Добыча нефти с газовым конденсатом в РФ за 2004 г. увеличилась на 8,9% по сравнению с 2003 г. - до 458 млн 808,4 тыс. тонн. Экспорт нефти в России в 2005 г. составил около 285,5 млн тонн. Экспорт российской нефти в 2004 г. вырос на 17,3% по сравнению с 2003 г. - до 182 млн 164,4 тыс. тонн. В целом за 2004 г. добыча природного газа в РФ составила 591 млрд куб. м, что на 1,6% больше, чем в 2003 г. Основной объем добычи газа в России приходится на ОАО "Газпром", которое в 2004 г. добыло 545,1 млрд куб. м..[40]
Естественно, в перспективе предполагается наращивать экспорт нефти и в страны СНГ, и в государства Европейского Союза, и в США, что отражено в энергетической стратегии Российской Федерации.
Глобализация энергетики, расширение международной деятельности, появление новых игроков на мировых энергетических рынках диктуют новые подходы к реализации долгосрочных целей, отвечающих интересам национальной безопасности, и задач внешнеэкономической деятельности в энергетической сфере. Главными из них являются:
· Содействие интеграции российского ТЭК в мировое энергетическое пространство, восстановление и укрепление экономических позиций России в ряде регионов, создание инструментов эффективного сотрудничества в рамках СНГ и мирового сообщества в целом;
· Создание условий для максимально эффективной реализации экспортных возможностей отечественного ТЭК;
· Привлечение зарубежных инвестиций для развития отраслей российского ТЭК;
· Вывод на новые международные и региональные рынки, поощрение инвестиционной деятельности за рубежом отечественных компаний и предприятий ТЭК.
В то же время, немалое влияние на экспортный потенциал российского ТЭК оказывает внутренняя энергоэффективность. По энергорасточительности Россия сегодня занимает 10-е место в мире. Без осуществления политики повышения эффективности использования энергии выправить эту ситуацию невозможно. Между тем, сегодня в России на федеральном уровне нет:
- Политики повышения энергоэффективности;
- Программы повышения энергоэффективности;
- Органов власти, отвечающих за реализацию политики повышения энергоэффективности. Даже те слабые структуры, которые мы имели ранее, пали жертвой административной реформы;
- Практики выделения средств из федерального бюджета на повышение энергоэффективности, хотя бы на объектах федеральной собственности, на финансирование энергоснабжения которых уходит не менее 4 млрд. долл. в год.
Важной сферой развития ВЭС ТЭК России является проблема привлечения иностранных инвестиций. Для проведения в жизнь всех мероприятий развития отрасли недостаточно лишь собственных средств предприятий ТЭК и государственного финансирования. Огромное значение имеет привлечение иностранных инвестиций в топливно-энергетический комплекс Российской Федерации и улучшение инвестиционного климата.
В целом, перспективы внешнеэкономических связей ТЭК РФ будут зависеть от рациональности и эффективности государственной политики в данной сфере, повышения уровня воспроизводства ресурсной базы, улучшения показателей внутренней энергоэффективности, привлечения инвестиций в отрасль и общей стабильности мировых энергетических рынков.
Библиография:
Нормативные акты
1. Федеральный закон «О внесении дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации» от 28 ноября 2003 г. //Российская газета, 27 декабря 2003 г.; Новые законы и нормативные акты, Приложение к Российской газете № 4. 2004.
2. Федеральный закон от 30.12.95 № 224-ФЗ «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы».
3. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ (с изм. и доп. от 8 августа, 30 декабря 2001 г., 10 января, 26 марта 2003 г.).
Литература
4. Астанович А. Иностранные инвестиции в России. Отдельные факты и тенденции, М., 1996.
5. Башмаков И., Энергетическая эффективность в России и перспективы экспорта Российского газа, М., 2005
6. Банк России может получить в управление от Минфина стабилизационный фонд, РосБизнесКонсалтинг, 08.04.2004. #"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Портер М. Международная конкуренция. — М.: Междунар. отношения, 1993. С. 51.
