Cовременное состояние и перспективы развития ТЭК России

Конечно, главным условием для разработки подобной инвестиционной концепции должно быть наличие государственной, утвержденной законодательно, долгосрочной программы социально-экономического развития с четко поставленными задачами и сроками их выполнения. Отсутствие такого основополагающего документа отрицательно сказывается и на эффективности отраслевых программ. Которые, в свою очередь, служат ориентирами для инвесторов. Наглядным примером может служить ситуация с Энергетической стратегией России на период до 2020 г. Текст этого документа, одобренный в мае 2003 г. правительством РФ, очевидно, потребует новой переработки, поскольку основывается на более низких темпах роста российской экономики, чем это предусмотрено в послании президента РФ и в проекте Программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу. Напомню, что, согласно посланию президента, удвоение ВВП в России ожидается уже в 2010 г., а умеренный вариант Энергетической стратегии построен исходя из того, что ВВП возрастет в 2,3 раза лишь к 2020 г. Согласно же благоприятному варианту, увеличение ВВП в 2020 г. может составить 260% к уровню 2000 г.

Анализ структуры инвестиций показывает, что собственные и привлеченные средства играют практически равную роль в их формировании. В 2002 г. на долю собственных средств приходилось 48% инвестиций в основной капитал, а на долю привлеченных - 52%.

Практика различных отраслей в отношении инвестиций сильно различается. Так, в электроэнергетике, нефтедобывающей промышленности и связи преобладает финансирование за счет собственных средств. В газовой промышленности, трубопроводном и железнодорожном транспорте предпочтение отдается привлеченным средствам.

В собственных средствах ведущую роль играет такой источник, как амортизация (49% от всех использованных в 2002 г. собственных средств). На долю прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, приходится 43%. В электроэнергетике доля амортизации значительно выше - до 75%. В нефтяной промышленности главенствующую роль играет прибыль, остающаяся в распоряжении компании - так называемый фонд накопления. На него приходится более половины собственных инвестиций, тогда как на амортизацию - лишь третья часть.

В структуре привлеченных средств до сих пор главную роль играют бюджетные деньги (38% от привлеченных средств и 20% всех инвестиций в 2002 г.), в том числе из бюджетов субъектов федерации - почти две трети, из федерального - одна треть.

В ТЭК структура привлеченных средств имеет свои особенности: роль бюджетного финансирования практически ничтожна в газовой промышленности (0,7% привлеченных средств) и трубопроводном транспорте (0,1%). Более высока его доля в нефтедобывающей промышленности (42% привлеченных средств, или 8,2% инвестиций в основной капитал) и в электроэнергетике (20 и 4,9% соответственно).

Низким остается удельный вес в привлеченных средствах банковских кредитов (9%), а в банковских кредитах - кредитов иностранных банков (11%). В газовой промышленности этот показатель составляет 0,7%, но состоит на 100% из кредитов иностранных банков. Доля банковских кредитов в нефтедобывающей отрасли несколько выше (2,8% привлеченных средств, или 0,6% всех инвестиций, в том числе кредитов иностранных банков - 1,4 и 0,3% соответственно). Электроэнергетика использует кредиты банков для покрытия 1,5% своих потребностей в инвестициях в основной капитал (1,4% - за счет иностранных банковских кредитов). Это равняется 6,4% всех привлеченных средств (6,1% - за счет кредитов иностранных банков).

Перевод сбережений в инвестиции и межотраслевой перелив инвестиционных ресурсов по банковской линии в России чрезвычайно малы. Использование фондового рынка пока еще недостаточно. Из общего объема инвестиций в основной капитал инвестиции из-за рубежа составляют лишь 4,1%.

Словом, практически на каждом участке финансирования существуют возможности для увеличения объемов инвестиций. В области использования собственных средств широкие возможности могут быть открыты за счет либерализации налогового и амортизационного режима. А в сфере привлеченных средств значительный эффект возможен благодаря изменению кредитной политики банков, использованию средств населения на выгодных для него условиях. Помогут в этом плане и широкое привлечение иностранных банков к кредитованию, и увеличение бюджетных средств в инвестициях в основной капитал, особенно в развитие инфраструктуры. Но главный вывод из всего вышесказанного состоит в том, что такой важный источник финансирования экономического развития, каким является иностранный капитал, остается в России практически невостребованным.

В последние годы в мировой экономике практически произошла революция, связанная с потоками трансграничных прямых иностранных инвестиций (ПИИ). За четверть века объем ПИИ вырос более чем в 90 раз: с 14 млрд долларов в год в середине 70-х годов до 1271 млрд - в 2000 г. , тогда как за последние 50 лет мировое промышленное производство увеличилось только в шесть раз, а объем международной торговли - в 25 раз. Если в 1980 г. сумма накопленных ПИИ составила в среднем по миру 6% ВВП, в том числе по группе развитых стран - 4,8%, а по группе развивающихся государств - 10,2%, то в 2000 г. этот показатель достиг 20%, 17,1 и 30,9% соответственно[37].

Страны буквально вступают в острую конкурентную борьбу за привлечение иностранных инвестиций, рассматривая их как дополнительное средство для ускорения экономического развития, привлечения современных технологий и обеспечения более эффективных способов управления. Это обусловливает проведение ими широкой и всесторонней либерализации инвестиционной политики, направленной не только на существенную модернизацию, но и на унификацию инвестиционного режима, на расширение круга предоставляемых иностранным инвесторам гарантий, облегчение их доступа на национальные рынки, действенную защиту от произвола чиновников, обеспечение стабильности условий инвестирования. Только за 1991-2001 гг. число стран, вносивших изменения в свои инвестиционные режимы, возросло до 71, то есть в два раза, а количество внесенных ими поправок - до 208. Характерно, что 93% всех изменений было направлено на либерализацию или содействие привлечению ПИИ.

Однако Россия с ее неустойчивым инвестиционным климатом остается за бортом проходящих в мире изменений. В результате в 2000 г. на ее долю пришлось 0,2% мирового объема ПИИ, тогда как, к примеру, Бразилия получила 2,2%, Мексика - 1,7%, Китай - 2,7%, а вместе с Гонконгом - почти 7%. Иными словами, от китайских показателей Россия отстает почти в 40 раз. Доля накопленных Россией ПИИ составила лишь 0,3% от общемировых объемов, а доля Китая (с Гонконгом) - 12%.

В 2002 г., по данным Госкомстата, в Россию поступили иностранные инвестиции на сумму 19,8 млрд долларов, но доля ПИИ составила в них лишь 20% (4,0 млрд)[38].

Портфельные инвестиции в общем объеме иностранных инвестиций, поступающих в Россию, пока еще не играют заметной роли (2,4% в 2002 г.). На практике это означает, что наша страна вновь упустила возможность привлечения капиталов через российский фондовый рынок, а значит, и средств на развитие экономики без подчинения зарубежному капиталу.

Основной объем иностранных инвестиций (77%) приходится на "прочие" источники финансирования, состоящие в основном из торговых кредитов, кредитов, полученных от международных организаций, и других видов ссуд, которые по методике Госкомстата относятся к инвестиционным капиталам, но зачастую не имеют никакого отношения к процессу инвестирования.

ПИИ направляются в основном в торговлю и общественное питание (почти 25% в 2002 г.), в нефтедобывающую промышленность (17%), пищевую промышленность (11%), в общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка (7,5%).

Правительственные планы экономического развития ставят вопросы о привлечении ПИИ недостаточно решительно. Так, проект Программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу прогнозирует рост ПИИ с 4 млрд долларов в 2002 г. до 8-8,8 млрд в 2006 г.[39] По моему же мнению, российская экономика имеет все возможности привлечь в самое ближайшее время не менее 10 млрд долларов в год, а после проведения мер по либерализации инвестиционного климата - и неизмеримо большие по объему инвестиции из-за рубежа. Радикальное улучшение инвестиционного климата в стране создаст условия и для интенсификации отечественного инвестирования, в том числе и за счет возврата "беглых" капиталов.

Впрочем, такую точку зрения разделяют далеко не все. Весьма противоречивым оказалось отношение к привлечению иностранного капитала в российский ТЭК авторов Энергетической стратегии России на период до 2020 г. Несмотря на отдельные реверансы в сторону сотрудничества с иностранным капиталом они, анализируя источники уже упомянутых 660-810 млрд долларов инвестиций, необходимых для реализации стратегии, в соответствующем разделе этого документа буквально через строчку оговаривают, что основой инвестиций станут капвложения самих компаний, тарифные источники, средства бюджета всех уровней и средства инвесторов без упоминания их национальной принадлежности.

Подобный подход лишает Россию возможностей заполнить брешь в получении столь необходимых средств для осуществления экономических реформ. И делает неотложной проблему либерализации инвестиционного режима и унификации его с международными стандартами с тем, чтобы максимально привлечь зарубежные инвестиции на приемлемых для иностранцев и России условиях. Прежде всего, здесь важно законодательство, регулирующее деятельность иностранных инвесторов.


Заключение


Топливно-энергетический комплекс России (ТЭК) является основной составляющей экономики страны. Он обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, консолидацию регионов, формирование значительной части бюджетных доходов и основной доли валютных поступлений из-за рубежа. Несмотря на наличие ряда проблем, ТЭК России продолжает оставаться одним из наиболее устойчиво работающих секторов экономики страны.

Одновременно, природно-ресурсный потенциал имеет огромное значение для экономического развития страны и внешнеэкономической деятельности ТЭК. Сегодня Россия занимает одно из первых мест в мире по разведанным запасам нефти. Запасы нефти учтены в недрах 40 субъектов Российской Федерации, из которых в 35 осуществляется добыча нефти.

В стратегии развития нефтегазового комплекса на период до 2015 г. прогнозирует рост добычи нефти к 2015 г. до 530 млн тонн, газа - до 740 млрд куб. м. Переработка нефти к 2015 г. ожидается в объеме 210 млн тонн, экспорт - порядка 310 млн тонн. Реализация программы развития нефтегазового комплекса потребует капвложений в нефтегазовый комплекс за ближайшие 10 лет в объеме $270 млрд.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать