История бухгалтерского учета и аудита

Однако двойная запись не использовалась, так как учет в на­туральных единицах был более понятен. Успех любой работы невозможен без контроля, средством контроля были доносы. К прямым доносам отношение было положительное, а к аноним­ным — двойственное (внешнее неодобрение, внутреннее поощ­рение). Доносы поощряли специальные люди — фискалы. Они должны были обеспечить соблюдение финансовой дисциплины, их рвение поощрялось и материально, но и ответственность была немалая: если по какой-либо причине фискал не выполнял свои обязанности должным образом (дружба, вражда или взятка), его могли казнить или сослать на галеры с вырыванием ноздрей и конфискацией всего имущества. За более мелкие преступления фискалы наказывались временной ссылкой или штрафом. Следствием подобных мер стало то, что в государственном хо­зяйстве учет был хорошо развит.

Наиболее серьезно с точки зрения теории учет развивался в хозяйствах помещиков. Главными объектами учета были люди, а скот, пашни, инвентарь учитывались по крепостным крестья­нам. Основным методическим приемом служила инвентариза­ция ценностей и людей. Записи заносились в специальные кни­ги или на бирки.

Текущий учет требовал сложной системы книг. Централь­ную книгу — табель — вел староста. В ней учитывалось, сколь­ко времени крестьянин отработал на барщине. Табель был по­именный, открывался на каждую деревню. Следующая книга — домашний журнал, в котором записывали в хронологическом порядке смертность, рождаемость, побеги крепостных и т.д. В полевой тетради описывали состояние полей. В хлебной тет­ради вели запись наличия и движения хлеба. Денежная тетрадь была предусмотрена для учета прихода, расхода и остатка де­нег, домовая тетрадь — для записи долгов. Отдельно заводи­лась тетрадь поборов с мужиков. Наконец, в последнюю тет­радь записывали то, что не вошло в другие книги. Каждая тетрадь представляла собой бухгалтерский регистр. Ежегодно заводи­лись новые тетради, причем не на основе предыдущих записей, а по данным инвентаризации.

Учет в торговле также был основан на натуральных измери­телях и велся по простой (униграфической) системе. Главный принцип оценки товаров — по себестоимости (по фактическим затратам на покупку).

Для проведения реформ, в том числе в области учета, необ­ходимы были грамотные люди. В допетровскую эпоху знания переходили от отца к сыну, от хозяина к приказчику и т.п. Такое учение ценило практику, т.е. умение дела делать, а не слова го­ворить. При Борисе Годунове была сделана попытка отправить учащихся за границу, но они все там и остались. В 1721 г. Петр I пытался создать коммерческую школу, где бы учились вести книги. Учение в петровской школе рассматривалось как служба. У учителей была обязанность научить, у учеников — научится.

Если обязанность не выполнялась, налагались наказания: за от­каз отвечать — штраф, за дерзость — бить батогами, за прогул —сажать на цепь.

Итак, реформы Петра I преследовали две цели: усилить кон­троль за сохранностью собственности и увеличить доходы каз­ны. Но эти цели не были достигнуты ни при Петре I, ни после него. Успешному развитию учета мешали:

-                                              догматизм мышления;

-                                              очень низкий уровень правосознания;

-                                              низкий уровень грамотности;

-                                              низкий уровень математических знаний.


6.4. Развитие учета в конце XVIII — начале XIX в.

 

В истории нашего отечества XVIII век был одним из благополучных. Последователи Петра I стремились улучшить учет, и наи­более действенным средством для этого была признана двойная бухгалтерия. Пер­вым толкователем двойной записи в Рос­сии стал Михаил Дмитриевич Чулков (1740—1792). Он был первым русским ав­тором книги по бухгалтерскому учету «На­ставление необходимо нужное для рос­сийских купцов, а более для молодых людей», которая вышла в свет в 1788 г. Самая же первая книга на русском языке по учету «Ключ коммерции или торговли, то есть наука бухгалтерии, изъявляющая содержание книг и происхождение счетов коммерческих», переведенная с англий­ского языка, была издана в 1783 г. Автор этой книги излагал учет по староитальян­ской форме, т.е. без разделения счетов на синтетические и аналитические. Чулков в своей книге описывал французскую форму счетоводства.

Спустя 20 лет, в 1804 г., вышла в свет третья книга по бухгалтерскому учету на русском языке, которая также имела эпохальное значение для русской бухгалтерии. Это книга Ивана Серикова «Совершенный счетовод или краткое и ясное руко­водство по бухгалтерии вообще с присовокуплением практичес­ких торговых примеров», где он изложил немецкую форму счетоводства. Освоение европейской учетной мысли не вытес­нило русскую традицию в бухгалтерском учете, а органично вписалось в нее.

Система учета в торговле была основана на двойной бухгал­терии и регламентировалась Банкротским Уставом (1800), а бо­лее детально — Законом о порядке ведения купцами торговых книг (1834). Законом предписывались порядок и форма учета в торговле в зависимости от вида предприятия — оптовое, роз­ничное или мелочное. Все предприятия должны были вести три книги: товарную (аналитический учет товаров), кассовую (сплошная регистрация всех выплат и поступлений) и расчет­ную (перечень лиц, с которыми предприятие ведет расчеты). В розничной и оптовой торговле, кроме этого, нужно было вес­ти документальную книгу (перечень векселей, акций, заемных писем, договоров и т.д.). В мелочной и розничной торговле пре­дусматривалось ведение простой, а в оптовой — двойной бух­галтерии. Поэтому оптовым предприятиям нужно было вести журнал хронологической регистрации, книгу копий всей исхо­дящей корреспонденции, книгу исходящих счетов и Главную книгу (гроссбух) для систематической регистрации.

Кроме того, Законом от 1834 г. устанавливались форма и вид бланков, т.е. была сделана попытка унификации бухгалтерских документов, но несмотря на это, все купеческие книги велись довольно небрежно.

Первое в мире коммерческое училище было открыто в 1772 г. в Москве на деньги уральского промышленника П. Демидова. Через несколько лет училище перевели в Санкт-Петербург, где оно просуществовало до революции. Обучение мальчиков и де­вочек было совместным. Они изучали три иностранных языка, коммерческую корреспонденцию на русском и иностранных языках. Центральное место отводилось изучению бухгалтер­ского учета, на этом настаивала сама Екатерина II. В 1804 г. на средства московского купечества открылось второе училище в Москве. В этом же году К.И. Арнольд организовал в Москве еще одно коммерческое училище, которое потом было переиме­новано в Московскую практическую академию. Она находилась в ведении Московского общества любителей коммерческих наук и относилась к средним учебным заведениям. В 1805 г. в Одессе открылось еще одно училище, на базе которого потом был со­здан Новороссийский университет.

В связи с образованием училищ все бухгалтеры разделились на две группы: теоретики и практики. Изучать бухгалтерский учет стремились и юноши, желающие разбогатеть, и дворяне, боящиеся разорения. Почва для развития русской научной школы была создана в первой половине XIX в. К.И. Арнольдом, И. Ахматовым и Э.А. Муаровым.

Карл Иванович Арнольд приехал из Германии и был в Рос­сии первым преподавателем бухгалтерского учета. Цель бухгал­терии он видел в том, чтобы вскрыть причины изменений в со­ставе имущества, предметом бухгалтерии называл кругооборот капитала (хозяйственных средств); разработал оригинальную систему учета товаров; для исчисления себестоимости предла­гал вести калькуляционную книгу. Согласно данным калькуля­ционной книги в себестоимость товаров включается естествен­ная убыль в пути, транспортные расходы и пошлины. Для объяснения двойной записи К.И. Арнольд привлекал математи­ческий аппарат, так как отстаивал взгляды немецкой школы. Особый вклад он внес в формирование русской бухгалтерской терминологии: дал понятие учетного регистра, ввел термин «ре­капитуляция» как понятие группировки учетных данных, глаго­лы «сторнировать», «дебетовать» и др. Арнольд первым высту­пил с учением о ревизии и методах ее проведения. Наконец, он первым привел в своей работе исторические сведения по бух­галтерскому учету и положил начало изучению истории данной науки.

Иван Ахматов, служащий петербургской торговой фирмы, полагал, что бухгалтерский учет должен рассматриваться как часть политэкономии. Предметом учета он объявил не само хо­зяйство, а его изображение на счетах, не хозяйственные про­цессы, а методы учетного изображения информации об этих процессах. Таким образом, уже в начале XIX в. наметилось два направления в трактовке учета: предметное (имущество, кругооборот капитала, прибыль) и методологическое (строение сче­тов). И. Ахматов описал использование двойной бухгалтерии не только для торговли, но и для промышленного производства. В центре его внимания была хронологическая запись, т.е. памят­ная книга, записи в которой ведутся с указанием обязательных реквизитов.

Эраст Алексеевич Мудров — учитель математики и физики в Оленецкой гимназии г. Петрозаводска. Предметом учета он считал всякий труд, имеющий целью прибыль. Мудров указы­вал два основных варианта организации промышленного учета:

-    выделение производственного учета и калькуляции в особый цикл, не связанный с общим учетом;

-    включение производственного учета в единый учетный цикл.

Э.А. Мудров рекомендовал выделять специальный счет для учета наиболее секретных операций; при оценке товаров исхо­дил из себестоимости в отличие от Арнольда. Мудров настаивал на том, что природа двойной записи вытекает из хозяйственных оборотов; отдавал предпочтение систематической записи, по­скольку хронологическая, по его мнению, нужна только как за­поминающее устройство.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать