4. Отпуск по беременности и родам предоставляется:
- при нормальных родах -140 календарных дней (70 до и 70 после родов);
- при осложненных родах -156 календарных дней (70 до и 86 после родов);
- при рождении 2-х и более детей –180 календарных дней (70 до и 110 после родов) (ст.255 ТК РФ) [35,153].
Студентам ВУЗов, средних специальных учебных заведений и учащимся ПТУ, школ предоставляются льготы на выплату стипендий с начисленным районным коэффициентом и процентными надбавками. Нуждающимся в лечении оплачивается проезд к месту лечения и обратно.
Женщинам, имеющим детей до 16 лет, предоставляется право на ежемесячный дополнительный выходной день без сохранения заработной платы (ст.319 ТК РФ)
Для женщин устанавливается 36-ти часовая рабочая неделя. Семьям, имеющим детей, размеры компенсации определяются с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к зарплате [18,4].
Пенсия в связи с работой в районах Крайнего Севера устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам по достижению 50 лет, если они проработали здесь не менее 15 календарных лет и имеют трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Пенсия женщинам, имеющим 2-х и более детей устанавливается по достижению 50 лет и при общем трудовом стаже 20 лет, если они проработали не менее 12 календарных лет на Крайнем Севере.
Пенсия гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет) на 4 месяца за каждый полный календарный год работы.
Право на пенсию на льготных основаниях имеют оленеводы, рыбаки и охотники-промысловики:
- мужчины по достижению 50 лет и при стаже указанных работ не менее 25 лет;
- женщины по достижению 45 лет и при стаже указанных работ не менее 20 лет.
Гражданам из числа малочисленных народов Севера пенсии
назначаются:
- мужчинам - по достижении 55 лет;
- женщинам - по достижении 50 лет в размере минимальной пенсии по старости [28].
Сохранение размера пенсии при выезде на «материк» выплачивается с
учетом районного коэффициента к заработной плате не зависимо от места проживания и времени обращения за пенсией. Это касается граждан, проживших Крайнем Севере не менее 15 лет, а также лиц, имеющих право на пенсию в связи с особыми условиями труда. Пенсия устанавливается:
- по 1 списку производств, работ, профессий, должностей и показателей мужчинам, проработавшим на Крайнем Севере не менее 6 лет 8 месяцев;
женщинам не менее 5 лет;
- по 2 списку мужчинам, проработавшим на Крайнем Севере не менее 8 лет 4 месяцев; женщинам не менее 6 лет 8 месяцев [28].
Гражданам, проживающим в Норильском регионе, гарантированы компенсации материального обеспечения и транспортных расходов.
Гражданам гарантируется медицинское наблюдение, частичная оплата проезда для медицинской консультации, если таких услуг нет в месте пребывания. Для малочисленных народов Севера гарантируется ежегодная диспансеризация.
Оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно на территории России гарантируется один раз в 2 года любым видом транспорта, в том числе личным (кроме такси), а также на оплату багажа до 30 кг.
Оплачивается стоимость проезда и провоза багажа членам семей независимо от времени использования ими отпуска.
Для перевозки детей, выезжающих для санаторно-курортного лечения и отдыха, устанавливаются льготные тарифы.
Компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно гарантируется пенсионерам по старости, проживающим на Севере 15 лет, пенсионерам по инвалидности, проживающим и получившим инвалидность в период работы в районах Крайнего Севера, один раз в 2 года [18,6]. В случае переезда в связи с прекращением или расторжением трудового договора (контракта) по любым основаниям, за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда работника и членов его семьи и провоза багажа, но не свыше 5 тонн на семью по фактическим расходам [31,3].
Основной категорией бедных в регионе стали семьи с несовершеннолетними детьми, особенно с двумя и более, школьного возраста, семьи погибших кормильцев, неполные семьи.
Климатогеографические особенности Норильского региона, безусловно, обостряют эту проблему, так как для нормального физиологического развития растущего человека в суровых северных условиях требуется значительное увеличение пищевых и других материальных ресурсов. Механическое увеличение с применением районного коэффициента при начислении некоторых льгот явно не компенсирует их. Сейчас же, когда северный рынок практически отдан коммерческим структурам, при полном отсутствии регулирования цен, последние практически сводят на нет большинство социальных и компенсационных выплат.
Итак, на сегодняшний день в Норильском промышленном районе существует широкая сеть социальных льгот и гарантий.
Несмотря на то, что и структурные подразделения Департамента социальной политики и различные Фонды, и общественные организации находятся в прямой зависимости от местного бюджета, руководители предприятий и учреждений используют любую возможность для введения в действие существующих законов для облегчения жизни на Крайнем Севере.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В связи с тем, что в нашей стране произошли кардинальные изменения в государственной и экономической жизни, обнаружилась взаимосвязь социальной политики и социальной работы.
По своему назначению, социальная работа, как форма государственного и негосударственного воздействия на отдельного человека и группы людей призвана обеспечить должный материальный, социальный и культурный уровень жизни граждан, восстановить по мере необходимости их способности к функционированию в обществе. На сегодняшний день государство создало немало конституционно-правовых документов, которые предполагают защиту человека в целом, его потребностей, интересов, человеческого достоинства, права на достойную жизнь. Но некоторые положения находятся в прямой зависимости от региональных и национальных особенностей того или иного города, района нашей страны.
Один из них наш Норильский промышленный район. Он несет в себе целый ряд своеобразных проблем, таких как – экологические, климатические, занятость населения.
Многонациональный Норильск, удаленный от материка на тысячи верст, производит колоссальные богатства – добыча меди, никеля, кобальта, серы, платины. Наш регион создал и уникальный социум. Более шестидесяти лет работает на юге Таймыра горно-металлургический комбинат, продолжают расти города Большого Норильска. Вместе с ними росли и множились социальные проблемы. И хотя опыт социальной защиты населения у нас есть, но есть и много не решенных проблем.
У всех жителей Единого муниципального образования «город Норильск» существует общая проблема и беда – экологическая.
Невозможно решать вопросы жизнеобеспечения населения, создавать здоровую воспитывающую среду, в то время как экологическая ситуация находится в критическом состоянии [1,29]. В последние годы Администрацией ЕМО «город Норильск» совместно с Норильской горной компанией разработаны и действуют экологические программы, действуют программы социальной защиты и поддержки различных слоев населения. Но, к сожалению, очень трудно восстанавливается экологическое равновесие.
Есть еще одна проблема – помощь малообеспеченному населению. В их число попали 909 одиноких матерей, 2605 многодетных семей, 1001 детей-инвалидов, 1080 детей, находящихся под опекой, 116 детей-сирот (данные на 01.01.2003 г.), а также жертвы репрессий. Все эти социальные слои населения объединены понятием - «бедные».
Система социальной помощи населению в Норильском регионе разнообразна. Это Департамент социальной политики, объединяющий Управление социальной защиты населения, Комплексный центр социального обслуживания населения и Центр социально-педагогической реабилитации детей и подростков инвалидов «Виктория», Центр занятости, Пенсионный Фонд, различные общественные организации.
Администрация города постоянно уделяет внимание развитию социальной сферы, созданию в условиях Заполярья благоприятных условий для людей. В Норильске для этого довольно солидная культурно-досуговая, физкультурно-оздоровительная база.
Ежегодно Норильская горная компания на оказание помощи своим работникам и на разработку новых социальных программ и поддержку старых – тратит миллионы рублей.
Имея огромный опыт работы и солидную информацию о социальной деятельности во многих странах мира, в Норильском промышленном районе успешно развивается система социальных служб благодаря усилиям специалистов, а также органов исполнительной власти.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Азаров А.Я. Права человека – М., 1995. – 190 с.
2. Денисова Л.В. Региональная модель межведомственной службы
социально защиты населения в городе – Норильск, 1994. – 96 с.
3. Заполярная правда // «Департаментов стало больше». 02.02.2002 г.
4. Заполярная правда // «Прошу оказать помощь». 01.08.2002 г.
5. Заполярный вестник // 10.01.2002 г.
6. Заполярный вестник // 18.01.2002 г.
7. Заполярный вестник // 30.01.2002 г.
8. Заполярный вестник // 08.02.2002 г.
9. Заполярный вестник // «Пенсионная революция». 04.03.2002 г.
10. Заполярный вестник // 21.08.2002 г.
11. Заполярный вестник // «Рабочая смена». 29.08.2002 г.
12. Заполярный вестник // «Стажер». 11.09.2002 г.
13. Заполярный вестник // 29.11.2002 г.
14. Заполярный вестник // 11.12.2002 г.
15. Зимняя И.А. Сущность социальной работы // Социальная работа, 1995. - №4. – с.19.
16. Киреев Л.Н. Наше поколение // Социальная работа, 1994. - №5. – с.14.
17. Клименко Н.Ю. Социальное воспитание: Норильский вариант – Норильск, 1997. – 26с.
18. Клименко Н.Ю. Комплексная программа. Социальная педагогига – Норильск, 1994. – 38с.
19. Коваленко А.И. Краткий словарь-справочник – М., 1994. – 360 с.
20. Коваленко А.И. Общая теория государства и права – М.: Просвещение, 1994. – 268 с.
21. Краснов Ю.К. История государства и права России – М.: Просвещение, 1997. – 264 с.
22. Кутафин О.Е. Основы государства и права – М.: Просвещение, 1997. – 186 с.
23. Малинкова Л.И. Я – человек! – М.: Просвещение, 1996. – 265 с.
24. Малинкова Л.И. Право и подросток – М.: Просвещение, 1996. – 348 с.
25. Мушинский В.О. Основы правоведения – М.: Просвещение, 1995. – 217 с.
26. Новый кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.- Издательство ЗАО «Славянский дом книги». – 2002. – 253 с.
27. Опыт работы с детьми инвалидами в образовательных учреждениях региона – Норильск, 1995. – 25 с.
28. Пенсионное законодательство. – М.: Юрайт – М, 2002. - 122 с.
29. Полный сборник кодексов Российской Федерации. Издательство ЗАО «Славянский дом книги», 2000. – 848 с.
30. Правовые основы Российского государства: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. проф. Н.А. Машкина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 222 с.
31. Программа адаптационно-ознакомительного курса для молодых специалистов АО «Норильский комбинат» - Норильск, 1996. – 24 с.
32. Сергеев А.П. Гражданское право – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 230 с.
33. Смирнова Н.А. Школа и ребенок // Народное образование, 1994. - №5. – с.13
34. Социальная педагогика в общеобразовательных учреждений Крайнего Севера – Норильск, 1996. – 36 с.
35. Трудовой кодекс Российской Федерации – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. – 256 с.
36. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» - СПб.: Питер, 2002. – 32 с.
Шафирова В.М. Основы знаний о праве и государстве. – Красноярск, 1996. – 216 с.