Статьей 11 Конституции Украины предусматривается такая норма: «Государство способствует консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины».
Эта статья сформулирована с учетом положения Декларации ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Она целиком отвечает принципам конвенции Совета Европы «О защите национальных меньшинств», подписанной от имени Украины 10 сентября 1995 г. в Страсбурге.
Государство признает за национальными меньшинствами право на изучение не только духовного наследия, но и исповедание традиционной религии своих предков, отправление соответствующих религиозных обрядов. Это право никем не может нарушаться. Любая принудительная национальная, культурная, языковая, религиозная ассимиляция недопустима.
Свобода совести, провозглашенная Конституцией Украины, не только провозглашается в нашей стране, но и гарантируется соответствующими политическими, идеологическими, правовыми и материально-организационными факторами.
Контрольные вопросы
□ В чем заключается духовная свобода человека?
□ Каково содержание понятия «свобода совести»?
□ Что представляют собой государственно-церковные отношения?
□ Какие законодательные акты гарантируют свободу совести гражданам Украины?
□ Назовите основные положения Закона "О свободе совести и религиозных организациях" в Украине.
□ Как в суверенной Украине законодательно обеспечена свобода совести?
Тема 14. РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ
Существующий мир неисчерпаем в своем многообразии, но он, в то же время, един в своей целостности. И религиозное сознание, и наука представляют собой отражение одной и той же объективной реальности, которая составляет, в конечном счете, единственный объект сознания. Однако объяснение мира наукой и религией в процессе истории оказывались прямо противоположными.
Главное содержание религиозного мировоззрения составляет признание сверхъестественной силы, которая творит мир и управляет им. Научному принципу детерминизма, всеобщей причинной обусловленности природных и общественных, закономерности развития материальной действительности религия противопоставляет веру в чудо, то есть явление, которое противоречит естественному ходу вещей, происходит вопреки законам природы как результат вмешательства сверхъестественного и является непостижимым для человеческого разума.
Изучая действительность, наука формирует свои положения в виде гипотез, теорий и законов. Религия формирует свои положения в виде абсолютных истин. Изменение форм ведет к изменению религий.
Истинность научных положений подтверждается чувственным восприятием, рациональным анализом, проверкой на практике. В то же время, ни одна из религий не выдерживает такой проверки, ее основные положения воспринимаются на веру.
Рациональная роль науки как способа познания неизмеримо возросла в XX в. И продолжает возрастать. Но возрастание знаний об окружающем мире не привело к автоматическому отмиранию религии, как это считалось с точки зрения просветительства. Взаимодействие науки и религии оказалось значительно сложнее. В наше время возрастает спрос не только на научные знания, а и на моральную оценку этих знаний, особенно в сфере деятельности людей, где человечество столкнулось с острыми экологическими проблемами.
В современную эпоху в теологии происходит переосмысление взаимоотношений науки и религии, соотношения знаний и религиозной веры. При этом, теологи высказывают разные точки зрения по этому поводу. Наиболее распространены богословские взгляды на сущность конфликтов между наукой и религией. Мнение о том, что причиной конфликта является сама церковь, основывается на утверждении о непонимании Священного писания, в котором Бог дал право человеку властвовать над миром и этим обязал его заниматься наукой, познавать мир.
Наиболее распространена точка зрения среди богословов о том, что виновниками конфликта выступают и наука, и религия. Здесь причина конфликта усматривается в том, что ученые и богословы переходили границы своих исследований и вторгались в среды, где они не способны выразить компетентное мнение. Ученые, изучая закономерности природы, теперь не берут на себя моральной ответственности за социальные последствия своих научных открытий. С точки зрения богословия, церковь могла бы стать «моральным арбитром» в процессе внедрения новых технологий в производство.
В современном богословии существует идея возможности дополнения религией и наукой друг друга. Исходным утверждением этой идеи является то, что научные исследования базируются на принципе причинности, а религиозные интерпретации — на убеждении. Поскольку человеческая жизнь не поделена на сепаратные части и переживается как целостная, взаимосвязанная система, поэтому наука и религия, с точки зрения богословия, могут дополнять друг друга.
