Cовременное состояние и перспективы развития ТЭК России

Рис. 10. Динамика экспортных цен на нефть и газ[25]

Пока же повышаются цены на внешних рынках газа. Газпром активно ведет переговоры со странами ближнего зарубежья (Украина, Грузия, Прибалтика) о переведении на расчеты за газ по мировым ценам. В то же время, повышение внутренних цен на газ может привести не к снижению внутреннего потребления, а к снижению экспортного потенциала и привлекательности внешних рынков газа. Таким образом, имеет смысл повышать уровень доходов газовой отрасли от экспорта, при максимально возможном сдерживании внутренних цен на газ.


Глава 3. Перспективы роста роли ТЭК на мировых рынках энергоресурсов

3.1 Конкурентные преимущества российского ТЭК на мировом рынке. Государственная поддержка отрасли

Конечно же, важнейшим конкурентным преимуществом российского ТЭК является его природно-ресурсный потенциал. В то же время, нельзя забывать о развитой транспортной инфраструктуре, которая способствует успешному экспорту энергоресурсов. Важно упомянуть и налаженные десятилетиями внешнеэкономические отношения с различными странами и регионами, которые исторически являются постоянными потребителями российских энергоресурсов.

Прогноз ситуации в мировой энергетике дает основание говорить о том, что спрос на российские энергоресурсы на внешних рынках как минимум сохранится или даже увеличится. Для России, экономика которой в значительной степени зависит от получения доходов от экспорта топливно-энергетических ресурсов, очень важно не потерять свои позиции на традиционных для нее мировых рынках энергоресурсов (европейские рынки) и завоевать соответствующую нишу на новых перспективных направлениях — рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Главным направлением экспорта будут по-прежнему страны Европейского континента, с которыми нас связывает географическая близость, традиционная ориентированность на российские топливно-энергетические ресурсы и развитая сеть инфраструктуры экспорта – очевидные конкурентные преимущества Российского ТЭК. Большие перспективы в развитии энергетического сотрудничества на европейском направлении открываются в связи с начавшимся энергодиалогом между Россией и Евросоюзом. Предпосылки для развития энергодиалога — это, с одной стороны, растущие потребности европейских рынков в надежных энергопоставках и рост их внешней энергетической зависимости. С другой стороны, это наличие в России потенциальных возможностей расширения экспорта энергоресурсов в страны Евросоюза, что требует значительных долгосрочных инвестиций в освоение новых нефтегазовых месторождений и создание энерготранспортной инфраструктуры. Развернувшаяся в рамках энергодиалога работа четырех экспертных групп имеет своей целью подготовку конкретных предложений по основным направлениям долгосрочного сотрудничества в энергетике, по отдельным проектам, а также по комплексу мер и механизмов для их реализации.

Усиление конкуренции и ожидаемое появление новых поставщиков топливно-энергетических ресурсов на рынках Европы (в том числе из Каспийского региона) выдвигает на передний план задачу повышения конкурентоспособности российского экспорта и поиска новых интенсивных путей сохранения своего присутствия на традиционных энергетических рынках. Речь, в частности, идет о диверсификации и качественной реструктуризации экспорта энергоносителей, увеличении доли конечных энергоресурсов в общем объеме экспорта, оптимизации условий их реализации на внешних рынках, в том числе путем получения доступа к потребителям.

Среди приоритетных проектов на европейском направлении сотрудничества, реализации которых Минэнерго России уделяет особое внимание, — строительство газопроводов «Ямал— Европа», Северо-Европейского, «Голубой поток»; нефтепроводов «Каспийского трубопроводного консорциума», «Балтийской трубопроводной системы», освоение нефтегазовых ресурсов месторождений российского Севера на условиях раздела продукции, развитие сотрудничества в области электроэнергетики.

Несмотря на то, что в близкой перспективе Европа останется основным рынком для российских топливно-энергетических ресурсов, в XXI веке все больший удельный вес в географической структуре экспорта энергоресурсов будут занимать южное и восточное направления. Поэтому уже сейчас министерство промышленности и энергетики активно формирует «восточную стратегию», направленную на занятие Россией более значимого места на топливно-энергетическом рынке стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Основные элементы этой стратегии — совместное с иностранными компаниями освоение месторождений нефти и газа на шельфе острова Сахалин; освоение нефтегазовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока России с развитием экспорта нефти и газа, а в дальнейшем и нефтепродуктов в Китай, Японию, Республику Корея; создание энергетической инфраструктуры между Россией и Китаем; участие российских компаний в топливно-энергетических комплексах стран Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Индия).

Реализация внешнеэкономической деятельности в отраслях ТЭК требует государственного подхода, учитывающего экономические и политические интересы России и повышающие ее конкурентные преимущества на мировом рынке. В первую очередь это касается таких вопросов, как заключение долгосрочных контрактов на поставки энергоресурсов на внешний рынок, погашение и реструктуризация задолженности за поставленные российские энергоресурсы, создание различных межгосударственных хозяйствующих структур, участие российских компаний в крупных зарубежных проектах, привлечение инвестиций международных финансовых организаций для реализации энергетических проектов в России.

Государственная поддержка участия российских компаний в международных энергетических проектах за рубежом (или в экспортно-ориентированных проектах на территории России) является одним из важных направлений в обеспечении энергетической безопасности России. В этом контексте Минпромэнерго России рассматривает в качестве приоритетных проекты, реализуемые на энергетическом рынке Ирана, в Каспийском и Средиземноморском регионах (в т.ч. «Голубой поток», проекты в ТЭК Югославии, интеграцию нефтепроводов Дружба — Адрия и другие) и на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона (в том числе строительство нефтеперерабатывающего завода во Вьетнаме). В плане оказания государственной поддержки Минпромэнерго России совместно с другими министерствами и ведомствами участвует в формировании благоприятной налоговой и инвестиционной среды для таких проектов, включая применение налоговых льгот.[26]

В настоящее время возрастает необходимость усиления координирующей роли государства при осуществлении внешнеэкономической деятельности в сфере энергетики, и в том числе для предотвращения необоснованной конкуренции российских компаний на внешних рынках. Государство «подключается» к решению соответствующих вопросов уже на стадии проработки проектов и программ внешнеэкономической деятельности за рубежом. Это осуществляется путем организации экспертизы проектов и коммерческих предложений, а также проведением предквалификационного отбора и внутренних тендеров между российскими компаниями по поставкам оборудования и участию в проектах. Указанные действия позволяют определить компании на роль координаторов по приоритетным зарубежным проектам, а также по поставкам нефти на экспортных направлениях.

Одним из важных факторов, определяющих успех структурной перестройки ТЭК, является инвестиционная направленность сотрудничества в области энергетики. Минпромэнерго России участвует в процессе подготовки нормативно-правовых актов, направленных на расширение и улучшение условий инвестиционной деятельности в России. Кроме того, осуществляется координация и контроль над выполнением подписанных кредитных соглашений. При этом Минпромэнерго участвует в подготовке новых кредитных соглашений по перспективным проектам, сотрудничает с международными кредитными организациями в разработке схем финансирования и возврата средств при реализации инвестиционных программ в топливно-энергетическом комплексе России.

Серьезным фактором, определяющим функционирование российского ТЭК, является активное участие России в глобальном энергетическом процессе и ее адекватное воздействие на принятие международных решений в этой сфере. Прежде всего это касается таких вопросов, как инвестиции, экспорт и транзит энергоносителей, глобальные экологические проблемы, доступ к новым технологиям. Для современной ситуации характерна нестабильная конъюнктура мировых энергетических рынков, и особенно рынка нефти. В этих условиях Россия имеет потенциальную возможность стать объединительным элементом, посредником в процессе выработки взаимоприемлемых для производителей и потребителей решений по стабилизации рынка нефти, а также и в формировании универсальной системы регулирования конъюнктуры мирового рынка энергоносителей. Этому способствует участие России, с одной стороны, в конференциях ОПЕК — как независимого экспортера нефти и нефтепродуктов, а с другой — в различных форумах и мероприятиях стран, являющихся основными потребителями энергоресурсов.

Одним из эффективных направлений внешнеэкономической деятельности министерства является развитие сотрудничества с ОПЕК, которое способствует выработке согласованных действий и решений по стабилизации мирового рынка нефти с учетом экономических интересов и возможностей России. Взаимодействие с ОПЕК включает участие России в качестве наблюдателя в конференциях этой организации на регулярной основе, проведение многосторонних и двусторонних консультаций. Участие в мероприятиях, проводимых ОПЕК, позволяет России более целенаправленно осуществлять мониторинг ситуации на мировом нефтяном рынке.

Министерство промышленности и энергетики РФ развивает сотрудничество с международными экономическими и энергетическими организациями — такими, как Международное энергетическое агентство, Мировой энергетический совет, ЕСК ООН, Форум АТЭС, организация Черноморского экономического сотрудничества, и рядом других региональных организаций. Это способствует взаимной координации энергетической политики России и других стран — крупных производителей и экспортеров энергоресурсов, выработке сбалансированной стратегии поведения на внешних рынках энергоресурсов, отстаиванию российских государственных интересов в области энергетики.[27]


3.2 Потенциальные возможности и направления расширения внешнеэкономической деятельности российского ТЭК

Внешний спрос на топливно-энергетические ресурсы определяется прежде всего темпами развития мировой экономики. По имеющимся оценкам, темпы роста мировой экономики по регионам мира на ближайшие 10 лет составят от 2,5 до 4 процентов. При этом среднегодовой спрос на углеводородное сырье в мире будет также расти умеренными темпами – 2 - 4 процента в год, в Европе – 1,5 - 2,5 процента.[28]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать