Общая экономическая теория

Ввиду неравновесности и необратимости эволюционных процессов наиболее перспективным формальным аппаратом их описания представляется теория самоорганизации нелинейных систем. В рамках этой теории уже построены содержательные модели эволюции видов (филогенез) и развития организмов (онтогенез). П. Аллен и Дж. Сильвер-берг впервые привлекли внимание к конструктивности подобного подхода при моделировании эволюционных процессов в экономике.

Способностью к самоорганизации обладают только открытые неравновесные нелинейные системы, где возможны процессы самоускорения (то есть автокатализа) посредством петель положительной обратной связи. Экономические системы, так же как и биологические, действительно являют собой пример самоорганизующихся систем. Во-первых, любая экономическая система есть система потокового типа, связанная с внешней средой (природной, политической, культурной) потоками энергии, материи и информации. Для такой системы невозможно достижение состояния равновесия, аналогичного "тепловой смерти": даже в стационарном состоянии сохраняются ненулевые потоки, проходящие через систему. Во-вторых, в любой технико-экономической парадигме элемент самовоспроизводимости изначально заложен в виде производства средств производства.

Теория самоорганизации неравновесных систем естественным образом описывает такие явления, как временная иерархия процессов, усложнение и увеличение числа стационарных состояний и возможность увеличения объема информации, накопленной в системе.

Эффект конкуренции - важное свойство самоорганизующихся систем. Фактически любая упорядоченная структура есть следствие конкуренции между неустойчивыми видами: "выживающий" вид подавляет остальные и навязывает соответствующую структуру системе. В биологических системах естественный отбор наилучших свойств системы (популяции) происходит в процессе конкуренции объектов (особей), являющихся носителями этих свойств. Единицей отбора служит популяция вида. Конкурентное взаимодействие может быть обусловлено двумя причинами: конкуренцией за общий ограниченный ресурс и антагонистической конкуренцией. Теоретическое исследование задачи о конкуренции двух и более видов, впервые сформулированной в работах А. Лотки и В. Вольтерра, позволило вывести фундаментальную теорему экологии о том, что число соответствующих видов не может превышать число независимых ресурсов. Из нескольких видов, первоначально обитающих в одной экологической нише (то есть потребляющих один и тот же ресурс), по истечении достаточного времени остается только один вид, потребляющий данный ресурс наиболее эффективно. Сосуществование возможно лишь тогда, когда виды относятся к разным нишам.

В научно-техническом прогрессе единицей отбора служит технология. Технология - это, в сущности, человеческое представление об использовании ресурса. К ресурсу в обобщенном понимании можно относить сырье, труд, капитал и другие факторы производства, а также соответствующий потребительский рынок - словом, все то, за что в принципе могут конкурировать альтернативные инновационные типы производства. Вокруг каждой из технологий формируется специфическая институциональная инфраструктура. Группа экономических агентов, объединенная конкретной технологией, обладает единым генотипом. Аналогом оформившегося биологического вида является установившаяся в результате окончательного отбора доминирующая технология - новая технико-экономическая парадигма.

Чтобы получить целостную картину экономической эволюции, необходимо, так же как и в биологии, выделить две основные эволюционные стадии развития: дивергентную и конвергентную. Каждая из стадий самоорганизации подготавливает условия для другой. И на той и на другой стадии вследствие эвристической природы инновационной деятельности постоянно возникают различные вариации доминирующей технико-экономической парадигмы и происходит последующий конкурентный отбор одной технологии из нескольких альтернативных. Главное отличие эволюционных стадий друг от друга состоит в следующем. На дивергентной стадии появляется технология, способная к освоению качественно иного ресурса. Обычно такие технологические вариации не дают селективных преимуществ в контексте сложившихся условий существования экономической системы. Они могут успешно участвовать в отборе именно тогда, когда вследствие изменения условий существования прежний тип технологии становится функционально неадекватным. Причиной, как правило, служит истощение привычных источников обобщенного ресурса. При этом результатом отбора является утверждение новой технико-экономической парадигмы, что и составляет сущность дивергентной стадии экономического развития на любом уровне - начиная от подотрасли и кончая мировым хозяйством в целом.

На конвергентной стадии возникающие вновь технологии используют один и тот же обобщенный ресурс. Отбор приводит к количественному улучшению эффективности уже утвердившихся типов технологий или форм хозяйствования в рамках господствующей парадигмы. Происходит совершенствование - адаптация парадигмы к данным экономическим условиям существования.

 Проблемы, возникающие в связи с недоиспользованием понятия информации в экономике, будоражили умы исследователей постоянно. Общая трактовка этой проблемы сводилась к описанию действий агентов в рамках совершенной информации. И если в целом наблюдения и ожидания относительно воздействия информации сообразовывались с теорией, то можно было считать, что в этой области дальнейшие исследования не нужны. Но выяснилось, что такая трактовка не отвечала экономическим реалиям, вследствие этого и стали возникать различного рода теории относительно несовершенства информации и теории ограниченности рациональности.

Исследования же относительно проблемы совершенства информации поставили всю экономическую теорию в тупик. Оказалось, что информация имеет значение и при этом значение намного более весомое, чем предполагалось.

