История бухгалтерского учета и аудита

В значительной мере ослабление независимого аудиторского контроля было обусловлено политикой Министерства финансов Японии, которое практически полностью подчинило себе JICPA. Многие члены руководства последнего – бывшие ответственные работники Министерства финансов, которые активно влияют на деятельность формально независимых японских аудиторов. В результате оказалось, что положительные заключения для компаний, которые обанкротились, аудиторы давали под значительным давлением со стороны Министерства финансов. Именно этим и объясняется факт, что аудиторы, давшие положительные заключения потенциальным банкротам, не понесли никакого наказания. Иначе быть и не могло – Министерство финансов Японии было не готово публично высечь само себя.

Причины экономического кризиса, разразившегося в Японии не исчерпываются, конечно, проблемами учета и аудита, но этот фактор следует все же считать одним из основных. Неадекватность системы независимого аудита и внутреннего контроля в японских корпорациях уровню экономического развития, а также требованиям рынка, значительно усугубила кризис, который можно было бы если не предотвратить, то хотя бы смягчить.

Несмотря на то, что после 1999 года в Японии были приняты некоторые меры по повышению качества аудита, провдимого CPAs, такие как введение обязательного постоянного обучения аудиторов и проверок работы аудиторских фирм со стороны JICPA, многие высказывают сомнение в том, что ситуация будет коренным обзазом изменена в лучшую сторону [10, с. 50]. К сожалению, влияние Министерства финансов Японии на аудит остается слишком большим, что вредит независимости аудиторов и аудиторских фирм. Кроме того, специфика японской корпоративной культуры и менеджмента делают довольно проблематичным введение полноценного внутреннего аудита, например, в таком виде, в каком он существует в США.

Следует признать, что попытки утвердить в Японии западные модели бухгалтерского учета и аудита удались далеко не полностью. Так и не удалось создать независимые профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов (кроме JICPA, фактически подконтрольного Министерству финансов), которые могли бы служить гарантами прогресса и усовершенствования практики учета и аудита. Внутренний аудит в японских корпорациях не прижился, что значительно снижает эффективность корпоративного контроля. Мы видим, что подобные несоответствия могут быть, мягко говоря, весьма неприятными. Опыт Японии является наглядным и поучительным уроком, который должен заставить призадуматься и нас. Лучше не наступать на те грабли, на которые наступил твой сосед …

Литература:

1.                 Shimme, S. Introduction to double-entry bookkeeping in Japan // The Accounting Review. – 1937. – Vol. 12, No. 3. – P. 290-295.

2.                 Someya, K. Japanese Accounting. – New York, NY: Oxford University Press, 1996.

3.                 Cooke, T.E. and Kikuya, M. Financial Reporting in Japan: Regulation, Practice and Environment. – Oxford, UK: Blackwell Publishing, 1992.

4.                 Murase, G. The present status of the public accounting profession in Japan // The Accounting Review. – 1962. – Vol. 37, No. 1. – P. 88-91.

5.                 Hara, I. Evolution of the System for Professional Accountants in Japan (in Japanese). – Tokyo: Hakuto Shobo, 1989.

6.                 Sakagami, M., Yoshimi, H., and Okano, H. Japanese accounting profession in transition // Accounting, Auditing & Accountability Journal. – 1999. – Vol. 12, No. 3. – P. 340-357.

7.                 Fujita, Y. The evolution of financial reporting in Japan // The International Journal of Accounting, Education and Research. – 1966. – Vol. 2, No. 1. – P. 49-75.

8.                 McKinnon, J.L. Cultural constraints on audit independence in Japan // The International Journal of Accounting. – 1984, Fall. – P. 17-43.

9.                 Hall, M.J.B. Financial Reform in Japan: Causes and Consequences. – Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing, 1998.

10.            Gordon, W.D. A Critical Evaluation of Japanese Accounting Changes Since 1997. A dissertation submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of MA in Advanced Japanese Studies. – Sheffield, UK: University of Sheffield, School of East Asian Studies, 1999.

Приложение А
История бухгалтерского учета и аудита в Японии *

1890

Принят Коммерческий кодекс Японии

1948

Приняты Закон про ценные бумаги и фондовый рынок и Закон про дипломированных общественных бухгалтеров (CPA)

1949

Опубликованы стандарты финансового учета для коммерческих предприятий.

Создан японский Институт димломированных общественных бухгалтеров (JICPA) как саморегулирующаяся асоциация

1950

Опубликована Инструкция про терминологию, формы и методы подготовки финансовых отчетов.

Впервые опубликованы стандарты аудита и связанные с ними правила

1951

Аудит, проводимый дипломированными общественными бухгалтерами, стал обязательным в соответствии с Законом про ценные бумаги и фондовый рынок

1966

JICPA реорганизован в соответствии с новыми положениями Закона про дипломированных общественных бухгалтеров, согласно которым все CPA должны быть членами JICPA

1967

Создана первая аудиторская компания в соответствии с пересмотренным Законом про дипломированных общественных бухгалтеров

1971

Опубликованы стандарты бухгалтерского учета для частных школ

1973

JICPA стал одним из членов-основателей Международного комитета по стандартам бухгалтерского учета (IASC)

1974

Аудит, проводимый дипломированными общественными бухгалтерами, стал обязательным в соответствии с Коммерческим кодексом Японии

1975

Опубликованы стандарты, связанные с составлением консолидированной финансовой отчетности

Стал обязательным аудит банков и страховых компаний

1977

Началось проведение независимого аудита промежуточных и консолидированных финансовых отчетов

JICPA стал одним из членов совета основателей Международной федерации бухгалтеров (IFAC)

1979

Опубликованы стандарты бухгалтерского учета операций в иностранной валюте

1987

В Токио состоялся 13-й Всемирный конгресс бухгалтеров

1988

Существенно пересмотренны требования к раскрытию информации про сегменты деятельности в финансовых отчетах.

Исправлены требования к раскрытию операций со связанными сторонами и представлению информации про рыночную стоимость ценных бумаг, представленных на фондовом рынке

1991

Существенно пересмотрены стандарты аудита и связанные с ними правила

1992

Внесены изменения в Закон про димломированных общественных бухгалтеров, связанные с проведением экзаменами для CPA и другими проблемами

1993

Внесены изменения в Коммерческий кодекс с целью расширения прав акционеров и полномочий штатных аудиторов, а также улучшения процедур, связанных с возникающими долговыми обязательствами

1995

Изменены стандарты бухгалтерского учета операций в иностранной валюте.

Появился Закон про улучшение и расширение сферы контроля и менеджмента в финансовых учреждениях

1998

Отмечена пятидесятая годовщина с начала деятельности CPA в Японии

1999

Опубликованы стандарты бухгалтерского учета финансовых инструментов.

Внесены изменения в Коммерческий кодекс с целью создания новой фондовой биржи и трансфертной системы.

Исправлены стандарты бухгалтерского учета операций в иностранной валюте

* Источник: The Japanese Institute of Certified Public Accountants (2000).

Приложение Б
Сфера обязательного аудита в Японии *

Виды аудита и законодательные акты

Объекты аудита

Обязательный аудит

Коммерческий кодекс и связанные с ним законы

·                     компании (kabushiki kaisha) с неоплаченными обычными акциями на сумму 500 млн. иен и более, или общей суммой долговых обязательств 20 млн. иен и более;

·                     взаимные страховые компании, кредитные банки (shinyo kinko), кредитные кооперативы (shinyo kumiai), трудовые банки (rodo kinko), определенные соответствующими законами


Закон про ценные бумаги и фондовый рынок


·                     комнании, внесенные в список на фондовой бирже;

·                     компании, зарегистрированные Японской ассоциацией дилеров ценных бумаг;

·                     компании, предложившие для свободного обращения ценных бумаг на сумму 500 млн. иен и более;

·                     компании, начитывающие по крайней мере 500 акционеров


Другие случаи обязательного аудита


·                     частные школы, получающие субсидии от государства или местных органов власти;

·                     профсоюзы;

·                     отчеты о субсидиях, предоставляемые политическими партиями в соответствии с Законом про помощь политическим партиям;

·                     местные органы власти


Необязательный аудит

(не предусмотренный законом)

·                     компании, в которые инвестировали средства малые и средние инвестиционные и консультационные фирмы;

·                     религиозные и некоммерческие организации, потребительские кооперативы и организации здравоохранения;

·                     аудит в случаях слияния компаний, передачи или приобретения бизнеса;

·                     аудит в других случаях, не указанных выше


Международный аудит

·                     японские компании, числящиеся в биржевых списках других стран;

·                     иностранные компании, осуществляющие операции в Японии


* Источник: The Japanese Institute of Certified Public Accountants (2000).


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать