Cовременное состояние и перспективы развития ТЭК России

Новейшая история знает немало примеров постановки и успешного выполнения аналогичных задач. Достаточно вспомнить Японию, которая с 1946 по 1954 гг. увеличила ВВП с 10 до 119 млрд долларов, Республику Корею, чей ВВП с 1961 по 1979 гг. вырос с 10 до 117 млрд долларов, Китай, увеличивший этот показатель за 1978-1997 гг. с 447 до 882 млрд долларов, наконец, такие страны, как Тайвань и Сингапур.

Обычно мерилом развития инвестиционных процессов является динамика инвестиций в основной капитал. Именно по их объему, направлению и структуре можно судить о результатах политики государства в области обеспечения устойчивого развития и проведения структурных изменений в экономическом базисе страны.

Инвестиции в основной капитал, как их определяет Госкомстат России, представляют собой "совокупность затрат, направленных на создание, воспроизводство и приобретение основных средств (новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение объектов, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, инструментов, инвентаря и др.)"[30]. С 2002 г. в составе инвестиций в основной капитал начали учитывать и затраты на капитальный ремонт. В прошлом году вложения в сферу производства товаров и в оказание рыночных и нерыночных услуг составили в структуре инвестиций в основной капитал России две примерно равные части - 49 и 51% соответственно.

Современной России необходим приток инвестиций для решения не только текущих, повседневных задач, связанных с экономическим развитием по схеме расширенного воспроизводства в рамках заданной экономической модели, но и задач чрезвычайного характера. Они возникают, например, из-за угрозы острого кризиса, связанного с массовым выходом из строя оборудования, давно отжившего свой срок, но продолжающего работать в аварийном режиме. В среднем износ основных производственных фондов на начало 2002 г. составил 48%, а по машинам и оборудованию в промышленности - 62%, в транспортной сфере - 65%[31]. К числу чрезвычайных задач также относятся поиск инвестиций для повышения темпов развития, реформирования экономики и обеспечения структурной перестройки.

Определяющими условиями возвращения России в ряды богатых, развитых, конкурентоспособных, сильных и уважаемых государств мира являются достижение рубежей, намеченных в послании президента, и реализация основных положений Программы социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу, а в области энергетики - Энергетической стратегии России на период до 2020 г. Но где же взять средства?

Проблема поиска источников инвестиций в России имеет ряд специфических особенностей. Она усугубляется тем, что такой традиционный способ формирования инвестиций, как использование внешних и внутренних государственных заимствований, в современных условиях затруднен, так как страна и так обременена большим государственным долгом. По состоянию на 1 января 2003 г. его объем составлял 144,9 млрд долларов, в том числе внешний долг - 123,5 млрд и внутренний - 21,4 млрд (680 млрд рублей). К тому же к указанным суммам необходимо добавить еще 10,9 трлн рублей (343 млрд долларов), являющихся признанным государственным внутренним долгом, образовавшимся в результате невыплаты населению вкладов, замороженных 20 июня 1991 г. Быстро увеличивается и долг по корпоративным заимствованиям на зарубежных финансовых рынках, оцениваемый на начало 2003 г. в 27 млрд долларов.

Трудно рассчитывать и на быструю мобилизацию сбережений населения, живущего в массе своей небогато и не испытывающего доверия к отечественным банковским институтам и к различного рода схемам инвестирования.

В 2002 г. инвестиции в основной капитал в РФ (без учета субъектов малого предпринимательства и теневого сектора экономики) составили 1360 млрд рублей, или около 43 млрд долларов по официальному курсу на конец года[32]. Для такой страны, как Россия с ее многоотраслевой экономикой, огромным экономическим потенциалом и амбициозными реформаторскими планами, подобный объем инвестиций является крайне недостаточным.

В России доля инвестиций в ВВП в 2000 г. составляла, по данным ЮНКТАД, 17%, в США и Норвегии - 22%, в Таиланде, Индии, Индонезии, Турции, Египте, Австрии, Германии, Нидерландах, Австралии - 23-24%, в Польше, Испании, Японии, Южной Корее - 26-29%, в Китае - 37%[33]. При этом следует иметь в виду, что объем ВВП в России в 2000 г. был меньше, чем в КНР в 4,9 раза, чем в Южной Корее - в 1,8 раза, чем в Испании - в 2,2 раза, чем в Германии - в 7,4 раза, чем в США - в 39 раз.

О низком уровне инвестиций в основной капитал свидетельствует также и индекс объема валового накопления основного капитала. Величина этого индекса (1990 г. = 100) для России в 2000 г. оценивалась всего лишь в 26. Это означает, что объем инвестиций в основной капитал в 2000 г. был почти в четыре раза ниже, чем в 1990 г. Для сравнения, на рубеже нового века этот показатель для Польши составлял 228, Ирландии - 198, США - 130, Венгрии - 135, Великобритании – 128[34].

И, наконец, что является самым главным, современный уровень инвестиций в основной капитал абсолютно не соответствует потребностям в инвестиционном обеспечении экономического развития. К сожалению, наша экономическая наука и практика мало внимания уделяют оценке инвестиционных потребностей страны на перспективу. Имеющиеся оценки немногочисленны и грешат значительными неточностями и недоговорками. Так, министр экономического развития и торговли Герман Греф считает, что России только для поддержания простого воспроизводства необходимо 70 млрд долларов в год[35]. Министерство экономического развития и торговли подсчитало, что для обновления в предстоящие 20-25 лет всего парка оборудования России потребуется 1,5-1,8 трлн долларов инвестиций, то есть 60-90 млрд в год[36]. По другой оценке того же министерства, потребности российской экономики в инвестициях в ближайшие 15 лет будут находиться на уровне 100 млрд долларов в год. Известный нефтяной топ-менеджер Михаил Ходорковский предполагает, что России, для того чтобы догнать Запад по промышленному развитию, потребуется изыскать инвестиции на сумму 3 трлн долларов, что в пересчете на 20-летний срок составит 150 млрд долларов в год. По моему же мнению, достижение намеченных в послании президента целей с учетом проведения структурной перестройки экономики, диверсификации экспортной базы, переоснащения армии и флота и радикального улучшения социальной сферы потребует в течение ближайших двадцати лет, как минимум, 4 трлн долларов. А это значит, что в экономику понадобится привлекать 200 млрд долларов в год.

Впрочем, какую оценку не брать - налицо огромный разрыв между желаемым и действительностью. Учитывая, что в 2002 г., как уже отмечалось, инвестиции в основной капитал составляли лишь 43 млрд долларов - от одной пятой до одной второй потребностей, в зависимости от экспертной оценки, - возникает чрезвычайно сложная проблема: где взять недостающие инвестиции?

Большой разрыв между потребностями и возможностями наблюдается и в отдельных отраслях экономики. Так, проект "Энергетической стратегии России на период до 2020 г." прогнозирует потребность в инвестициях в российский ТЭК в ближайшие 20 лет на уровне от 660 до 770-810 млрд долларов, или от 33 до 38-40 млрд долларов в год. В 2002 г. инвестиции в основной капитал ТЭК России оценивались в 11 млрд долларов, что составляет 30-35% от потребностей7. И это - в наиболее благополучной с точки зрения инвестиционных возможностей отрасли экономики России!

В соответствии с проектом Энергетической стратегии России на период до 2020 г. прогнозируемые уровни инвестиционных потребностей ТЭК составляют:

· в газовой промышленности - от 170 до 200 млрд долларов, в том числе 35 млрд - на реализацию программы освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, до 70 млрд - на осуществляемые программы освоения месторождений полуострова Ямал;

· в нефтяном комплексе - около 230-240 млрд долларов;

· в электроэнергетике - 120-170 млрд долларов, в том числе на строительство и модернизацию генерирующих мощностей - 100-140 млрд, из которых 25-35 млрд - на АЭС и 20-30 - на развитие электрической сети;

· в угольной промышленности - около 20 млрд долларов;

· в теплоснабжении - около 70 млрд долларов;

· в энергосбережении - 50-70 млрд долларов.

Общий объем капитальных вложений в реконструкцию и развитие ТЭК может составить от 260 до 300 млрд долларов в 2001-2010 гг. и от 400 до 510 млрд - в следующее десятилетие.

Таким образом, проанализировав положение с инвестированием в России, можно сделать первый и, наверное, главный вывод: если ситуация радикально не изменится, страна будет обречена на десятилетия вялотекущего существования, не позволяющего даже приблизиться к западным стандартам экономического развития и материального благополучия населения. Для того чтобы двигаться вперед и обеспечить экономическое процветание, необходимо использовать любые источники инвестиционных средств как внутри страны, так и вне ее. На российском инвестиционном поле хватит места всем участникам инвестиционного процесса - и частным отечественным инвесторам, и иностранным предпринимателям, и государственным организациям.

Другим важным выводом, следующим из анализа статистических данных, является то, что в структуре инвестиций в основной капитал решающую роль из года в год играют инвестиции в топливно-энергетический комплекс. Так, в 2002 г., по данным Госкомстата России, на долю ТЭК пришлось 25,5% всех инвестиций в основной капитал (по данным Минэнерго России, этот показатель был в 2002 г. еще выше - 29%), или 60% всех инвестиций, направленных в промышленность России. На долю машиностроения и металлообработки в 2002 г. пришлось всего лишь 3,2% всех инвестиций в экономику, или 7,6% инвестиций в промышленность страны. Таким образом, сложившаяся межотраслевая структура инвестиций в основной капитал показывает, сколь сложен и капиталоемок декларированный правительством России курс на структурную перестройку экономики, предусматривающий переток капиталов из сырьевого сектора в обрабатывающие отрасли, опережающий рост высокотехнологичных производств и кардинальное увеличение несырьевого экспорта.

Перечисленные факторы оправдывают необходимость принятия срочных мер по изменению инвестиционного климата в стране с тем, чтобы максимально оптимизировать использование всех источников финансирования. Так, надо оперативно разработать Концепцию инвестиционной политики России и соответствующую программу действий на 10-20-летний срок. Эти документы должны содержать различные сценарии развития инвестиционных процессов и оценки инвестиционных потребностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать