При этом следует учитывать, что в правовой статус входит конституционное право граждан на защиту своих субъективных прав и законных интересов, в реализации которых важную роль играют специалисты социальной работы, Конституция Российской Федерации закрепляет с одной стороны право граждан на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество, а с другой, обязывает все государственные органы, общественные организации и должностных лиц уважать личность, охранять права и свободы граждан [23,245].
Но специалисты социальной работы, реализуя функции социальной защиты населения, имеют дело не только и не столько с конституционными правами и обязанностями граждан, которые являются общими и равными для всех, сколько с субъективными правами и обязанностями, проявляющимися в конкретных общественных отношениях.
Последние демонстрируют различие фактических правовых связей людей при равенстве социальных и правовых возможностей, поскольку всегда индивидуализированы, персонифицированы и обусловлены конкретной жизненной ситуацией.
Социальное равенство, равноправие еще не есть фактическое, полное равенство в силу естественного различия между индивидами. Например, женщина обычно физически слабее мужчины, она больше времени занята воспитанием детей в семье, ведением домашнего хозяйства; инвалид или больной человек имеет ограниченные возможности в реализации своих сил и способностей по сравнению со здоровым человеком и т.д. Вот почему Основной Закон и другие законы предусматривают определенные правовые льготы отдельным категориям граждан, основное назначение которых состоит в обеспечении социальной справедливости в общественной жизни.
Льготы - это преимущества, устанавливаемые законом в виде дополнительных прав но сравнению с другими или освобождения от определенных обязанностей. Например, Конституция предусматривает меры по охране труда и здоровья женщин, созданию условий, позволяющих сочетать труд женщин с материнством; правовую защиту, материальную и моральную поддержку материнства и детства и многие других [19, 80].
Использование гражданами своих прав является мощным стимулятором трудовой и общественной активности, показателем гражданской зрелости личности и условием стабильности общественного развития. Поэтому органы государственного управления, органы социальной защиты населения, прежде всего, должны быть максимально заинтересованы в реальном осуществлении и наполнении прав и свобод граждан материальным и организационно-технологическим содержанием, их гарантированности. Укрепление гарантий прав и свобод граждан во многом обусловлено четкостью функционирования социальных служб, вкладом каждого работника в выполнение своего гражданского и профессионального долга.
Большую группу прав составляют права граждан, которые индивидуализируют личность, охраняют различные сферы индивидуальной жизни, а поскольку социальный работник всегда имеет дело с конкретным человеком, представляется весьма важным специально рассмотреть проблемы, связанные с нормами права, регулирующими личные отношения. Сюда могут быть отнесены право на охрану чести, достоинства, жизни, здоровья, тайны различных сторон личной, в том числе семейной жизни, другие гарантированные Конституцией нормы права. В литературе часто эти права граждан называются «личными правами». Кроме
Конституции к основным нормативным актам, регулирующим «личные права» относятся [1,53]: Основы гражданского законодательства и Гражданский кодекс (21.10.1994г.) [29,7],Семейный кодекс (08.12.95 г.)
[29,308], Уголовный Кодекс (24.05.1996 г.) [29,190], Трудовой кодекс (21.12.2001 г.), Кодекс об Административных правонарушениях (20.12.2001 г.).
Гражданское законодательство рассматривает два вида общественных отношений: имущественные и личные неимущественные.
Имущественные отношения - это отношения, складывающиеся по поводу принадлежности, использования, распределения и обмена средств производства и других предметов материальных благ (ценностей).
Личные неимущественные отношения - это отношения по поводу благ, имеющих нематериальный характер: жизнь, здоровье, честь, достоинство, личная неприкосновенность, сфера личной жизни и другие, т.е. отношения по поводу благ духовного характера [25,39].
Если материальные блага имеют конкретно измеряемые параметры а, следовательно, права и обязанности по их поводу также вполне осязаемы то духовные блага, и соответственно, права и обязанности по их поводу лишены этих свойств, не поддаются точному измерению, хотя имеют вполне определенное содержание и ценность. Ценность личных благ и прав носит социальный характер, так как без них не мыслится ни человек, ни общество [37,61].
В отличие от имущественных духовные блага и права неотделимы от личности, их нельзя передать, продать. Но духовные блага индивида меняются под влиянием возраста, общественного положения, рода занятий, среды обитания, образования, семейного положения и других внешних и внутренних факторов. Характерной чертой личных духовных прав является их тесная связь с общественной моралью. Духовные блага личности, ее интересы в большинстве своем не поддаются или не нуждаются в правовом регулировании со стороны государства, поскольку это будет противоречить конституционному положению об охране личной жизни граждан законом. В практике социальной работы порой бывает очень трудно установить границы, где «личное» переходит в «общественное», потому что многие аспекты личной жизни регулируются исключительно нормами морали, а другие - и нормами права. Это обязывает социальных работников руководствоваться в своих отношениях с клиентами нормами права с учетом сложившихся моральных норм в общественной жизни [37,65].
Значительна роль социального работника, как защитника личных прав граждан в оказании помощи последним, в поручении законного возмещения для восстановления финансового положения при нанесении ущерба здоровью человека вследствие нарушении его прав со стороны должностных лиц или организации. Реализуя меры ответственности, как способ защиты личных прав граждан, социальная работа решает не только компенсационную задачу в интересах потерпевшего, но и репрессивную в отношении того, кто причинял вред, а также превентивную задачу, предостерегая от совершения правонарушений в будущем.
Большое место в социальной работе занимает помощь в реализации дополнительных прав, предоставляемых законодательством отдельным категориям граждан, или льгот. Законодательно закрепленные льготы выполняют важные социальные функции. Во-первых, они могут быть средством достижения социального равенства в обществе. Именно в этом заключается смысл льгот многодетным семьям, женщинам, несовершеннолетним, инвалидам. Во-вторых, они могут быть способом поощрения граждан за особые заслуги перед государством и обществом. К таким относятся, например: льготы рабочим, служащим, успешно и добросовестно выполняющим свои трудовые
обязанности, льготы для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, для семей погибших военнослужащих, льготы для воинов-интернационалистов. В-третьих, льготы могут быть установлены как компенсация за особые условия деятельности в интересах государства и общества. Это льготы, устанавливаемые шахтерам, металлургам, железнодорожникам, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, льготы для военнослужащих, лиц уволенных с воинской службы, и их семей и др. В-четвертых, льготы могут быть средством стимулирования вида деятельности, в котором заинтересовано общество и государство. Например, льготы для совмещающих работу с обучением и др.[25,41].
Глубокое изучение и прочные знания нормативно-правовых актов по вопросам социального развития, социальной защиты и помощи населению являются непременным условием юридически грамотного осуществления социальной работы по полноценной реализации личных прав граждан. С расширением в обществе масштабов социальной работы развивается и законодательная база. Только за последние годы принят целый ряд законов, имеющих основополагающее значение для организации и наполнения конкретным содержанием деятельности социальных служб и других учреждений социальной защиты населения, особенно в условиях распространения рыночных отношений в экономике [37,106]. Так, с 14.02.2003 года вступил в силу Федеральный закон РФ «О внесении дополнений и изменений в закон «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181 от 24.11.1995 г., Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» №195 от 10.12.1995 г., Постановление правительства Российской Федерации «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье», 15.12.2001г. вступил в силу новый Федеральный Закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», 17.12.2001 г. был принят новый Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [28,1] и др. Однако процесс нормативно-правового обеспечения системы социальной защиты и организации социальной работы с населением еще далек от завершения. Это обстоятельство нацеливает практиков и ученых на необходимость усиления исследовательского аспекта в социальной работе, на всестороннюю апробацию имеющейся нормативно-правовой основы и активное ее совершенствование и развитие [37,106].
Важнейшими общими личными правами и необходимой предпосылкой, из которых вытекают все другие права и обязанности личности, является правосубъектность граждан. «Каждый человек, констатирует статья о Всеобщей декларации прав человека, - где бы он ни находился, имеет право на признание его – правосубъектности». Это положение имеет принципиальное значение, как для правоохранительных органов, так и для специалистов социальной работы.
Правосубъектность - это социально-правовое состояние человека, которое характеризует официально признанную способность лица быть субъектом права. Иными словами, правосубъектность - это право человека иметь права и выполнять юридические обязанности. Следовательно, правосубъектность является важнейшим компонентом правового статуса гражданина [1,81].
В составе правосубъектности различают правоспособность и дееспособностъ.
Правоспособность - это способность иметь права и обязанности, предусмотренные нормами права. Она возникает с момента рождения человека и прекращается со смертью. Правоспособны все люди.
Дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические, обязанности, нести ответственность за противоправные действия или бездействие. Такими качествами могут обладать лица, имеющие достаточный уровень сознания, способные действовать разумно. Лица же, не способные в силу своего возраста или в силу психических недостатков действовать осознанно, признаются недееспособными или ограниченно дееспособными.