В богословии существуют и попытки отождествлять науку и религию. Основным аргументом является тезис о том, что и религия, и наука, познавая мир, используют понятия, которые являются продуктом мышления. Отрицать существование Бога на основании того, что он невидимый, — не более ложно, по мнению теологов, чем отрицать существование элементарных частиц материи по той же причине. Поэтому наука и религия, по их мнению, тождественны.
В условиях научно-технического прогресса богословие пытается примирить науку и религию, стараясь сохранить неизменными основные религиозные догмы. Одной из форм разрешения конфликта между религией и наукой богословы считают признание, в том числе и учеными, первичности веры перед знаниями и практическим актом, приводя пример первого греха в мире и объясняя причиной утраты райского блаженства Адамом и Евой именно знания.
Идея гармонизации разума науки и религии основывается на теории так называемой двойственной истины, в соответствии с которой существует истина веры и истина разума, которые могут существовать не совпадая, без противоречий.
Тезис об особой роли церкви, религии в гуманизации научно-технического прогресса обосновывается богословами тем, что принижение религиозной веры и возвеличивание разума привело к созданию оружия массового уничтожения, исчерпанию природных ресурсов, экологическим катастрофам — все это расплата за претензии разума. В то же время необходимо подчеркнуть, что негативные последствия научно-технического прогресса являются результатом не научных или технических процессов, социальных факторов. Сегодня человечество не может отказаться от приобретенных научных знаний, от достижений научно-технического прогресса. Предотвратить негативные последствия научно-технического прогресса можно лишь социальными средствами.
Богословский тезис о возможности существования науки и религии в научной деятельности, техническом прогрессе, теологи пытаются обосновать ссылками на религиозность некоторых ученых, в лице которых будто бы органически соединены религиозная вера и научное познание. Следует отметить, что среди ученых меньший, сравнительно с другими слоями общества, процент верующих. Ученого мы знаем и оцениваем не потому, что он верующий, а потому, что он ученый. Авторитет ученого в области науки оценивается по его вкладу именно в науку, а по характеру религиозности он ничем не отличается от обычных верующих. В вопросах научных истин между всеми учеными, в том числе и верующими, устанавливается полное единство взглядов. Ученый верующим становится не посредством науки, а вследствие воспитания в детстве, придерживается религиозных взглядов в силу традиций своих родителей, предков, домашнего окружения, соотечественников.
Во всех социально-экономических формациях религия является важным фактором освящения существующих социальных строев. С этой целью она активно используется государством, властвующими слоями общества. В классовых обществах религия является не только важной составляющей духовной культуры, но может стать и ее доминантой. В этом случае в системе ценностей духовной культуры религиозные ценности занимают главные позиции, что накладывает отпечаток на всю культуру и общественное сознание в целом.
Поскольку культура имеет, кроме культового, и некультового содержание, то соотношение между культурой и религией следует понимать как соотношение между целым и его частью. Если рассматривать религиозный культ как самостоятельно целостное явление, независимо от культуры, то правомерно допустить реальность некультурного, то есть существование такого явления, которое не связано с природой. Однако это практически невозможно, ибо сам факт допущения мысли о сверхъестественном, потустороннем является процессом интеллектуальным, сугубо человеческим, то есть культурным актом. Идея Бога возникла в сознании людей, существует как действительно человеческая идея, выраженная в культурной форме. Поэтому религия вторична, является элементом эволюции культуры.
С точки зрения религии, характер социальных отношений, жизненные успехи или неудачи зависят от того, насколько люди, общество верят в Бога, признают авторитет религии, стараются искупить грехи, выполняют ритуально-культовые предписания, какой ценой они преодолевают многочисленные искушения, движутся к духовному совершенству.
Поэтому коррупция, служебные злоупотребления, наркомания, преступность, распущенность и другие негативные явления нашей жизни являются результатом того, что люди забыли Бога, пренебрегают его заповедям. Религия убеждает, что социальные проблемы можно решить лишь с помощью морали, то есть она подменяет социальное моральным. Таким образом, социальное учение церкви базируется на доказательстве приоритетности «религиозного» над «нерелигиозным». В католицизме в сконцентрированном виде оно изложено в решениях 1-го и П-го Ватиканского соборов, энцикликах Папы римского, в православии — в решениях Паместных и Архиерейских соборов, в протестантизме — в документах церковных съездов и конференций по вопросам непосредственной деятельности церкви.
Контрольные вопросы
□ Что такое религиозное сознание и в чем его специфика?
□ Как религия влияет на жизнь общества?
□ Почему на протяжении многих веков религия конфликтовала с наукой?
□ Каковы, с точки зрения теологов, основные пути примирения религии и науки сегодня?
□ Какое место занимает религия в истории мировой культуры?
□ Охарактеризуйте соотношение религии и морали в современном обществе.
Литература
Аверинцев С. С, Алексеев В. П. и др. Древние цивилизации / Под общ. ред. Г. М. Бонгард-Левина — М.: Мысль, 1989.-480 с.
Аляев Г. Е. Лекцп з релтезнавства. - К.: Укр.-Фшск. ш-т менеджменту i б1знесу, 1995. — 144 с.
Белов А. В. Секты. Сектантство. Сектанты. — М.: Наука, 1978.-152 с.
Белявский В. А. Вавилон легендарный, Вавилон исторический. - М.: Наука, 1971. - 320 с.
Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. - М: Наука, 1980. - 332 с.
Буланже П. А. Будда, Конфуций: жизнь и учение. -М.: Искусство, 1995. - 320 с.
Булгаков С. Н. Православие: очерки учения православной церкви. — М.: Терра, 1991. — 416 с.
Васильев Л. С. История и культы Китая. — М.: Наука, 1974.-480 с.
Васильев Л. С. История религий Востока. — М.: Высшая школа, 1988. — 426 с.
Гордиенко Н. С. Современное русское православие. - Л.: Лениздат, 1987. - 304 с.
Григорьева Т. П. Дао и логос: встреча культур. — М.: Наука, 1992. - 424 с.
Грюнебаум Г. Э. Классический ислам. — М.: Наука, 1988. - 216 с.
Делюсин П. П. Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. — М: Наука, 1982. — 264 с.
Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. — М.: Политиздат, 1990. — 288 с.
Жак К. Египет великих фараонов. История и легенда. - М.: Наука, 1992. - 332 с.
Закович М. Н. 1стор1я i теор1я рел1гн та вшьно-думства. - К.: ВШОЛ, 1996. - 126 с.
Закон Украшсько'1 РСР вщ 23 кв1тня 1991р. № 987.XII « Про свободу coeicTi та релшйш оргаш-зацп»//В1домост1 Верховно! Ради Украши. № 20.
Зеленский Ф. Ф. Древнегреческая религия. — К.: Киев-СИНТО, 1993. - 126 с.
Ильинская Л. С. Древний Рим: история, быт, культура. — М.: Московкий рабочий, 1997. — 432 с.
1стор1я pejiirii' в Украпп: у 10 т. / Ред.: А. Колодний (голова) та ш. — К.: Центр духовно! культури, 1996.-1998.
Калшш Ю. А., Лубський В.М. Релтезнавство. — К.: ВШОЛ, 1996. - 384 с.
Калшш Ю. А., Харьковщенко 6. А. Релтезнав-ство. — К.: Наукова думка, 1995. — 256 с.
Конституц1я Украши. К., 1996.
Ковальский Я. В. Папы и папство. - М.: Политиздат, 1991.-236 с.
Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. — М.: Наука, 1976. - 328 с.
Лозинский С. Г. История папства. - М.: Политиздат, 1986. - 382 с.
Лозко Т. Укра'шське язичництво. — К.: Укр. центр духовн. культури, 1994. - 96 с.
Малерб Мишель. Религии человечества: Пер. с фр. — М.; СПб.: Рудомино, Университетская книга, 1997. - 608 с.
Миркина 3., Помиранд Г. Великие религии мира. — М.: Рипол, 1995.-416 с.
Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков, Ред.: О.Ю. Артемова, С.А. Арутюнов, А.Н. Кожановский и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 928 с.
Опенко 1.1. Украшська церква. — К.: Укра'ша, 1993. — 216 с.
Религиозные традиции мира. В двух томах. Том 1: Пер. с англ. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. - 576 с. Том 2: Пер. с англ. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. - 640 с.
Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. — М.: Наука, 1987. - 784 с.
Сандулов Ю. Дьявол: исторический и культурный феномен. — СПБ.: Лань, 1997. — 192 с.
Светлов Т. Е. