□ Как формировалась структура христианских церквей?
□ Почему христианство стало государственной религией Римской империи?
□ Когда и почему произошел раскол христианства на западную и восточные церкви?
□ Каковы причины возникновения и распространения протестантизма?
Тема 7. ПРАВОСЛАВИЕ
Православие — течение в христианстве, существующее в качестве формально самостоятельной организационной структуры с 1054 года, когда Константинопольский патриарх Керулларий, объявив легатов Римского Папы Льва IX еретиками, институционализировал окончательный разрыв западного и восточного христианства.
Структура православной церкви
Вселенское православие образуют все православные церкви, связанные общностью вероучения, канонов церковной жизни, особенностями обрядовой деятельности. На сегодняшний день православие — количественно менее распространенная разновидность христианства (около 100 млн. чел.) по сравнению с католицизмом и протестантизмом. Православие в целом представлено рядом автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской (Сирия, Ливан), Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Румынской, Кипрской, Элладской (греческой), Польской, Чехословацкой, Американской и др. В структуру православного христианства входят также автономные православные церкви.
В административном отношении автокефальные церкви подразделяются на экзархаты, епархии, викариатства, благочиния, приходы.
Пределы самостоятельности автономных церквей определяются соглашением с той автокефальной церковью, которая предоставляет автономию. Главы автономных церквей избираются поместными соборами с последующим утверждением их патриархом автокефальной церкви.
Православное христианство в истории Украины
Православие на украинских землях распространяется ещё со времен Киевской Руси. Христианство восточного (византийского) обряда признаётся государственной её религией в 988 году, когда князь Владимир Святославович вместе с дружиной и боярами совершает массовое крещение жителей Киева на Днепре. Христианство должно было выполнить функции социально интегративного и регулятивного характера — способствовать упрочнению общественной системы и централизации великокняжеской власти. В новых общественно-политических реалиях нужна была объединяющая киевско-русские земли идея единого Бога. Введение христианства позволяло также приобщиться к социокультурным ценностям христианизированных государств, упрочить торговые и деловые отношения.
При сыне Владимира Ярославе Мудром в Киеве создаётся митрополия, которая подразделяется на епархии во главе с епископами. С 988 по 1447 гг. Русская Православная Церковь в целом находится в юрисдикции Константинопольского патриарха и ее представители назначаются в Константинополе. После нашествия монголо-татар на территорию Киевского государства киевский митрополит Кирилл переселяется во Владимир-на-Клязьме, а в 1299 г. его преемники переносят митрополичью кафедру сначала во Владимир, затем в 1325 г. — в Москву.
На украинских же землях создаются сначала Галицкая митрополия, а в XIV в. Литовско-Русская, кафедра которой находилась в Киеве. В конечном итоге в 1458 г. Москва провозглашает свою митрополию независимой от Киева и Константинопольской патриархии. Автокефалия Московской митрополии признается в 1598 г., а далее в Москве провозглашается патриархат.
В 1685 г., т. е. через 31 год после подписания договора Украины с Московским государством, Киевский митрополит, нарушая принцип автокефалии поместных церквей, присягает на верность Московскому патриарху. Без согласия Константинопольского патриархата Русская Православная Церковь присоединяет к себе Киевскую митрополию. Таким образом, православное христианство как самобытная Церковь украинского народа, обладающая своей церковной культурой, обычаями и традициями, формально утрачивает свою прежнюю самостоятельность.
Возрождение украинской автокефальной церкви стало возможным только в конце XX в.: этот процесс завершился созданием в 1989 г. УАПЦ и провозглашением в Киеве Украинского Православного Патриархата. В свою очередь, учитывая стремление православных украинцев к самостоятельности в церковной жизни, Архиерейский собор Русской Православной Церкви в октябре 1990 г. предоставил независимость Украинской Православной Церкви: украинские епископы получали права самоуправления, но оставались под священноначалием Московского Патриархата. А в 1992 г. часть христиан, состоящих в Украинской Автокефальной православной Церкви (УАПЦ), а также представители Украинской Православной Церкви Московского патриархата приняли решение об объединении в единую Украинскую Православную Церковь - Киевский патриархат. В 1993 г. УПЦ-КП избирает патриарха Киевского и всей Украины - Руси.
На сегодняшний день, согласно сведениям Комитета по делам религии Украины, Украинская Автокефальная Православная Церковь насчитывает более I тыс. общин, около 2 тыс. общин поддерживает деятельность Украинской Православной Церкви - Киевский Патриархат и Украинская Православная Церковь, находящаяся под священноначалием Московского Патриарха объединяет более 7,5 тыс. общин и порядка 35 млн. верующих.
Высшее политическое руководство нашего государства и, в частности, Президент Украины, неоднократно высказывали пожелание о преодолении всех канонических, организационных и имущественных разногласий между церквями, которые представляют православное христианство в Украине, ради решения общих задач: возрождения духовности украинского народа, преодоления религиозно-конфессиональной отчужденности, поиска позитивных морально-этических потенций христианства в современном мире.
К сожалению, некоторые разногласия между представителями УАПЦ, УПЦ-КП, УПЦ-МП, УКГЦ сохраняют свою актуальность в сегодняшней Украине.
Особенности православного вероучения и культа
Представители православной церкви полагают, что христианство, в отличие от всех остальных религий, представляет собой Божественное Откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно опирается на совокупность догматов - неизменных истин, также являющихся результатом нисхождения Откровения. Главные принципы православного богословия, также как и мистической практики богослужения, сформулированы еще в IV в. и систематизированы в так называемом «веке патристики» (IV - VIII вв.). Основной принцип Православного богословия не допускает формулирования новых идей, которые не могли бы быть подтверждены той или иной экзегезой (толкованием) Библии и раннехристианских авторов. Поэтому можно говорить о том, что православие во многом сохраняет черты, присущие христианству первых веков нашей эры.
В вопросах вероучения православное христианство придерживается «Символа веры», принятого на Вселенских соборах 325 и 381 гг., а также признаёт в целом решения семи Вселенских соборов и соборов Вселенского православия. Источниками вероучения являются Библия и Священное Предание, которое составляют постановления Вселенских и Поместных соборов, учения «отцов» церкви, правила древней богослужебной практики.
Догмат троичности Бога предполагает отличную от вероучения католической церкви трактовку: Дух Святой (третья ипостась единого Бога) в соответствии с восьмым членом Символа веры, исходит только от Бога-Отца, хотя равен в Божественном достоинстве, как Богу-Отцу, так и Богу-Сыну. По Библии, Дух Святой сошел на апостолов в виде огненных языков на 50-ый день после Христова Воскресения. Он может сообщаться верующим через усердную молитву и совершение таинств. Центральным догматом православия является также признание искупительного значения распятия Христа - «нас ради человек и нашего ради спасения».
Проповедь считается главной составляющей православного богослужения (литургии) и проводится по богослужебным книгам: «Типикон», «Служебник», «Требник», «Молитвослов» и др. В целом для православия характерно также принятие Церкви как «лестницы» между небом и землёй и как продолжающейся жизни Христа в людях (церковные таинства полагаются дающими возможность реального общения с благодатью Христа). Догматическое значение придаётся всем семи христианским таинствам. Существуют православные особенности в их проведении: крещение проводится через погружение в воду, миропомазание совершается во время крещения, причащают квасным хлебом и вином всех верующих.
Также в православии, отвергающем католический догмат о чистилище, принято считать, что до второго пришествия Христа и воскрешения Им тел мертвых (для Страшного суда) души праведников находятся в «предначинании вечных блажеств», а нераскаявшихся грешников - в «предначинании мук». Так как душа человека не исчезает со смертью тела, возможна определённая связь между миром живых и усопших: через молитвы о душах умерших. Особенное внимание православные церкви уделяют внутреннему оформлению и интерьеру храмов, где важное значение придаётся иконам как средоточию духовной жизни молитвы и молитвенной жизни вообще. Преподобный Иосиф Волоцкий рассказывал о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, замечая, как тот занимается духовным подвигом — целыми часами молча, созерцает дивные иконы. Это общеправославное отношение к иконе, особенно обострившееся в свое время на Руси, полагают следствием жесткой реакции на иконоборчество Византии.
Молитва во время богослужения проводится на национальном языке, сопровождается хоровым пением и колокольным звоном. Верующие крестятся тремя пальцами, сложенными вместе, с правого плеча на левое, обнажают голову перед иконой, совершают коленопреклонение, выслушивают поучения и т. д. Женщина должна приходить в церковь только с покрытой головой.
Основной принцип социальной доктрины православия предполагает «симфонию» — государство и церковь вступают в отношения сотрудничества на тех условиях, что государство не вмешивается во внутреннюю жизнь церкви (прежде всего в вопросы вероучения), а церковь не притязает на контроль светской жизни государства. Государство и церковь сами определяют цели своей деятельности и при необходимости помогают друг другу в их достижении. В настоящее время согласно Конституции Украины (ст. 35) церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа — от церкви. Ни одна из религий не может быть признана государством как обязательная.
Состоявшийся в июне 1988 г. юбилейный Поместный собор принял новый Устав Русской Православной Церкви, а также ряд решений адаптирующих православное христианство к реалиям сегодняшнего дня:
Русская Православная Церковь объявила о включении в экуменическое движение, т. е. в движение за воссоединение церквей в единую апостольскую;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22