В результате в экономической теории возникло новое направление – экономическая теория информации. Направление - это  оказалось многосторонним и многообещающим, в результате направление разделилось на множество школ  и теорий. Так появилась экономика знаний, сама экономическая теория информации, теории принципала и агента и т.д.

Джордж Стиглер был одним из основателей всего направления. В своей пионерской работе «Экономическая теория информации» (“The Economics of Information”), он ясно задал ориентацию направления на исследования в области  зависимости цен и принятия решений от информации, появляющейся в моделях через математические ограничения.

Целью работы «Экономическая теория информации», по словам самого Стиглера, являлся систематический анализ проблемы установления рыночных цен. И посредством этого выявления важности роли информации в экономике.

В своем анализе Стиглер опирается на такие неявные предположения и модели как: гомогенность и гетерогенность товара, влияние рекламы как механизм создания узнаваемости товара покупателем. Так же Стиглер использует понятие уникального товара и вообще Стиглер использует всю терминологию сложившуюся относительно рынков и товаров. Тогда как в принципе  само введение понятия информации позволяет заново осмыслить гетерогенность и гомогенность товаров, границы рынка и многое другое, а не только расписать  зависимость цен от довольно абстрактных математических моделей информации.

Стиглер начинает свою статью с изложения «природы поиска». При этом поиск понимается им как явление обнаружения наиболее подходящей цены на рынке. При этом рынок понимается не совершено конкурентным, а лишь как область, место, регион,  где покупатели могут найти продавцов. (Данный вывод можно сделать исходя из того, что Стиглер пишет о рынке не полностью централизованном). При этом Стиглер, как типичный приверженец математического аппарата в экономической теории, начинает рассмотрение зависимости цен от информации через дисперсию этих цен на рынке. При этом про дисперсия понимается как взвешенная степень безразличия на рынке по отношению к цене товара. Именно через это безразличие Стиглер и проводит влияние информации на цены. Обосновывая это тем, что такое безразличие вызвано не просто безразличием покупателей к цене (что было бы не логично, с точки зрения рациональности), но возникает вследствие невозможности подсчета, является ли определенная цена лучшей на рынке или не является. Проблема подсчета напрямую связана  с информацией. Во-первых,  покупатель не знает всех возможных предложений продавцов на рынке, а во-вторых, для того чтобы узнать о их предложениях он вынужден нести определенные издержки. За счет этого и задается то, что покупателю оказывается зачастую выгоднее согласится на определенную цену (например, первую предложенную) или нет.

Стиглер оформляет эту идею в привычную ему математическую форму в виде: распределение минимальной цены (для покупателя), в случае осуществления им n попыток поиска, будет отражено как n(1-p)n-1; средняя минимальная цена  равна 1/(n+1)  и дисперсия средней минимальной цены равна n/(n+1)2*(n+2). Покупатель в этой модели ожидает увеличение своей  сбережений (то есть увеличения суммы остающийся после покупки товара) на сумму q*|∂Pmin/∂n|. Издержки поиска в модели задаются пропорционально числу продавцов на рынке информацию о предложениях, которых удалось получить. Издержки поиска отличаются для разных потребителей. Решение же относительно покупки принимается покупателем в тот момент, когда ожидаемая предельная полезность от поиска (выражаемая относительно увеличения сбережений)  будет равна издержкам поиска.

Стиглер указывает, что эффективность личного поиска уникального товара очень мала, поскольку сложно найти именно определенного продавца, обладающего уникальным товаром. Издержки поиска настолько велики, что они вызывают локализацию рынка. Рекламу же Стиглер понимает как современный метод идентификации продавцов и покупателей. В этом плане Стиглер указывает, что не только покупатели, но и продавцы при определенных условиях занимаются поиском покупателей, но это не меняет, по мнению, Стиглера сути проблемы. В качестве детерминант поиска в статье выделены следующие моменты:

1) Чем больше доля покупательских расходов на товар, тем больше сбережения от поиска и следовательно тем больший масштаб поиска осуществляется.

2)Чем больше доля  опытных покупателей на рынке, тем больше эффективный масштаб поиска.

3)Чем больше доля опытных покупателей, тем выше корреляция между желаемыми ценами покупателей и продавцов. И, следовательно, тем больше масштаб совершенного поиска.

4)Издержки поиска тем выше, чем больше географический масштаб  рынка.

Разбору модели рекламы Стиглер посвящает значительную часть своей статьи. В целом суть модели сводится также простой максимизации прибыли для продавца посредством использования рекламы как механизма создания идентификации на рынке.

В целом автор Стиглер делает вывод о применимости моделей с использованием поиска информации. При этом, понимая под поиском информации, не только установление идентификации продавцов и покупателей, но понимая данный процесс намного более широко. (Так он указывает на аспекты  поиска информации в таких сферах как инвестирование, поиск желаемой заработной платы и места работы). Таким образом, Стиглер своей статьей заложил основания целого направления исследований в экономической теории, которое остается во многом актуально и по настоящее время.




Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать