История бухгалтерского учета и аудита

В дальнейшем по мере накопления опыта государственно-об­щественного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, создания широко признаваемых и проявивших себя в достаточ­ной степени профессиональных общественных объединений, а также с учетом международного опыта целесообразно будет рассмотреть вопрос об изменении организационной формы уча­стия профессионального сообщества в процессе принятия стан­дартов, в частности наделении соответствующими функциями негосударственного органа.

Как показывает отечественная и мировая практика, важней­шим элементом обеспечения качества бухгалтерской отчетно­сти является действенный контроль качества.

Основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочи­ями. В этом отношении институт аудита становится одним из главных инструментов развития бухгалтерского учета и отчет­ности. Предпосылками действенности аудита бухгалтерской отчетности являются:

—  качественные стандарты аудиторской деятельности, соответствующие международным стандартам аудита;

—  четкие правила независимости аудиторских организаций и аудиторов;

— непреложное следование аудиторских организаций и аудиторов Кодексу профессиональной этики;

— единые квалификационные требования к аудиторам, независимо от того, в какой отрасли или сфере экономики они ведут деятельность;

—  высокий квалификационный уровень (в том числе в области МСФО) аудиторов, обеспечиваемый системой аттестации и повышения квалификации, включая квалификационный экзамен;

—  контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов со стороны прежде всего профессиональных общественных объединений;

  — эффективная система государственно-общественного надзора за аудиторскими организациями и аудиторами.

Наряду с аудитом система контроля качества бухгалтерской отчетности предполагает соответствующую надзорную деятель­ность уполномоченных государственных органов (Федеральной службы по финансовым рынкам, Центрального банка Россий­ской Федерации, Федеральной службы страхового надзора и др.). Их основной задачей является обеспечение гарантирован­ного доступа к качественной бухгалтерской отчетности за­интересованным пользователям. С этой целью государственные органы должны контролировать, насколько хозяйствующие субъекты своевременно и полно раскрывают бухгалтерскую отчетность, а также в какой степени информация в публичной бухгалтерской отчетности соответствует принятым стандартам.

Система контроля качества бухгалтерской отчетности долж­на также включать в себя комплекс мер финансовой, админис­тративной и уголовной ответственности хозяйствующих субъек­тов и их руководителей.

Немалое значение для качества бухгалтерской отчетности имеет система корпоративного управления (поведения) хозяй­ствующих субъектов, соответствующая передовому мировому опыту в этой области.

Развитие бухгалтерского учета и отчетности невозможно без совершенствования бухгалтерского образования. С одной сто­роны, задача заключается в подготовке достаточного количества квалифицированных бухгалтеров и аудиторов, понимающих концепции и конкретные правила формирования информации в бухгалтерском учете и отчетности, владеющих современными навыками ведения бухгалтерского учета, подготовки и аудита бухгалтерской отчетности. С другой стороны, качественная си­стема бухгалтерского учета и отчетности предполагает наличие достаточного числа пользователей, нуждающихся в информа­ции, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, име­ющих потребность и навыки ее использования при принятии экономических решений, в частности при выборе направлений инвестирования капитала и анализе рисков, связанных с этим. Наличие заинтересованных пользователей является одной из важнейших предпосылок развития бухгалтерского учета и от­четности.

При определении содержания процесса подготовки и повы­шения квалификации кадров в рассматриваемой области осо­бое внимание должно быть обращено:

—  на глубокое освоение лежащих в основе МСФО концепций — полезности и существенности информации, приоритета экономического содержания перед юридической формой, сохранения капитала, ценности денег и др.;

—  на формирование навыков активного использования информации, накапливаемой в бухгалтерском учете, для управления хозяйствующим субъектом и осуществления эффективного корпоративного управления;

—  на выработку навыков применения таких способов обработки информации, как дисконтирование, вероятностные расчеты, математическая статистика;

—  на формирование нового подхода к применению стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета и отчетности. Такой подход заключается в самостоятельной постановке бухгалтерского учета и отчетности путем реализации принципов и требований, устанавливаемых стандартами и иными нормативными правовыми актами;

—  на выработку навыков профессионального суждения при квалификации, стоимостном измерении, классификации и оценке значимости (существенности) фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета, отчетности и аудита;

—  на обучение использованию финансовых показателей, сформированных по МСФО, в системе национальных счетов;

—  на формирование глубокого понимания норм профессиональной этики.

Основными направлениями совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров в рассматрива­емой области являются:

—  переориентация учебных программ средних и высших учебных заведений, а также программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов на углубленное изучение МСФО и формирование навыков применения МСФО на практике;

—  мониторинг качества учебных программ средних и высших учебных заведений, а также программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов;

—  разработка программ обучения руководителей и другого управленческого персонала хозяйствующих субъектов основам бухгалтерского учета и экономического анализа бухгалтерской отчетности, в том числе консолидированной финансовой отчетности;

—  обеспечение соответствия учебных программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов соответствующим международным программам (с учетом законодательства и традиций бухгалтерского образования в Российской Федерации);

—  разработка российских стандартов образования и аттестации профессиональных бухгалтеров и аудиторов на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров;

—  обновление и разработка нового учебно-методического обеспечения образовательного процесса для различных категорий обучающихся бухгалтерскому учету и отчетности.

Концепция должна реализовываться по специальным пла­нам, охватывающим все выделенные направления раз­вития бухгалтерского учета и отчетности. В период 2004—2010 гг. предполагаются следующие этапы реализации Концепции:

2004—2007 гг. — обязательный перевод на МСФО консоли­дированной финансовой отчетности общественно значимых хо­зяйствующих субъектов, кроме тех, чьи ценные бумаги обраща­ются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стан­дартам. Утверждение основного комплекта российских стандар­тов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО. Совершенствование принципов и требований к организации учетного процесса, а также базовых правил бухгалтерского уче­та, обеспечивающих формирование информации для составле­ния индивидуальной и консолидированной финансовой отчет­ности. Создание специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО. Сближение правил налогового учета с пра­вилами бухгалтерского учета. Активизация участия профессио­нальных общественных объединений в развитии и регули­ровании бухгалтерской и аудиторской профессии. Усиление контроля обеспечения общественно значимыми хозяйствующими субъектами публичности консолидированной финансовой от­четности. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе пользователей бухгалтерской отчетности. Развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;

2008—2010 гг. — обязательный перевод на МСФО консоли­дированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, в том числе общественно значимых, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и кото­рые составляют такую отчетность по иным международно при­знаваемым стандартам. Оценка возможности составления оп­ределенным крутом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов). Укрепление и расширение сферы дея­тельности специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности, дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской 1и аудиторской профессии. Развитие системы контроля обеспе­чения хозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетности. Расширение сферы контроля на качество бухгалтер­ской отчетности, в том числе подготовленной по МСФО.


7.4. Деятельность Института профессиональных бухгалтеров России (ИПБ) России.


В апреле 1997 г. в Российской Федерации  (г. Москва) было создано некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров России», учредителями которого стали ведущие высшие учебные, научные и общественные организации. Ак­тивное участие в создании и деятельности ИПБ России принимает Минфин России.

Институт объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудито­ров — руководителей и ведущих специа­листов бухгалтерских служб организаций, аудиторских и консалтинговых служб, профессорско-преподавательский состав в области бухгалтерского учета, экономи­ческого анализа и аудита различных учеб­ных заведений, специалистов финансово­го менеджмента. Первым президентом ИПБ России был избран Я.В. Соколов.

Основными целями ИПБ России явля­ются:

—  объединение профессиональных бухгалтеров и аудиторов в единую профессиональную организацию;

—  повышение статуса и престижа профессии, формирование положительного общественного мнения о добросовестно работающих бухгалтерах и аудиторах;

—      разработка методологии бухгалтерского учета и аудита, внедрение в практику новых норм и методов организации учета, отвечающих требованиям Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО;

—  представление интересов бухгалтеров и аудиторов в законодательных и исполнительных органах власти;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать