Важная задача – обеспечение сырьем нефтехимической промышленности, стоимость продукции которой на порядок выше стоимости продукции самой нефтепереработки.
В отличие от нефтеперерабатывающей промышленности переработка газа имеет значительный экспортный потенциал. Стратегией предусмотрено увеличение переработки газа более чем в два раза, рост производства моторного топлива, полиэтилена, полипропилена, метанола и др.
Будет обеспечена специальная поддержка инвестиций в газопереработку и газохимию. Развитию нефтехимии будет способствовать рост добычи газа, богатого высшими углеводородами (этан, пропан, бутан и др.). На базе комплексной разработки уникальных ресурсов газового конденсата и гелия предстоит создать ряд принципиально новых производств.
В перспективе возможен выход на мировой рынок сжиженного газа и экспорт синтетического моторного топлива.
Расширится производство импортозамещающей продукции. Доля импортных машин составит к 2020 г. лишь 5–10%, будет освоено до 98% видов изделий для ТЭК.
Ускоренное развитие производства продукции с высокой добавленной стоимостью даст толчок развитию "новой экономики", по цепочке оживит смежные производства, приведет к увеличению занятости населения и расширению спроса, и в итоге будет способствовать общему подъему экономики.
В целом же, внешнеэкономические связи ТЭК РФ остаются сегодня приоритетной сферой, дающей возможность интенсивно развивать нефтегазовую отрасль страны в целом. В последующих главах работы будет проведен подробный анализ проблем и перспектив в области внешнеэкономических связей ТЭК России.
Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность российских ТЭК
2.1 Основные направления и динамика участия России на мировом рынке топливно-энергетических ресурсов
Интеграция России с мировой экономикой, перспективы вступления страны во Всемирную торговую организацию, либерализация рынка газа в Европе и перемены, происходящие на внешнем рынке, требуют пересмотра тактики не только российских энергетических компаний, но и государства в целом.
Ужесточение конкуренции на традиционных рынках сбыта продукции российских энергетических компаний не повлечет за собой потерю рынков только в случае повышения качества продукции, роста эффективности этих компаний, оптимизации структуры производства, снижения издержек. Приведение российских стандартов в соответствие с международными стандартами позволит существенно улучшить качество российской энергетической продукции, в первую очередь в нефтепереработке, нефтехимии и газопереработке.
В рассматриваемой перспективе Россия по-прежнему останется крупнейшим поставщиком энергоресурсов на мировой рынок (См.: Табл.1. Рис. 6).[12]
Таблица 1. Экспорт энергетических ресурсов из России
Показатели
Год
1990
1995
2000
2005
2010
2015
2020
Всего, млн т у.т.
из него:
706
480
554
530-575
530-600
550-600
565-585
- нефть и нефтепродукты, млн т
286
162
188
160-175
155-180
155-170
150-165
– природный газ, млрд м 3
213
191
217
245-260
245-275
260-280
275-270
–уголь, млн т у.т.
30
22
25
14-18
15-20
15-21
18-20
электроэнергия, млрд кВт.ч
37
19
13
22-25
30-35
35-55
40-75
- нефть и нефтепродукты, млн т
– уголь, млн т у.т.
- природный газ, млрд м 3
- электроэнергия, млрд кВт.ч
Рис. 6. Экспорт топливно-энергетических ресурсов из России
В целях поддержания энергетической и экономической безопасности необходимо стремиться диверсифицировать направления экспорта энергоресурсов с развитием северного, восточного и южного направлений экспортных потоков российских энергоносителей и последующим увеличением их доли в географической структуре экспорта энергоресурсов. Получит развитие конструктивный диалог в области энергетики со странами Европы, остающимися на сегодняшний день основными потребителями российских топливно-энергетических ресурсов. Формы сотрудничества с европейскими партнерами будут включать реализацию совместных инвестиционных проектов, в первую очередь энерготранспортных, широкое вовлечение европейских инвесторов в проекты развития нефтегазодобычи на территории России (в том числе реализуемые на условиях соглашений о разделе продукции и концессий), взаимодействие в сфере энергосбережения.
После 2010 года возможен выход России на мировой рынок сжиженного природного газа, а также начало экспорта синтетического моторного топлива.
Россия заинтересована в долгосрочном и масштабном вовлечении в свой топливно-энергетический баланс углеводородных ресурсов (особенно природного газа) центрально-азиатских стран Содружества Независимых Государств. Это не только позволит экономить ресурсы северных газовых месторождений России для будущих поколений и избежать необходимости форсированных капиталовложений в их разработку, но и даст возможность уменьшить давление на рынки, которые представляют стратегический интерес для самой России.
В интересах России участие национальных компаний в проектах по расширению инфраструктуры транспорта энергоресурсов по территории стран Содружества Независимых Государств. Основными направлениями сотрудничества будут восстановление и дальнейшее развитие единой электроэнергетической системы, укрепление минерально-сырьевой базы, участие в разработке и эксплуатации месторождений нефти и газа и строительстве электроэнергетических объектов в странах Содружества Независимых Государств. К числу стратегических приоритетов относится и решение комплекса проблем на Каспии, включая подготовку конвенции по правовому статусу Каспийского моря.
В качестве одного из ключевых участников мирового энергетического рынка Россия должна активно влиять на установление обоснованных и прогнозируемых цен на энергоресурсы, справедливых и выгодных как для стран-производителей, так и для потребителей энергоресурсов. В то же время государственная политика должна предусматривать возможные значительные колебания цен на энергоресурсы в связи с изменениями ситуации на мировом рынке.
Государству важно поддерживать участие российских компаний в экономически эффективных зарубежных инвестиционных проектах. Принципиальным условием реализации государственной энергетической политики в этой сфере станет повышение эффективности и надёжности энергообеспечения отечественных потребителей.
Теперь рассмотрим непосредственно особенности развития внешнеэкономических связей российского ТЭК в сфере торговли нефтью и газом.
2.2 Оценка роли нефтяной отрасли как наиболее значимой в ВЭС РФ
Экспорт нефти является для России важнейшим элементом внешнеэкономических связей. В то же время, рост экспорта нефти происходит без соответствующего прироста ее добычи. Поставки российской нефти за рубеж выросли в 2004 г. на 17% и достигли 175.3 млн т. Иными словами, темпы роста экспорта вдвое превысили темпы роста добычи нефти. Как следствие доля нефти, идущей на экспорт, в общем объёме добытой нефти возросла с 33.1% в 2003 г. до 36.4% в 2004 г.[13]
Свыше половины нефти (52.7%) вывезено морем. На нефтепровод «Дружба» приходится 42.5%, на железнодорожные перевозки - 4.8%. Загрузка нефтепровода «Дружба» выросла на 0.7%.
Доля вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) в экспорте нефти составила 95.1%, или 166.8 млн т (в 2003 г. она равнялась 93.1%, т.е. 139.55 млн т). Среди ВИНК ведущие места заняли ЮКОС - 18% (в 2003 г. - 19.2%), «ЛУКОЙЛ» - 17.8% (18.5%), ТНК-ВР - 17.5% (15.8%), «Сургутнефтегаз» - 12.4% (13.1%). Доля государственной НК «Роснефть» в экспорте нефти составила 4% (в 2003 г. - 5%).[14]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14