by/nn/2001/44/24.htm
Периодические издания:
1. Минские епархиальные ведомости. Мн., 1975.
2. НГ- религии. М., 1997, февраль.
3. Руководство для сельских пастырей. 1880. Т. 1.
4. Руководство для сельских пастырей. 1865. № 4..
5. Церковь и время. № 1 (4). 1998.
6. Український історичний календар.’96/За ред. Толочка П.П. К., 1995.
П Р И Л О Ж Е Н И Я
Приложение 1
Молитва-заговор
«На сионской горе, на шелковой траве Божья Матерь почивала. Пришел к Ней Сынок Её.
- Матко, если спишь – пробудись.
- Матко, что Тебе за дивный сон снился?
- Ой, Сыну Мой Сыну, снился Мне сон дивный: Тебя Иуда взял, на Кресте распинал, ручки и ножки гвоздиками прибивал, на головку терновый венок покладал.
В Воскресенье рано, солнышко всходит, Божья Мать Своего Сыночка за рученьку водит: повела на утрень, с утрени на обедню, с обедни на вечерню, с вечерни на море. На море камень лежал, на камне церковь стояла, в той церкви престолы стояли на престолах свечи пылали. И сам Гоподиь Бог почивал, ручки и ножки сложил.
Пришли к нему апостолы Петро и Павло:
- О, Господи, за что принимаешь муки и раны?
- Не дивитесь, Петре и Павле, на Мои муки, на Мои раны, а берите Крест в правую руку да идите по всему миру, да говорите малому, старому, слепому, кривому: «Кто будет Божье Слово вспоминать, тот не будет муки такие принимать: не будет в огне погибать, не будет в воде потопать».
Господи, сохрани меня от всякого злого: от огня, от солнца, от бури, от ползучего, от летучего, от стоящего, от лежащего. Аминь».
Записано со слов прихожанки Полюхович Анастасии Васильевны.
[1] Каким бы тенденциозным ни был хоть один из многих ученых, которые занимались историей Церкви, каждый из них в главе о духовном состоянии народа, любого периода, с особой остротой ставит наличие языческих пережитков в сознании прихожан, говоря о трудности с такого рода явлениями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23