Авторитарный стиль – принимаются решения без консультаций с подчинён-ными. Хорош в экстремальных условиях, если руководитель компетентен, обладает опытом и знаниями.
Либеральный – руководитель пытается передать решение вопросов вышестоя-щей организации, избегает острых ситуаций, охотно передаёт их решение подчинённым (НИИ, ПКБ и др.)
Демократический – противоположность авторитарному, отличает руководите-ля, склонного советоваться с подчинёнными, дать им возможность проявить иници-ативу, создать обстановку сотрудничества.
Возможны сочетания стилей.
Итак, “решение – один из необходимых моментов волевого действия”, сущест-венно зависит от эмоционального настроения руководителя.
Повторяю, руководитель несёт полную ответственность за принятое решение.
Требования к стилю управления.
- умение решать вопросы в интересах общества;
- профессионально-организаторские черты стиля (деловитость, научный подход,
чувствво нового, умение видеть перспективу, предприимчивость, высокая
культура труда);
- нравственно-психлогические черты (пример для подчинённых).
Этические нормы руководителя:
- демократичность
- требовательность
- тактичность, вежливость, выдержанность
- скромность и простота (“я построил??!!”)
- эстетические черты стиля – красота самого процесса управления и управленчес-
ких отношений (не отменять решения подчинённых), эстетичностью рабочей
среды, результатов труда и внешнего облика сотрудников, торжественная
выдача ордеров на квартиру, премий, правительственных наград и т.п.).
Типичные недостатки стилей и пути их устранения
Наиболее распространённые: бюрократизм, формализм, карьеризм, местничест-во и ведомственность, технократизм, консерватизм, недооценка важности перспек-тивных вопросов, штурмовщина, волюнтаризм и другие.
- бюрократия (господство канцелярии), означает отрыв органов власти от воли и
решений большинства.
Разновидности бюрократизма:
- формализм – выражается в чрезмерном преувеличении роли различных правил
(инструкций).
Формалист внешне выглядит прилично, ведёт себя как борец за интересы государства.
- карьеризм – карьеристы зачастую знающие, квалифицированные люди.
Карьерист – подхалим, старающийся приспособиться к влиятельным лицам,
окружает себя людьми, способствующими его продвижению.
- местничество и ведомственность – за счёт интересов общества построить
благополучие своей мелкой формации (экология);
- технократизм – при решении возникающих проблем техническим и технологи-
ческим факторам отдаётся предпочтение перед политическими, экономическими
и социально-психологическими факторами (Селиванов – реконструкция);
- консерватизм – приверженность сложившимся формам и методам работы,
стремление сохранить, культивировать старое; маскируется, занимает позицию
выжидания, затяжек, проволочек;
- недооценка важности перспективных и переоценка роли оперативных вопросов...
и, как следствие:
- штурмовщина (любой ценой к сроку);
- волюнтаризм (масса ошибок и, как следствие, снижение экономической
эффективности).
О проблемах управления
С начала истории человечества и до наших дней, одни – организовывают, другие – исполняю; один приказывает, другие подчиняются и реализуют указание на деле.
Столько сколько существует общество, существуют и проблемы управления обществом, прерываемые изменениями общественно-политических формаций, мно-гочисленными революциями и переворотами, и всегда им сопутствовали проблемы управления обществом и его составляющими.
В конце 60-х годов английский публицист, политолог, экономист Сирил Паркин-сон в своей книге “Законы Паркинсона” излагает, так называемую “проблему Пите-ра”, которая была подана в своё время в соровождении мощной рекламы и поразила воображение всех.
Доктор Питер – школьный учитель и психолог, ставший профессором методики преподавания в Южной Калифорнии.
Суть его принципа вкратце в следующем: во всякой иерархии каждый служащий имеет тенденцию достигать своего уровня некомпетентности.
Если человек успешно справляется со своими обязанностями, его считают под-ходящей кандидатурой на выдвижение. После ряда выдвижений он достигает уров-ня, где обнаруживается его некомпетентность, так как новые обязанности оказыва-ются ему не по силам.
“Компетентность” – обладание знаниями, позволяющими судить о чём либо, высказывать веское, авторитетное мнение.
Факт в том, что мы абсолютно полагаемся на компетентность большинства из тех, с кем мы имеем дело:
- пилот реактивного лайнера
- хирург – аппендицит
- идём по мосту – конструктор т. д.
Как педагог теоретик доктор Питер опирается на К.У. (коэффициент умственной деятельности). В школьной системе преподаватель, оределив К.У. ученика или сту-дента, не ожидает от него большего, чем предопределено этим показателем. Здесь явная натяжка, так как коэффициент умственной деятельности почти полностью определяется наследственностью и улучшаться не может. В конце концов он приводит нас к такой фигуре:
|
Но сужение пирамиды задерживает служебный рост людей вне зависимости от их компетентности, поэтому эта фигура до определённой степени условна. Важно другое, что у руководителя должно быть определённое количество непосредственно ему подчинённых.
У прнципа Питера было множество оппонентов, пожалуй столько же, сколько и приверженцев, но ясно одно, что раз и навсегда установленный предел компетент-ности – это миф, его нельзя уподоблять коэффициенту умственной деятельности. Если отдельные неудачи и провалы объясняются недостатком ума у исполнителей, то всё же большая часть этих неудач есть следствие непорядочности, лени, трусости, неаккуратности, невнимательности и небрежности.
Техника управления
Это совокупность различных технических средств, предназначенных для осна-щения умственного труда. Средства механизации и автоматизации управленческого и инженерно-технического труда называют оргтехникой.
Оргтехника подразделяется на следующие группы:
- средства составления текстовых документов:
рукописный;
машинный;
акустический (звукозаписывающий)
- средства копирования и размножения документов.
Множительные работы выполняются, когда уже имеется документ (оригинал), копии (дубликаты) которого надо получить. Машины, используемые для размноже-ния документации, условно делятся на две группы: средства копирования и размно-жения. Первые используются для получения небольшого числа копий (до20), полу-чаемых непосредственно с оригинала.
Средства размножения предназначены для получения неограниченного коли-чества копий с любого промежуточного документа (чертежа и т.п.).
Разнообразные варианты копировально-множительной техники используют средства репрографии и оперативной полиграфии.
Репрография – способы и средства факсимильного копирования прямой или косвенной репродукцией на воспринимающий материал (синька), хотя таких спосо-бов сегодня великое множество. Лучшим светокопиром сегодня является импорт-ный “Ксерокс”.
Оперативная полиграфия – с помощью типографских машин небольшой мощ-ности (наши методички).
Средстав обработки документов – машины и устройства для сортировки доку-ментов, скрепления и склеивания бумаг – используется в учреждениях с большим объёмом документооборота.
Средства поиска, хранения и транспортировки документов включают различного рода картотеки поисковые системы ручных перфокарт и средства транспортирова-ния документов.
И, наконец, мебель и оборудование для служебных помещений – основной эле-мент рациональной организации мест. Последнее время налажен выпуск мебели и оборудования с учётом требований эргономики (эргон – человек, номос – закон), основной объект исследований: сисстема “человек – машина”.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16