Заметно «помолодели» взрослые болезни: гипертония, сердечная недостаточность, которые все чаще встречаются у детей.
И здесь не только сказывается влияние климатических и экологических факторов. По данным исследований Заполярного Центра социальной педагогики норильская школа не сориентирована на специфику Заполярья. Программы, курсы, разрабатываемые на «материке» автоматически переносятся в практику учебно-воспитательной работой образовательных учреждений без обоснованной корректировки и адаптации в соответствии со спецификой региональных условий.
Зачастую происходит количественное расширение учебных курсов в лицеях, гимназиях, колледжах экспериментальных школах и классах, приводящие в условиях 5-дневной учебной недели к увеличению количества уроков в 1-4 классах до 6, 4-9-х - до 7 и в старших классах до 8 и более [34,5].
С учетом домашних заданий, занятий в Учебно-производственном комбинате, в спецклассах, на факультативах и кружках рабочая неделя для начальной школы доходи до 30-40 часов, в среднем звене 35-45 часов, а для старшеклассников 42-50 часов.
Если учесть, что рабочая неделя взрослого человека по закону составляет 40 часов, а для женщин, работающих на Севере - 36 часов, то, несомненно, подобное увеличение нагрузки для школьников чревато серьезными нарушениями здоровья, психотравмирующими ситуациями, быстрой утомляемостью и снижением интереса к учебе [17,3].
Годовой, недельный и дневной школьный режим разрабатывается без учета влияния переходных периодов к полярной ночи и полярному дню, преобладанию магнитных бурь и резких перепадов атмосферного давления, напрямую влияющих на работоспособность учеников.
Значительное число актированных дней, в среднем колеблющееся в пределах пятидесяти в год, безусловно, сказывается на психофизическом состоянии детей.
Норильские педагоги не нацелены на приоритет здоровья школьников. Большинство успехов достигается за счет интенсификации учебно-воспитательного воздействия на ребенка в ущерб его здоровью [34,15].
Несмотря на рекомендации медиков, качество питания (недостаточное количество витаминов, пищи, богатой клетчаткой и т.п.) не отвечает требованиям. «Плохим» школьное питание считают 52% родителей. Такая оценка является одной из причин отказа детей от обедов и завтраков. Отсутствие необходимого диетического питания для хронически больных детей, особенно в периоды обострений и невозможности обеспечения всех нуждающихся минеральной водой еще более усугубляет эту проблем [17,3].
Из 175 учебных дней 45 дней приходится на полярную ночь, 67 дней с ограниченным световым режимом. В таких условиях особенно важно компенсировать недостаток солнечного света достаточным освещением в классах и учебных аудиториях.
В то время, как нарушения зрения: миопия, косоглазие, близорукость -являются распространенными дефектами здоровья у норильских школьников, -нельзя сказать, что проблема успешно решена. Только среди старшеклассников более 50% имеют миопию 1-2 степени [33,11].
Очевидно, что не случайно почти половина родителей ответили, что школа оказывает скорее отрицательное, чем положительное влияние на физическое здоровье и самочувствие детей [17,3].
Географическая удаленность «материка» и суровые климатические условия объективно предполагают формирования у населения региона устойчивой установки «временного жителя».
По данным исследований Заполярного отделения Ассоциации социальных педагогов и социальных работников, проведенного в 1995 году, 77% северян хотят выехать на «большую землю» на постоянное место жительства, 65% из них не знают, как скоро они смогут это сделать, а 17% - выезжать некуда. Отсутствие жилья на «материке» - важнейшая причина, годами удерживающая северян в Заполярье. Снижение жизненного уровня жителей северных регионов, сведение на нет социальных гарантий и льгот, растущая инфляция, не позволяющая формировать долгосрочные сбережения, сокращение производства цветных металлов на Норильском горно-металлургическом комбинате подорвали социально-экономический престиж жителя Крайнего Севера[17, 3].
В связи с этим вероятность обмена норильских квартир на «материковские» практически неосуществима. Политика сдерживания миграционных процессов, с одной стороны, привила к сокращению числа выезжающих и прекращения приема на работу, повышению требований к здоровью для работы в условиях Крайнего Севера, с другой стороны к сокращению стоимости жилья на норильском рынке. При значительном увеличении себестоимости норильских квартир, их продажная цена в 4-5 раз ниже аналогичных «материковских», поэтому, продав 3-4-х комнатную приватизированную квартиру в Норильске, семья может приобрести лишь 1- комнатную в средней полосе России или в Сибири.
И если 7 и более лет назад для большинства работающих Север давал возможность, приобретения квартиры или дома на «материке», то существующая финансово-экономическая ситуация полностью исключили такую возможность для среднестатистической норильской семьи, Не случайно 98% семей, имеющих жилье на «материке», ответили, что они прожили на Севере 10 или более лет [17,4].
Надо отметить, что наличие собственного жилья на «материке» является одной из более дешевых возможностей для семейного отдыха, оздоровления детей в период летних каникул и отпусков. Особенно для семей имеющих 2 и более детей, из-за постоянно возрастающих расходов на авиабилеты, отдых на море, в санаториях становится несбыточной мечтой, (стоимость авиабилета до Москвы на 1 взрослого равняется в среднем его зарплате) [34,7].
По данным управления образования около 15% детей летом 1997 г. не выезжало на «материк», что по прогнозам врачей дает рост заболеваний, в том числе и хронических [17,4].
Несмотря на то, что обеспеченность жильем жителей региона выше общероссийских показателей, 70% опрошенных остаются недовольны условиями своего быта.
При этом необходимо учитывать, что часть семейного бюджета норилъчане вынуждены тратить на приобретение дорогостоящей теплой одежды и обуви, которые изнашиваются за 1-2 зимних (9 месячных) сезона. В условиях Севера увеличиваются энергетические затраты человека, восполнить которые можно за счет регулярного потребления белковой пищи (мясо, рыба).
Процессы быстрого расслоения российского общества за последние годы естественно обнажили проблемы стратификации не только в России, но и в регионе [15,34].
Особенно остро это проявляется в подростковой среде и приводит к росту асоциальных поступков и преступлений. По статистике УВД г. Норильска каждое второе преступление совершается несовершеннолетними. Мотивировки квартирных краж, уличных грабежей, вымогательств до страшного просты: не имея возможности зарабатывать самим или получить от родителей требуемые блага, они предпочитают отобрать это у других [16,5].
Исследование показало, что решение выявленных проблем, осложненных суровыми климатическими условиями проживания возможно при условии государственного вмешательства по выполнению гарантий жителей Севера.
Выводы по первой главе.
В условиях перехода к рынку, безработицы, происходит резкий рост социальной дифференциации, ставятся под угрозу социальные права граждан.
Как известно, социальная справедливость – это один из главных критериев жизнеобеспеченности экономической системы. Поэтому основным направлением социально-экономической политики государства является достижение социальной справедливости и социального равенства. А это значит предотвращение дальнейшего снижения жизненного уровня россиян вследствие введения системы регулярного определения расценок оплаты труда, пенсионного обеспечения и на этой основе – размеров заработной платы, пенсий, пособий, стипендий. А для того, чтобы дальнейшее развитие рыночных отношений не вызвало снижения социальной защищенности граждан, необходимо на уровне государства проводить упреждающие меры, направленные на смягчение этой ситуации, создание системы социальной защищенности граждан, обеспечение их прав.
ГЛАВА II. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В РЕГИОНЕ.
Совокупность социальных служб, исторически сформировавшаяся в Норильском промышленном регионе, достаточно вариативна и включает несколько десятков профессиональных учреждений, решающих социально-педагогические, медицинские, правовые, психологические, социокультурные и коммуникативные проблемы человека.
Сферы компетенции каждой структуры четко обозначены и организационно разделены. Однако надо констатировать, что в нашем изолированном от «материка» регионе есть все предпосылки для согласованного их взаимодействия.
И это не случайно, ибо каждый житель региона – реальный или потенциальный клиент социальных служб.
Перечень социальных услуг постоянно расширяется. Клиентами становятся все новые и новые разводящиеся семьи, беженцы, безработные, вдовы, сироты, малообеспеченные, престарелые, душевнобольные, вернувшиеся из мест заключения, отчаявшиеся подростки и их родители,
инвалиды, алкоголики, наркоманы и другие люди, попавшие в наше трудное время в число социальных аутсайдеров.
Мощный накал социальных проблем, кризисные симптомы духовной жизни общества, семьи, отдельного человека объективно стимулируют создание региональной модели социальных служб.
Мировая практика социальной работы подтверждает, что наиболее эффективная социальная помощь, которая оказывается не разрозненными учреждениями, поэтому при структурировании системы социальных служб в регионе учитывается, прежде всего, межведомственный, целостный подход.
§ 1. Организационная структура служб социальной защиты человека в ЕМО «город Норильск».
В Норильском промышленном регионе существует и развивается сеть социальных служб, многие из которых имеют свои филиалы в Талнахе и Кайеркане [2,1].
Координатором всех государственных социальных структур в Норильском промышленном регионе является администрация города. При администрации в 2002 году создано 6 Департаментов: 1) по строительству и архитектуре; 2) городскому хозяйству и снабжению; 3) образованию; 4) по вопросам культуры, спорта и молодежной политике; 5) социальной политике и охраны здоровья; 6) лекарственного обеспечения. Эта система полностью себя оправдала, поскольку происходит централизация финансовых потоков бюджета и оптимизация численности управленческого звена. Только при создании в 2001 году Департамента здравоохранения было сокращено 30 управленческих мест [3,2]. Кроме этого, в структуру администрации включены Центр занятости населения.
Судьбы детей из малообеспеченных, неполных и неблагополучных семей, сирот и беспризорных мало кого оставляют равнодушными. Ребятишками занимаются многие городские ведомственные организации. Но в начале 2001 года был создан межведомствееный координационный совет (МКС), который объединил усилия комиссии по делам несовершеннолетних, управлений социальной защиты и образования, молодежных комитетов, центра занятости населения, учреждений здравоохранения и управления внутренних дел Норильска [5, 2].