[2] Портер М. Международная конкуренция. — М.: Междунар. отношения, 1993. С. 58.
[3] Портер М. Международная конкуренция. — М.: Междунар. отношения, 1993. С. 149.
[4] Портер М . Международная конкуренция. — М.: Междунар. отношения, 1993. С. 146.
[5] См. Садовник П. В., О мерах по воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородов // #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] См. Садовник П. В., О мерах по воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородов // #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] См. Садовник П. В., О мерах по воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородов // #"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[8] См. Садовник П. В., О мерах по воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородов // #"#_ftnref9" name="_ftn9" title="">[9] Данные Госкомстата РФ // www.gks.ru
[10] Нефть России, № 3 2004 г.
[11] Экономическая география промышленности Российской Федерации, М., 2005, с. 103
[12] Из данный энергетической стратегии России на период до 2020 года. М., 2003
[13] Нефтегазовая вертикаль. 2005. № 3.
[14] Там же
[15] Данилина М.В. Функционирование государственного нефтяного стабилизационного фонда (опыт Норвегии) //Проблемы прогнозирования. 2004. № 4.
[16] Федеральный закон «О внесении дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации» от 28 ноября 2003 г. //Российская газета, 27 декабря 2003 г.; Новые законы и нормативные акты, Приложение к Российской газете № 4. 2004.
[17] «Русский курьер»: Банк России может получить в управление от Минфина стабилизационный фонд, РосБизнесКонсалтинг, 08.04.2004. #"#_ftnref18" name="_ftn18" title="">[18] Energy Prices & Taxes // International Energy Agency (IEA) quarterly statistics, 2001. - IEA Publications, France.
6. Социально-экономическое положение России за январь 1993 — январь 2004. М.: Госкомстат России
[19] Корзина формируется на основе цен нефтей главных месторождений шести стран ОПЕК (Алжир, Венесуэла, Индонезия, Нигерия, ОАЕ, Саудовская Аравия) и Мексики.
[20] Госкомстат РФ // www.gks.ru
[21] Там же
[22]Составлено по данным российского Информационного Агентства Топливно-Энергетического Комплекса // www.riatec.ru
[23] Башмаков И., Энергетическая эффективность в России и перспективы экспорта Российского газа, М., 2005, с. 3
[24] Башмаков И., Энергетическая эффективность в России и перспективы экспорта Российского газа, М., 2005, с. 5
[25] Башмаков И., Энергетическая эффективность в России и перспективы экспорта Российского газа, М., 2005, с. 5
[26] Министерство промышленности и энергетики//www.minprom.gov.ru
[27] Министерство промышленности и энергетики//www.minprom.gov.ru
[28] мировая экономика и международные экономические отношения, М., 2006, с. 167
[29] Салыгин В., Воронцов Б. Международное энергетическое сотрудничество в АТР // Мировая энергетическая политика. — 2003. — № 3.
[30] Госкомстат РФ // www.gks.ru
[31]Российский статистический ежегодник 2002. - М.: Госкомстат России, 2002. - С. 304.
[32] Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в РФ в 2002 г. - М.: Госкомстат России. - 2003. - № 1. - С. 5.
[33] UNCTAD Handbook of statistics 2002. UNCTAD. - N.Y., 2002. - Р. 330.
[34] Инвестиции в России. - М.: Госкомстат России, 2001. - С. 188.
[35] Экономика России: XXI век. - 2002. - Май. - С. 10.
[36] Ясин Е. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста // Вопросы экономики. - 2002. - № 5. - С. 11
[37] World investment Report 2002. UNCTAD. - N.Y., 2002. - Р. 328.
[38] Социально-экономическое положение России: 2002 год. - М.: Госкомстат России. - 2003. - № 12. - С. 145.
[39] Основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2004 г. и на период до 2006 г. - М., 2003. - Май.
[40] Нефть и капитал // www.oilcapital.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14