3. С.Кароляк, Д.Василевская. Польский язык. – СПб, 1997, с.379. Прочитайте и переведите на русский язык текст. Найдите польские слова, в которых прослеживаются звуковые соответствия с русским языком. Установите, на месте каких праславянских сочетаний они возникли.
Практическое занятие № 2
Фонетические чередования, вызванные законом открытого слога.
1. Монофтонгизация дифтонгов групп *u, *i и вызванные ею чередования. Морфологизация чередования owa (ywa) / u.
2. Изменение дифтонгических сочетаний «гласный + плавный» и «гласный + носовой»:
1) образование перестановочных сочетаний;
2) образование носовых гласных, их судьба в польском языке.
3. Упрощения групп согласных, вызванные законом открытого слога.
Упражнения
1. Прочитайте слова. Сравнив польский и русский ряды чередований, установите вид их праславянского корня. Объясните, как и почему происходили изменения
А) Sława – słynąć – sławny – słuch – słuszeć;
Слава – славиться – славный – слух – слышать;
b) kowal – kuźnia – kuć;
кузнец – кузница – ковать;
c) odpływ – pływać – pływanie – pływak – płynąć;
отплыв – плавать – плавание – пловец – плыть;
d) zaschąć – wysychać – suchy – suchar – suszyć ;
засыхать – сохнуть – сухой – сухарь – сушить;
e) piwo – pić – poić;
пиво – пить – поить;
f) wić się – powójnik;
виться – повойник;
j) cena – pokajać się;
цена – покаяться.
2. Сопоставьте русский и польский ряды чередований. На основании каких наблюдений можно установить праславянский вид корней в польском и русском языках? Расскажите о судьбе носовых гласных в русском и польском языках.
Польский язык |
Русский язык |
Dzwonić – dzwonienie – dzwonek – dźwięczny – dźwięk – dźwiękowy |
Звонить – звон – звонок – звонкий – звук – звуковой |
Dąb – dębowy |
Дуб – дубовый |
Pamięć – na pamiątkę – pamiętać – paminowki |
Память – на памяти – помнить – поминки |
Zacząć – zaczęty – początek – zaczynać |
Начать – начатый – начало – начинать |
Miąć – śminać |
Мять – сминать |
Zdejmować – zdjęcie – zdjąć |
Снимать – снимок – снять |
Imię – imeniny – imiona - imion Zwierzęta - zwierząt |
Имя – именины – имена – имён Зверята - зверят |
Wiązać – wianek |
Вязать – венок |
3. Установите праславянский вид корня, опираясь на данные старославянского, современного русского и современного польского языков. Какие звуковые изменения произошли в этих языках?
Старославянский язык |
Русский язык |
Польский язык |
Зв*кы |
Звук |
Dźwięk |
Р*ка |
Рука |
Ręka |
Пять |
Пять |
Pięć |
Пятыъи |
Пятый |
Piąty |
М*жь |
Муж |
Mąż |
М*жьскыъи |
Мужской |
Męski |
4. Прочитайте и переведите польскую пословицу. Объясните, чем вызвано фонетическое чередование в однокоренных словах.
Jaki dzwon, taki dźwięk.
5. Прочитайте польские пословицы и поговорки, подберите к ним русские соответствия. Найдите слова, отражающие судьбу праславянских сочетаний «гласный + плавный» в польском языке.
1. Od wódku rozum krótki. 2. Co z wozu upadło, to przepadło. 3. Mądry głowie dość dwie słowie. 4. Czas zrobi wszystko, bo ma czas. 5. Lepszy wróbel w ręku, niż sokół na sęku. 6. Na dwoje babka wróżyła: albo umrze, albo będzie żyła. 7. Bez ochoty niespore roboty. 8. Szanuj suknię nową, a honor od młodu.
6. На основании наблюдений сделайте вывод о морфологизации чередований гласных в польском языке.
Ręka – rąk, gołębie – gołąb, sole – sól, siostra – sióstr, droga – dróg, głowa – głów, słowo – słów, dwory – dwór, ząb – zęby; pracować – pracuję, dziękować – dziękuję, studiować – studiuję, zachowywać – zachowuję, wykonywać – wykonuję.
7. К польским словам подберите русские и старославянские соответствия. Объясните причины появления чередования звуков в этих языках. Объясните причины возникновения чередования звуков в этих языках.
А) Głowa, brzeg, wrona, wróg, wróżić, włosy, młody, mleko, błoto, młot, mróz, zdrowy, ogrodzenie, krowa, król, kłos, płótno, wśród, średni, strona;
Б) lódź, lódka, lokieć, robotnik, równina, równość, rozwijać siź, rozwód, rozdać.
Практическое занятие №3
Чередования согласных
1. Фонетические чередования, вызванные законом слогового сингармонизма:
1) чередования заднеязычных с отвердевшими шипящими и свистящими (1,2,3 смягчения);
2) чередования твердых и мягких губных;
3) чередования свистящих согласных с отвердевшими шипящими;
4) чередование переднеязычных согласных с отвердевшими аффрикатами;
5) чередование твердых и мягких сонорных.
2. Фонетические чередования, вызванные вторичным смягчением полумягких согласных.
3. Морфологизация чередований согласных.
Упражнения
1. Сопоставьте данные таблицы. Расскажите, как изменялись согласные в польском и русском языках в соответствии с действием законов слогового сингармонизма и вторичного смягчения полумягких согласных.
Звук |
Йотовая палатализация согласных |
Вторичное смягчение полумягких согласных |
||
Русский язык |
Польский язык |
Русский язык |
Польский язык |
|
Т |
Висячий, колючий, общение, свеча, плачу |
Wiszący, kłujący, obcowanie, świeca, płacę |
Пять, тьма, теплый, светить, плати |
Pięć, ćma, ciepły, świecić, płać |
Д |
Сажать, рожать (рождение), суженый, провожать, поврежденный |
Sadzać, urodzenie, sądzeny, odprowadzać, uszkodzony |
Медь, людьми, дело, садить, проводить, вредить |
Miedź, ludźmi, dzieło, sadzić, odpowadzić, szkodzić |
С |
Ноша, ваш, орошать, кошу |
Nosza, wasz, zraszać, koszę |
Рысь, сено, носить, оросить, коси |
Ryś, siano, nosić, zrosić, koś |
З |
Нож, ниже, замораживать, вожу |
Nóż, niższy, zamrożać, wożę |
Резь, резьба, зять, морозить, вози |
Rzeź, rzeźba, zięć, mrozić, woź |
Р |
Море |
morze |
Лекарь, горький, река |
Lekarz, gorzki, rzeka |
2. Прочитайте польские пословицы и поговорки, подберите к ним русские соответствия. Найдите слова, отражающие судьбу праславянских согласных в позиции перед йотом и перед гласным переднего ряда в польском языке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14