· Организация и осуществление учета и отчетности по труду и заработной плате (совместно с ПЭО и главной бухгалтерией), проведение анализа отчетности;
· Осуществление контроля за расходованием ФЗП в цехах, отделах и службах предприятия, принятие мер по устранению выявленных недостатков.
В области организации труда:
· Организация и проведение систематического изучения использования рабочего времени всеми категориями работников предприятия путем проведения хронометражных наблюдений и других методов изучения рабочего времени;
· Выявление и анализ причин потерь рабочего времени, разработка предложений по улучшению использования рабочего времени и осуществление контроля за их внедрением;
· Изучение и подготовка совместно с другими отделами и цехами предложений о наиболее рациональной расстановке рабочей силы и осуществление контроля за их выполнением, подготовка к утверждению штатного расписания предприятия;
· Участие в разработке рациональных режимов работы, графиков сменности работы бригад, участков, цехов, должностных инструкций и осуществление контроля за их выполнением;
· Участие в разработке предложений по улучшению организации рабочих мест, облегчению условий труда и сокращению тяжелых, трудоемких и ручных работ, а также в разработке организационно-технических мероприятий, направленных на повышение производительности труда и снижение трудоемкости продукции;
· Участие совместно с другими подразделениями предприятия в изучении и распространении передового опыта организации труда (формирование бригад, совмещение профессий и т.д.);
· Осуществление контроля за соблюдением на предприятии действующего трудового законодательства и правил внутреннего распорядка, участие в разработке мероприятий по укреплению трудовой дисциплины;
· Подготовка совместно с профсоюзной организацией и соответствующими подразделениями предприятия проектов коллективных договоров и организация проверки их исполнения.
В области нормирования труда:
· Разработка и внедрение норм затрат труда во всех звеньях производства, обеспечение широкого применения технически обоснованных норм выработки и норм обслуживания для рабочих, специалистов и служащих, повышение удельного веса этих норм в общей трудоемкости выпускаемой продукции;
· Осуществление анализа качества применяемых норм и нормативов;
· Руководство работой по пересмотру норм времени и обслуживания и замене их новыми, более прогрессивными;
· Осуществление контроля за правильностью применения утвержденных норм и расценок;
· Осуществление анализа выполнения действующих норм выработки по цехам, участкам профессиям рабочих, изучение причин невыполнения норм выработки отдельными рабочими, разработка предложений по устранению этих причин, контроль за выполнением мероприятий, обеспечивающих выполнение норм;
· Обеспечение подразделений предприятия нормативными материалами по труду;
· Участие в разработке проектов заданий по снижению трудоемкости продукции (совместно с техническими и другими экономическими службами предприятия), контроль за их выполнением.
В области условий и режимов труда и отдыха:
· Подготовка и утверждение в установленном порядке перечня работ и профессий рабочих, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам в связи с тяжелыми и вредными условиями труда;
· Подготовка в соответствии с действующим законодательством списка цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день;
· Осуществление контроля за соблюдение в производствах, цехах, бригадах приказов, постановлений и других материалов по вопросам доплат за условия труда;
· Подготовка предложений по установлению продолжительности дополнительного отпуска работникам предприятия с ненормированным рабочим днем, вредными условиями труда и пр.;
· Участие во время внедрения оптимальных режимов труда и отдыха, рациональной организации труда, в разработке мероприятий, направленных на улучшение условий труда.
Численный и профессиональный состав ОТиЗ:
Главный экономист,
Менеджер по оплате труда,
Экономист по нормированию труда,
Экономист по труду.
2. Организация работ по труду и социально-трудовых отношений на
предприятии
Основные направления работы по труду на предприятии На ОАО «ВИНАП» работа по труду ведется в следующих направлениях:
измерение производительности;
выявление резервов роста производительности труда;
планирование численности, производительности труда, фонда заработной
платы;
анализ трудовых показателей;
охрана труда и техника безопасности;
организация заработной платы;
повышение качества нормирования труда;
планирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации
кадров;
сокращение ручного труда и его механизация;
повышение технической оснащенности труда.
Несомненно, наличие всех вышеназванных направлений работы по труду является непременным условием эффективного функционирования любого предприятия, однако на ОАО «ВИНАП» в качестве наиболее значимых выделяют следующие три направления:
1. Планирование численности, производительности труда и фонда заработной платы (оплаты труда);
2. Организация заработной платы (оплаты труда);
3. Анализ трудовых показателей, а именно общей численности и отдельно численности ППП, производительности труда, общего фонда заработной платы, фонда заработной платы для ППП, доли заработной платы в 1 рубле товарной продукции.
Основные нормативные материалы на ОАО «ВИНАП»: Положение об оплате труда ОАО «ВИНАП» (Приложение 1), Положение по премированию руководителей, специалистов и служащих (Приложение 2) , Положение о премировании рабочих, Положение по охране труда и технике безопасности, различные тарифные сетки, должностные оклады, расценки, штатные расстановки по подразделениям, коллективный договор (содержание и структура КД приведены в Приложении 3). Показатели по труду отражаются в отчетности формы П-4, а формой первичного учета и наблюдения является Карта бригадной фотографии рабочего дня.
На ОАО составляются планы по численности и фонду заработной платы. Пример квартального плана численности заводоуправления представлен в Приложении 4.
3. Численность персонала: состав и структура кадров, планирование.
Анализ динамики изменения общей численности персонала и состава работающих (по категориям персонала), а также структуры персонала за 2002 - 2005гг.
Данные по динамике изменения численности персонала ОАО «ВИНАП» представлены в табл. 1.
Таблица 1. Динамика изменения численности персонала ОАО «ВИНАП» за 2002 - 2005гг.
Категория персонала
Годы
Апрель 2002 г.
Апрель 2003 г.
Апрель 2004 г.
Апрель 2005 г.
Общая численность, чел.
2201
2006
1713
1594
В том числе:
Рабочие
1623
1475
1188
1098
Руководители
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10