Рентабельность работы предприятия определяется прибылью, которую оно получает. Показатели рентабельности отражают, насколько эффективно предприятие использует свои средства в целях получения прибыли.
Представим показатели рентабельности для нашего предприятия в таблице 9.
Таблица 9.
Расчет показателей рентабельности предприятия за 2002 г.
Показатель
Методика
Расчета
Значение показателя
Отклонение
(+ ; -)
За
2001 год
За
2002 год
1. Рентабельность продаж
А. Коэффициент рентабельности по балансовой прибыли
Балансовая прибыль
--------------------------- ´ 100%
выручка + доходы от
от реал. Прочей реал.
И внереализац. Операций
= 1,33
= 2,08
+ 0,75
Б. Рентабельность основной деятельности
Результат от реализ.
--------------------------- ´ 100%
чистая выручка от
реализации
= 1,33
= 2,08
+ 0,75
2. Чистая рентабельность предприятия
Чистая прибыль
--------------------------- ´ 100%
Среднегодовая сто-
Имость имущества
= 41,5
= 33,82
- 7,68
3. Чистая рентабельность собственного капитала
Чистая прибыль
--------------------------- ´ 100%
Среднегодовая
Стоимость СК
= 153,2
= 84,8
- 68,4
4. Период окупаемости собственного капитала
Среднегодовая стоимость СК
------------------------
Чистая прибыль
= 0,65
= 1,17
+ 0,52
5. Общая рентабельность предприятия (рентабельность активов по балансовой прибыли)
Валовая прибыль
--------------------------- ´ 100%
Среднегодовая сто-
Имость имущества
= 84,6
= 53,1
- 31,5
Так как при расчете коэффициента рентабельности по балансовой прибыли мы учитываем в знаменателе не только чистую выручку от реализации продукции (работ, услуг), но и доходы от прочей реализации и внереализационных операций, а этих доходов у данного предприятия нет, то коэффициент рентабельности по балансовой прибыли и коэффициент рентабельности основной деятельности численно равны.
Показатель чистой рентабельности предприятия характеризует экономическую рентабельность всего используемого капитала (собственного и заемного). Чистая рентабельность нашего предприятия снизилась и составила 33,8%. Экономический смысл заключается в том, что на 1 руб. капитала приходится 41 коп. чистой прибыли на начало года, а на конец года стало приходиться 34 коп. чистой прибыли.
Показатели рентабельности продаж очень малы, что говорит о высоких затратах на производство продукции или о занижении суммы прибыли.
Как видно из проделанного анализа, уровень рентабельности по всем показателям снизился по сравнению с 2001 годом на несколько пунктов, кроме показателей рентабельности продаж, величина которых возросла совсем незначительно. Предприятию следует снижать затраты на производство и реализацию своей продукции.
С помощью методов факторного анализа определяется влияние изменений рентабельности продукции за счет факторов изменения цены продукции и ее себестоимости (материальных затрат).
Обозначены рентабельность продукции базисного и отчетного периодов через К0 и К1 соответственно;
Имеем:
;
или
; ,
DК = К1 – К0
где
Р1, Р0 – прибыль от реализации;
N1, N0 – реализация продукции;
S1, S0 – себестоимость продукции;
DК – изменение рентабельности
1. Найдем сначала рентабельность продукции предприятия:
; ,
DК = 0,0208 – 0,013 = + 0,0078.
2. Влияние фактора изменения цены на продукцию определим расчетом (по методу цепных подстановок):
;
3. Соответственно, влияние фактора изменения себестоимости составит:
4. Для нашего предприятия имеем:
К0 = 0,013 или 13 % ;
D Кn = -0,075;
Р0 = 119,88;
N0 = 8983,77;
S0 = 8864
К1 = 0,0208 или 2,08 %;
D Кs = +0,083;
Р1 = 173,32;
N1 = 8348,32
S1 = 8175
Более точный расчет:
или 7,47%
или 8,25%
Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности за период:
D К = D Кn + D Кs
D К = -0,0747 – 0,0825 = +0,0078
Вывод: Изменение величины объема реализации продукции (снижение на 635 тыс. руб.) повлекло за собой изменение рентабельности продукции на 0,0747 пункта или уровень рентабельности снизился на 7,47%. За счет значительного снижения себестоимости продукции на 689 тыс. руб. в отчетном периоде по сравнению с предыдущим произошло увеличение рентабельности на 0,0825 пункта или ее уровень увеличился на 8,25%. За счет влияния обоих факторов рентабельность продукции увеличилась незначительно, на 0,78%.
Оценка эффективности производства.
Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения предприятия, поскольку скорость оборота средств, т.е. скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия.
Рассчитаем некоторые показатели для нашего предприятия (таблица 10).
Таблица 10.
Динамика и расчет показателей оборачиваемости за 2001 и 2002 гг.
Показатель
Методика расчета
Значение показателя
Отклонение
(+;-)
За 2001 год
За 2002 год
1.Коэффициент оборачиваемости активов (коэффициент капиталоотдачи)
Чистый объем
Реализации
Среднегодовая стоимость
Активов
= 63,39
= 25,56
-37,83
2. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала
Чистый объем реализации
Среднегодовая стоимость СК
= 233,7
= 64,1
-169,6
3. Коэффициент оборачиваемости инвестированного капитала
Чистый объем реализации
Среднегодовая стоимость
(СК + ДО)
К-т = 233,7
Так как ДО = 0
К-т = 64,1
Так как ДО = 0
-169,6
4. Коэффициент оборачиваемости текущих активов
Чистый объем реализации
Среднегодовая стоимость
текущих активов
63,39
25,56
-37,83
Вывод: Коэффициент капиталоотдачи снизился по сравнению с прошлым годом, то есть полный цикл производства обращения совершился приблизительно 26 раз в отчетном году, и в связи с этим принес меньшее количество дохода предприятию.
Коэффициент оборачиваемости СК снизился по сравнению с 2001 годом, что означает большую долю участия собственного капитала в реализуемую продукцию, приносящую доход.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23