Грехи:
1) убийство, воровство, прелюбодеяние;
2) клевета, ложь, злословие, насмешка;
3) злоба, зависть, ересь.
Добродетели:
1) милосердие, раздача милостыни, нравственная чистота;
2) правдивость, отсутствие вражды, вежливость, почитание «Священного писания»;
3) умеренность, сострадательность, вера в истинность религии.
Среди многих сектантских течений буддизма наиболее заметным является дзен-буддизм - специфическая дальневосточная модификация махаяны. «Дзен» — означает молчаливое созерцание, самоуглубление, внутреннее сосредоточение на основе догмата о возможности достичь неожиданного просветления (сатори), заключающимся во внезапном обнаружении мудрости Будды в индивидуальном сознании человека. Различают дзен китайский (чань) и японский, монастырский и мирской. В странах Западной Европы и Америки дзен-буддизм популярен как разновидность психотерапии, психоанализа, основанного на медитативной практике.;
В последние десятилетия для буддизма характерны тенденции к централизации, что проявилось в сознании международных координационных организаций — Всемирное братство буддистов (ВББ), Азиатская буддийская конференция за мир (АБКМ), региональные организации в разных странах.
Контр 1льпые вопросы
□ Как возник и сформировался буддизм?
□ Кто является основателем буддизма и каковы основные черты его биографии?
□ Сформулируйте основные положения вероучения и охарактеризуйте культ буддизма.
□ Назовите и охарактеризуйте основные направления в буддизме.
□ Почему в странах Европы и Америки в последние десятилетия растет интерес к практике дзен-буддизма?
□ Каковы особенности региональных форм буддизма?
Тема 6. ХРИСТИАНСТВО: ИСТОКИ, ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Религия, известная нам как христианство, развилась из маленькой секты, существовавшей в рамках иудаизма в 4-ом десятилетии t в. н. э. Время возникновения христианства обычно относят к 33 г. н. э. - году распятия Иисуса Христа на кресте, однако название «христиане» не сразу закрепилось за сторонниками новой религии и начало впервые употребляться в Антиохии в 40 — 44 гг. н. э. Дата рождения Иисуса Христа была положена в основу нового летоисчисления высокообразованным монахом Дионисием Малым (умер около 526 г.), который был по происхождению скифом, но с конца V в. жил в Риме. Однако многие религиоведы считают, что Дионисий в своих расчетах ошибся, и утверждают, что рождение Христа произошло 4 или 6 годами раньше.
Иисус — вполне достоверный исторический персонаж, родившийся в небольшом палестинском городе Вифлееме в царствование Ирода Великого в 4 г. до н. э. — является центром всех христианских деноминаций. Для них Он одновременно и смысл их существования, и основатель, и пример для подражания. Более того, для христиан Он является Богом, сознательно пожелавшим жить на Земле, несмотря на все тяготы человеческого существования. Миссия Иисуса на Земле — выражение воли Господа — не имеет никакого отношения к случайности или к экономическим и социальным условиям Его эпохи.
Этот план долго вызревал в ходе истории еврейского народа — народа, избранного Богом в качестве свидетеля и действующего лица Его явления среди людей. Сам Иисус был евреем, исповедовал иудаистскую религию и был со стороны матери дальним потомком Давида — древнего царя Израиля. Он был рожден в крайней бедности, во время путешествия его родителей, вызванном объявленным римскими оккупантами призывом на военную службу. Его мать Мария, совсем молодая девушка безупречной репутации, оказалась беременной, хотя и не вступала ни с кем в половую связь, и мужчина, которого ее семья выбрала ей в мужья, — плотник Иосиф — вместо того, чтобы отвергнуть се в соответствии с обычаями эпохи, поверил в сверхъестественность этого зачатия.
Нужно напомнить, что еврейский народ, часто преследуемый могущественными соседями, жил в ожидании Спасителя. Этот человек должен был стать Мессией (по-греч. «Христос», т. е. «указанным Богом»), «помазанником Божьим». Библия (точнее, Ветхий Завет) излагает историю еврейского народа и его долгое ожидание Мессии, который, по преданию, должен был родиться от девственницы.
Христиане считают, что Иисус был Богом, зачатым Богом и выношенным Марией. Его рождение уникально и сверхъестественно. В этом нет ничего нелогичного: коль скоро Иисус был единственным Богочеловеком, когда-либо жившим на Земле, то и Его рождение было единственным, не потребовавшим наличия человека-отца. Он был призван принести искупление не только за евреев, но за все народы. В версиях, включенных в христианский Новый Завет, особое внимание уделяется смерти Иисуса. В них говорится, что Иисус предчувствовал собственную смерть и справлял Тайную Вечерю с двенадцатью учениками незадолго до еврейской Пасхи. Один из учеников по имени Иуда предал Его, Иисус был схвачен римлянами, которые допрашивали его как политического бунтаря (за то, что он называл себя новым царем Иудейским), и казнен (распят на кресте). Его тело было снято с креста и захоронено, но спустя три дня исчезло. Некоторые Его последователи сообщали о появлении ангелов, говоря, что Иисус восстал из мертвых. Другие несколько раз видели Его в телесном облике. Таково предание о воскрешении.
Именно вера в Человека — Воскресшего Христа, Сына Божьего — лежит в основе христианства.
Распространение христианства, особенно в первые 5 столетий н. э., шло очень быстрыми темпами. Если в 100 г. н. э. христиане составляли, по приблизительным подсчетам, приводимым известным английским специалистом по конфессиональной статистике Д. Б. Барреттом, лишь 0,6% мирового населения, то в 200 г. - 3,5%; в 300 г. - 10,4%; в 400 г. -18,6%. Былые гонения христианства при римских императорах: Траяне (53 - 117), Марке Аврелии (121— 180), Септимии Севере (146 — 211), Диоклетиане (245 — 316) — в начале IV в. сменились активной поддержкой новой религии. Император Константин (285 — 337) в 312 году издает Миланский эдикт, положивший начало превращению христианства в государственную религию Римской империи. В 325 г. ставший полновластным императором Константин обеспечивает свободу христианству во всей Римской империи и равноправие с иными религиями страны.
Последняя попытка «реставрации» национальной римской религии была осуществлена императором Юлианом (332 — 363), за что он получил от христиан прозвище «Отступник». Эта попытка провалилась, христианство все увереннее занимало позиции государственной религии Римской империи. Император Феодосии в 391 г. издал эдикт, запрещающий «языческие» культы, после чего активное наступление на прежние религии принимает масштабный характер. Было разрушено главное святилище греков - знаменитый храм Аполлона в Дельфах, уничтожен храм Сераписа в Александрии с богатейшей по собранию библиотекой. При преемниках Феодосия были ликвидированы римские жрецы, сожжены Сивиллины книги — одна из религиозных и национальных святынь Рима. Датой окончательного уничтожения «язычества» на земле прежней Римской империи в церковной традиции считается 529 год, когда император Юстиниан (ок. 482 — 565) приказал закрыть Афинскую высшую школу — центр распространения античного философского и научного наследия, а Св. Бенедикт (480 — 543) уничтожил последнее «языческое» святилище Алполона на Кассинской горе и основал там христианский монастырь.
Священное писание. Христианское вероучение основывается на Священном Писании - Библии и Священном Предании — творениях отцов церкви, установлениях Вселенских соборов.
Библия происходит от греч. biblia - «книги» (ед. число biblion), что затем в латинском и современных языках закрепилось в виде сокращенной транслитерации — «библия». В действительности, Библия это не одна книга, а собрание книг, каждая из которых имеет свое название и особую специфику. Книги Библии делятся на две группы: а) Ветхий Завет, который признают и иудаисты под названием Танаха, составлен начиная от 1300 и до 100 г. до н. э.; б) Новый Завет, книги которого восходят к 1 в. н. э. и посвящены новому посланию Христа.
Ветхий Завет, кодифицированный еврейскими хранителями предания — масоретами, состоит из 39 книг (названия книг даются в их христианском (православном) варианте; в скобках приведены католические аналоги).
1 |
Бытие |
Пятикнижие Моисея, Тора или Законы |
2 |
Исход |
|
3 |
Левит |
|
4 |
Числа |
|
5 |
Второзаконие |
|
6. |
Иисуса Навина книга |
|
7. |
Книга судей израилевых |
|
8. |
Книга Руфи |
|
9. |
Книга Первая (Самуил, кн.1) |
«Книга царств» |
10. |
Книга Вторая (Самуил, кн.2) |
|
11. |
Книга Третья (Царь, кн.1) |
|
12 |
Книга Четвертая (Царь, кн.2) |
|
13. |
Паралипоменон (Хроники), кн.1 |
|
14. |
Паралштоменон (Хроники), кн.2 |
|
15. |
Книга Ездры (кн.1) |
|
16. |
Книга Неемии(кн.2 Ездры) |
|
17. |
Книга Есфири |
|
18. |
Книга Иова |
Дидактические или поэтические книги |
19 |
Псалтырь |
|
20 |
Притчи Соломона |
|
21. |
Книга Екклезиаста, или Проповедника |
|
22. |
Песнь песней Соломона |
|
23. |
Книга пророка Исайи |
Так называемые «большие пророки» |
24. |
Книга пророка Иемерии |
|
25. |
Плач Иеремии |
|
26. |
Книга пророка Иезекиила |
|
27. |
Книга пророка Даниила |
|
28 39 |
Книги Осии, Иоиля, Амоса, Авдия. Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии |
Книги так называемых «малых пророков» |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22