Общая экономическая теория

Под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем. К важнейшими видами человеческих инвестиций относят образование, подготовку на производстве, миграцию, информационный поиск, рождение и воспитание детей.

Аналогию между человеческим и "обычным" капиталом нельзя считать полной. Во-первых, в современном обществе человек -- в отличие от станка или пакета акций -- не может быть предметом купли-продажи (такое возможно лишь в рабовладельческой экономике). Как следствие, на рынке устанавливаются только цены за "аренду" человеческого капитала (в виде ставок заработной платы), тогда как цены на его активы отсутствуют. Это серьезно усложняет анализ. Во-вторых, человеческий капитал способен повышать эффективность деятельности как в рыночном, так и внерыночном секторе и доход от него может принимать как денежную, так и неденежную форму. В результате потребительские аспекты вложений в человека оказываются не менее важны, чем производственные. Тем не менее в главном человеческий капитал подобен физическому: он представляет собой благо длительного пользования; требует расходов по ремонту и содержанию; может устаревать еще до того, как произойдет его физический износ.

Центральное место в теории человеческого капитала принадлежит понятию внутренних норм отдачи. Они строятся по аналогии с нормами прибыли на капитал и позволяют оценивать эффективность человеческих инвестиций, прежде всего -- в образование и производственную подготовку. Теоретики человеческого капитала исходят из представления, что при вложении средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Подобно "обычным" предпринимателям, они сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским депозитам, дивидендами по ценным бумагам и т. д.). В зависимости от того, что экономически целесоообразнее, принимается решение либо о продолжении учебы, либо о ее прекращении. Нормы отдачи выступают, следовательно, как регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недоинвестировании, низкие - о переинвестировании. Различают частные и социальные нормы отдачи. Первые измеряют эффективность вложений с точки зрения отдельных инвесторов, вторые - с точки зрения всего общества.

Продуктивность отдельного работника не является раз и навсегда заданной величиной - она может изменяться во времени и в зависимости от многих внешних обстоятельств. Главная предпосылка теории эффективной заработной платы состоит в том, что высокий уровень оплаты труда повышает производительность работников.


Этот феномен объясняют по-разному. В слаборазвитых странах крупные фирмы намеренно выплачивают более высокую (по сравнению со среднерыночной) зарплату своим работникам. Высокооплачиваемые рабочие лучше питаются и поэтому работают более производительно. Между тем, в развитых странах равновесный уровень зарплаты вполне обеспечивает полноценное питание. Однако и здесь наблюдается позитивная корреляция между зарплатой и продуктивностью. Объяснений этому несколько.

Во-первых, более высокий уровень оплаты труда снижает текучесть рабочей силы, значит, наниматель сокращает расходы на найм и обучение персонала, что. при прочих равных условиях, ведет к росту продуктивности. Во - вторых, установив высокую зарплату, фирма может себе позволить избирательность при найме персонала - это называется «стратегией снятия сливок». Привлекая множество кандидатов, наниматель выбирает лучших из лучших, наиболее квалифицированных и опытных работников, поэтому их продуктивность, естественно, будет выше среднего уровня. Кроме того, и в этом случае возникает экономия на обучении вновь поступивших на работу. И, наконец, утверждается, что высокая зарплата просто делает работников более старательными. Они трудятся интенсивнее, так как боятся быть уволенными и потерять высокий заработок (ведь в другом месте им предложат зарплату ниже - соответствующую равновесному уровню оплаты труда).

Эффективная зарплата устанавливается фирмой в той точке, где эластичность выпуска по зарплате равна единице. Заметим, что нанимателя при этом совершенно не интересует, насколько оплата труда его работников выше, чем в других фирмах (единственное, о чем он должен беспокоиться, это чтобы уровень эффективной зарплаты не оказался ниже равновесного - иначе фирма не сможет привлечь работников). И если оказывается, что многие фирмы в отрасли платят эффективную заработную плату, то количество желающих трудиться в данной сфере возрастает. Между тем, эти фирмы вовсе не собираются нанимать дополнительных работников - с помощью высокой зарплаты они добились роста продуктивности от тех, кто уже трудится. Таким образом, политика эффективной заработной платы, проводимая многими крупными фирмами в современной экономике, становится, по мнению экономистов, еще одной причиной растущей безработицы.

Заработная плата, или ставка заработной платы, - это цена, выплачиваемая за использование труда. Ставка заработной платы есть цена, выплачиваемая за использование единицы услуг труда. Это также помогает четко разграничить "заработную плату" и "общие заработки"( последние зависят от ставки заработной платы и предложенного на рынке количества часов или недель услуг труда).

Информация как ресурс, ее отличия от других ресурсов. Информационная асимметрия.

Все товары при производстве наряду с традиционными ресурсами (минералы, полуфабрикаты, продукты питания) будут требовать информацию. Количество требуемой информации для изготовления единицы продукции зависит от типа товара и его технологического уровня. Некоторые товары, такие как минералы и простейшие продукты питания не нуждаются в информационных ресурсах. Кроме того, для производства всех товаров начального технологического уровня также не нужна информация, ибо это приведет к "замкнутому кругу", в который невозможно будет попасть из "каменного века".

Особенностью информации является то, что она постоянна и легко распространяема. То есть, произведя информацию, можно неоднократно ее продать/перепродать. Если не ограничивать распространение, пакет информации можно продать неоднократно

В процессе перехода от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу базовым становится информационный ресурс. Он занимает важное место в процессе производства наряду с трудовыми, материальными, финансовыми ресурсами. Поэтому целесообразно рассмотреть информацию, как ресурс, продукт и услугу, которая лежит в основе формирования нового рынка – рынка информационных продуктов и услуг.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.

Информационный продукт - совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.

Услуга - результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов. Информационная услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) - система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально- вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Информационная асимметрия Information asymmetry - ситуация на рынке, при которой информация доступна только некоторым, а не всем, участникам рынка. Обязанность правительства состоит в преодолении информационной асимметрии, установлении системы лицензирования, квалификационных тестов, контроля, в преследовании мошенничества, лживой рекламы и т.п.

Макроэкономические показатели.

Макроэкономические показатели - сводные, усредненные по экономике в целом показатели объемов производства и потребления, доходов и расходов, структуры, эффективности, уровня благосостояния, экспорта и импорта, темпов экономического роста и др. Макроэкономические показатели отражают общие тенденции в экономике.

Макроэкономические  показатели  имеют  большое   значение,   так   как позволяют  оценить  общее  состояние  экономики   страны,   измерить   объем производства в конкретный период времени, раскрыть факторы,  непосредственно определяющие функционирование  экономики,  как  в  краткосрочной,  так  и  в долгосрочной  перспективе.  Макроэкономические   показатели   служат   также основой для  принятия  тех  или  иных  политических  решений  и  определения государственной политики.

Основные макроэкономические  показатели: валовый национальный продукт, валовый внутренний  продукт, национальный доход, чистый национальный продукт.

Система основных макроэкономических показателей результатов включает:

  1. валовой выпуск (ВВ) - Отражает общую стоимость материальных благ и услуг, созданных в экономике как для реализации, так и для собственного потребления.;
  2. валовой внутренний продукт (ВВП) - Продукт, полученный от факторов производства, находящихся на территории страны, независимо от того, кому они принадлежат - гражданам страны или иностранцам.;
  3. чистый внутренний продукт (ЧВП) - валовой внутренний продукт государства за вычетом амортизации;
  4. национальный доход (НД) - В экономической литературе Запада принято следующее определение национального дохода: совокупный доход страны, приносимый всеми факторами производства (землей, трудом, капиталом, предпринимательством). Принято исчислять Н.д. страны как часть валового национального продукта за исключением амортизационных отчислений (износ основных фондов) и косвенных налогов. Другим методом определения величины Н.д. является суммирование: заработной платы; промышленной и торговой прибыли; процента на вложенный капитал; земельной ренты и доходов домашнего хозяйства. В марксистской экономической литературе Н.д. страны определяется как вновь созданная трудом наемных работников стоимость, включающая прибавочный и необходимый продукт. При расчетах Н.д. исчисляется как совокупный общественный продукт минус материальные издержки.;
  5. валовой национальный располагаемый доход (ВНРД);
  6. чистый национальный располагаемый доход (ЧНРД);
  7. валовая прибыль экономики (ВПЭ) - Стоимостное выражение общего финансового результата (эффективности) деятельности экономики, т.е. остающаяся после вычета расходов часть выручки.;
  8. чистая прибыль экономики (ЧПЭ) - Часть валовой (общей) прибыли, остающаяся у страны после уплаты всех налогов, отчислений и вычетов в пользу финансово-кредитных организаций (банков);
  9. валовое национальное сбережение (ВНС) - Рассчитываются как разность между валовым располагаемым национальным доходом и конечным потреблением. Валовые сбережения используются либо на финансирование валового образования постоянного капитала (основных фондов), либо на прирост запасов материальных благ. Если валовые сбережения превышают сумму валового образования постоянного капитала и прироста запасов, то данная страна имеет способность к финансированию; если же они будут меньше этой суммы, то данная страна имеет потребность в финансировании.;
  10. чистое национальное сбережение (ЧНС) - Чистые национальные сбережения: общие валовые сбережения за вычетом величины потребления физического капитала..

Для расчета показателей результатов экономической деятельности используется и система показателей затрат и налогов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать