Так, в ГНЦ ЦНИИчермет разработаны и внедрены в производство новые коррозионностойкие деформируемые свариваемые стали, изделия, из которых могут использоваться для обустройства газовых и нефтяных месторождений. Лабораторные и натурные испытания показали, что эти отечественные материалы положительно зарекомендовали себя для изготовления деталей, узлов скважинного и шельфового промыслового оборудования, работающего в агрессивных сероводородных средах. Изделия из таких сталей могут выпускаться в виде труб, проволоки, листового проката. Разработана технология производства биметаллической металлопродукции, использование которой позволяет повысить стойкость нефтегазового оборудования в десятки раз. Такая металлопродукция перспективна для производства сварных двух- или трехслойных труб, резервуаров, реакторов.
В ОАО “УралНИТИ” проводится большой объем научных работ, направленных на реализацию технической политики в области трубного производства. Одним из примеров тесного сотрудничества института с нефтегазовыми компаниями страны можно назвать создание технологии производства длинномерных безмуфтовых труб, техническое решение создания нефтетрубопроводов “труба в трубе”, что позволит свести к минимуму экологические последствия аварий на трубопроводах и т.д.
По оценкам ОАО “Газпром”, потребность в трубах диаметром 1420 мм в ближайшие годы может достигнуть 1–1,3 млн. т в год для строительства новых газопроводов и до 200 тыс. т для ремонта существующих (на период 1999-2020 гг. соответственно 16,9344 млн.т и 2,52 млн.т). Требования к данным трубам самые жесткие: длина труб 18 метров, рабочее давление 100 атм., трехслойная полимерная наружная изоляция и внутреннее гладкостное покрытие, класс прочности стали от К52 до К60, температура эксплуатации до -60 °С, производство с учетом технологического опыта ведущих фирм Германии, Италии, Японии и т.д.
На ЧТПЗ "все свое внимание сосредоточили на улучшении качества труб, повышении их эксплуатационной надежности и конкурентоспособности. Завод совместно с металлургическими комбинатами продела значительную работу по улучшению потребительских свойств металла и созданию труб нового поколения. В первую очередь уделяется внимание производству коррозионностойких труб в северном исполнении. Такие трубы уже используют ОАО "Сургутнефтегаз" и ОАО "Нижневартовскнефтегаз" /20/
В случае удовлетворения потребности в таких трубах путем импорта страна в ближайшее десятилетие понесет колоссальные валютные потери – в миллиарды долларов. Следует решить, что эффективнее для России – зависимость от импорта труб из Дальнего Зарубежья, Украины и расчеты за эти трубы валютой, стратегическими энергоносителями, которых нам уже сейчас не хватает, или строительство современного производства труб большого диаметра в России, тем более, что есть как минимум 5 вариантов организации такого производства в различных регионах. Но это потребует значительных инвестиционных ресурсов. Конечно, это должно быть тщательно проработанное техническое и экономическое решение, обеспеченное государственной поддержкой, поддержкой потребителей этих труб в лице “Газпрома” – одного из основных покупателей труб большого диаметра, соответствующей экспертизой, привлечением инвесторов и т.д. В результате страна может получить крайне необходимую качественную импортозамещающую продукцию и решить многие проблемы. В настоящее время в Минэкономики России прорабатывается вопрос о создании такого производства. К работе привлечены отраслевые институты, такие как ГНЦ ЦНИИчермет им. И.П. Бардина, московский “Гипромез”, а также ГНЦ ВНИИметмаш им. А.И. Целикова и др., сделаны запросы в ведущие нефтегазодобывающие компании страны о перспективах развития потребности в трубах большого диаметра на ближайшее десятилетие и регионах потребления труб. Все это позволит определиться с возможностью создания мощного производства труб большого диаметра и местом его размещения. "С целью концентрации финансовых и производственных ресурсов, оптимизации налоговых платежей трубные заводы и банки учреждают финансово-промышленные группы (ФПГ)" /22/
Существует разрыв между производителями и потребителями труб. Не всегда трубные предприятия знают и принимают участие в тендерах на поставку труб для строительства трубопроводов, довольно часто нефтегазодобывающей компании проще или выгоднее закупить трубы за рубежом притом, что такие трубы могут выпускаться в России, производители и потребители не всегда знают о взаимных требованиях и возможностях и т.д. Необходимо существование специального органа (возможно на государственном уровне), который помогал бы урегулировать эти проблемы.
Одним из выходов было бы создание межведомственной комиссии по координации деятельности трубных и нефтегазодобывающих предприятий, касающейся повышения качества и закупок трубной продукции. Это предложение уже имеет положительный отзыв в Минэкономики России и в Минтопэнерго России, и в настоящее время проект Положения о данной комиссии согласовывается в этих ведомствах. Создание комиссии позволит более организованно проводить работу по повышению качества отечественной трубной продукции, снижению цен на нее, обосновывать приобретение продукции по импорту и обеспечивать приоритетную загрузку отечественных производителей. Также, что особенно важно, позволит вести сравнительный анализ характеристик зарубежных и отечественных труб, проводить конкурсы по закупке труб и т.д. Возможно, что комиссия с участием заинтересованных ведомств, организаций и предприятий будет ходатайствовать перед Правительством Российской Федерации о разработке нормативных актов по тарифам и пошлинам, о государственной поддержке различных инвестиционных и технических проектов.
2.5 Таблица SWOT
Завершая рассмотрение ЧТПЗ, приведем в синтезированном виде матрицу результатов SWOT-анализа.
Таблица 2.1 Внутренние стороны предприятия
Таблица 2.1
Сильные
Слабые
1
2
q Возможность поддержания более низких цен по сравнению с основными участниками рынка.
q Выгодное территориальное расположение завода относительно основных потенциальных потребителей (большие диаметры труб) и поставщиков листовой стали.
q Наличие квалифицированных инженерных кадров, способных при достаточном финансировании обеспечить существенное повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
q Поддержка субфедеральными и муниципальными органами власти.
q Высокий уровень износа основных фондов (прежде всего их активной части).
q Высокая энерго- и трудоемкость производства продукции, обусловленная моральным и физическим износом применяемого оборудования.
q Недостаточная конкурентоспособность видов металлопродукции высоких переделов по показателям качества в области платежеспособного спроса.
q Дефицит финансовых ресурсов, необходимых для обновления производственных мощностей.
q Слабое развитие системы долгосрочного планирования.
q Необходимость приведения оргструктуры управления предприятий в соответствие с потребностями и перспективами их развития и необходимость повышения качества менеджмента
Таблица 2.2 Внешние стороны
Таблица 2.2
Потенциал
Угрозы
1
2
q Возможность улучшения структуры экспорта, состоящая в увеличении доли продукции высокого передела.
q Вероятность снижения торговых барьеров после признания России страной “с рыночной экономикой” и ее вступления в ВТО.
q Наличие большого количества рудосодержащих шлаков и отвалов, которые могут рассматриваться как сырье для производства принципиально новых металлосодержащих материалов.
q Возможность мобилизации значительных запасов амортизационного лома, являющегося сырьем для производства электростали.
q Возможность эффективной горизонтальной интеграции предприятий металлургического комплекса ЧО между собой и вертикальной интеграции с основными потребителями металлопродукции
q Пятикратное отставание России по уровню металлопотребления на душу населения от развитых стран, характеризующее потенциал роста внутреннего рынка
q Низкий платежеспособный спрос традиционных потребителей металлопродукции на внутреннем рынке.
q Неизбежное обострение конкуренции на внутреннем рынке металлопродукции.
q Высокий уровень конкуренции на мировом рынке металлопродукции, не позволяющий рассчитывать на расширение экспортной экспансии предприятия.
q Крайне низкий уровень развития инфраструктуры рынка металлопродукции.
q Недопустимо высокое влияние теневой экономики на функционирование ЧМ ЧО.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22