[72] Шевчук В. Верховні божества.//Український історичний календар. К. 1995. С. 33.
[73] Хотя многие сомневаются в подлинности этой книги, например, см. Творогов О.В. Влесова книга. #"#_ftnref74" name="_ftn74" title="">[74] Цит. по: Ребіндер Б. Влесова книга: життя та релігія слов`ян. К., 1999. С. 34.
[75] Хоть, к примеру, Шнирельман В., ссылаясь на В.Н. Топорова и Е.Е. Левкинскую, говорит, что и сами неоязычники, и вообще исследователи славянского язычества «…нередко включают в пантеон славянских богов, по сути либо не были таковыми в прямом смысле слова, либо отражают вторичный процесс переосмысления и являются результатом «кабинетного» мифотворчества. К таковым относятся Дана, Лель, Полель, Дидо, Ладо, Купало, Коляда, Ярила, Курент, Троян, Род, Морена… Чернобог и несомненно Белобог» (Шнирельман В.А. Перун, Сварог и другие: русское неоязычество в поисках себя.//Неоязычество на просторах Евразии. М., 2001. С. 15.).
[76] Грушко Е. Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород: «Русский купец», 1995. С. 262.
[77] Гаврилов Д. Указ. соч.
[78] Егоров В., Крылов К. Боги славян. paganism.ru.
[79] Цит. по: Гаврилов Д. Указ. соч. Божество Род упоминается в таких памятниках как «"О вдохновении святаго духа", "Слове об Идолах", "Слово Исайи пророка", рукописи Четьи Минеи из древнерусского духовника. Возможно, как Стрибог, т.е. стрый (старый) бог-отец упомянут в "Слове о Полку Игореве" и русских летописях, а также как Бог в договоре русов Игоря с ромеями». (Там же.).
[80] Фадеев А.Ю. Указ. соч. С. 6.
[81] Там же. С. 8.
[82] Гаврилов Д. Указ. соч.
[83] Цит. по: Там же.
[84] Гальковский Н.М. Указ. соч.
[85] См. Шевчук В. Указ. соч. С. 34.
[86] Рыбаков Б. А. Цит. по: Гаврилов Д. Указ. соч. #"#_ftnref87" name="_ftn87" title="">[87] "Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя полкы Игоревы" (Цит. по: Гаврилов Д. Указ. соч.).
[88] См. Гаврилов Д. Указ. соч.
[89] «Стри – моравские чехи называют ветер, приносящий непогоду. По этимологическому составу, слову стри присуще значение порыва, ветра, бури. Стри по значению и по этимологическому основанию равен индийскому Saramejas и греческому Έρμείας» (Гальковский Н.М. Указ. соч.).
[90] Войтович В. Українська міфологія. К.: Либiдь, С. 510.
[91] Гаврилов Д. Указ. соч.
[92]Цит. по: Гаврилов Д. Указ. соч.
[93]Там же.
[94] Мельников В. Белая Баба. #"#_ftnref95" name="_ftn95" title="">[95] Там же.
[96] «Среди исследователей славянской культуры нет единого ответа на вопрос, кто был у древних славян богом солнца? Некоторые полагают, что бог солнца у древних славян был Ярило, другие – Даждьбог, третьи называют Световида – это не совсем так. Отчасти каждому из главных племенных языческих богов, какими являлись Даждьбог и Световид, были присущи черты Бога Солнца, с другой стороны, и этим богам и солнцу придавали свойства мужские, свойства Рода (Ярилы)» (Фадеев А.Ю. Указ. соч. С. 11).
[97]Гальковский Н.М. Указ. соч.
[98] Мельников В. Приметы связанные с пищей. #"#_ftnref99" name="_ftn99" title="">[99] См. Там же.
[100] Современные язычники, да и вообще недоброжелатели христианства, упрекают его в ущемлении прав женщины, унижении ее роли в мире и обществе, якобы в отличие от язычества, которое всегда возвышало женщину. Ярким представителем такого мнения, является автор нашумевшего бестселлера «Код Да Винчи» - американский журналист Ден Браун, который очень популярен не только зарубежем, но и на просторах бывшего Советского Союза. Говоря словами своего героя Тибинга, он пишет: «Власть женщины, ее способность дарить жизнь, некогда считалась священной. Но она представляла угрозу подъему и возвышению новой (имеется в виду христианской –А.И.) Церкви, где всегда доминировал (?! – А.И.) мужской образ, главенствовало мужское начало. И вот церковники стали демонизировать священное женское начало, называть женщин нечистыми… Женщина, некогда священная дарительница жизни, превратилась во врага…» (Браун Д. Код Да Винчи. М. С. 387.). Но мы видим, что в язычестве вообще, а в восточнославянском в частности, женское начало всегда начало темное, злое. И это не какая-то персона женщины, а женское начало в принципе. А вот упоминание арабского путешественника писателя Масуди, описывающего славянский обряд погребения: «Когда умирает мужчина, то сожигают с ним жену его живою; если же умирает женщина, то муж не сожигается; а если у них умирает холостой, то его женят по смерти» (Цит. по: Гальковский Н.М. Указ. соч).
[101] Фадеев А.Ю. Указ. Соч. С.14.
[102] Там же. С. 13.
[103] См. Перевезенцев С. Указ соч.
[104] Мельников В. Язычество славян. Гадания (Ворожба). #"#_ftnref105" name="_ftn105" title="">[105] Там же. А скрещивать конечности, особенно в храме, до сих пор некоторые прихожане считают дурным знаком.
[106] Хоть, например, по Фадееву, «Макошь –это не богиня плодородия, а именно богиня итогов сельскохозяйственного года…» (Там же. С. 18).
[107] Цит. по: Гальковский Н.М. Указ. соч.
[108] См. Гаврилов Д. Указ. соч.
[109] Смотри Гальковский Н.М. Указ. соч.
[110] Там же.
[111] Там же.
[112]Там же.
[113] Войтович В. Указ. соч. С. 273.
[114] Там же. С. 273.
[115] Фадеев А.Ю. Указ. соч. С.22.
[116] Гальковский Н.М. Указ. соч.
[117] Гаврилов Д. Указ. соч.
[118] На это указывает А. Фадеев: «Велес – …покровительствовал охотникам. Вследствие табу на обожествляемого зверя назывался «волохатый», «волосатый», «волос», «велес». Обозначал также духа убитого зверя, охотничьей добычей. «Vel» – корень слов со значеним «мёртвый»… С древнейших времён скот считался основным богатством племени, семьи. Поэтому скотий бог Велес был ещё и бог богатства. Корень «воло» и «вло» стал составной частью слова «володеть» (владеть)». (Фадеев А.Ю. Указ. соч. С. 16).
[119] Там же.
[120] Цит. по: Гаврилов Д. Указ. соч.
[121] Цит. по: Там же.
[122] Там же.
[123] Проник он и в русскую литературу, вспомним одноименное произведение Николая Васильевича Гоголя.
[124] Сюда же можно отнести Кащея – божество подземного царства. ««Кошь» - также «кошт», «кость», «костлявый»… Кащей – не настоящий бог смерти, власть его недолговечна» ( Фадеев А.Ю. Указ. соч. С.20).
[125] Фадеев А.Ю. Указ. соч. С. 8.
[126] См. Фадеев А.Ю. Указ. соч.; Васильев М.А. Указ. соч.
[127] Иларион (Алфеев), епископ. Православное богословие на рубеже эпох. К., 2002. С. 411.
[128] «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика…» (Еф. 5. 31,32).
[129] Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкования на Деяния Святых Апостолов. Просветитель. Электронная библиотека православной информации. www.seminaria.bel.ru.
[130] Тертуллиан. Цит. по: Астрология и магия в свете православного учения. #"#_ftnref131" name="_ftn131" title="">[131] Цит. по: Кураев А.В., диакон, проф. Почему православные такие?.. М., 2006. С. 353.
[132] Там же. С. 353
[133] Там же. С. 353
[134] Там же. С. 353
[135] В наше время люди боятся встретить черную кошку (это как классический вариант суеверия), человека с пустыми ведрами, сумкой и даже встреча со священником сулит встретившему несчастье.
[136] Иоанн Златоуст., святитель. Цит по: О суевериях. #"#_ftnref137" name="_ftn137" title="">[137] (Лев. 19. 26; Втор. 18. 12, 14)
[138]Василий Великий., святитель. Цит по: О суевериях.#"#_ftnref139" name="_ftn139" title="">[139] Всем известно утверждение типа «понедельник – день тяжелый» и т.д.
[140] Цит по: О суевериях.#"#_ftnref141" name="_ftn141" title="">[141] Иоанн Златоуст., святитель. #"#_ftnref142" name="_ftn142" title="">[142] Иоанн Златоуст., святитель. #"#_ftnref143" name="_ftn143" title="">[143] Иоанн Златоуст., святитель. Слово на Новый год. #"#_ftnref144" name="_ftn144" title="">[144] Аврелий Августин., блаженный. Цит по: О Суевериях. #"#_ftnref145" name="_ftn145" title="">[145] Православное исповедание веры. Цит по: О Суевериях. #"#_ftnref146" name="_ftn146" title="">[146] Макарий Великий., преподобный. О терпении и рассудительности. Слово 4-е. О Суевериях. #"#_ftnref147" name="_ftn147" title="">[147] Григорий Нисский., святитель. О чревовещательнице. Антология. Восточные Отцы и учители Церкви IV века. Том II. Издательство МФТИ, 2000, сс. 346.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23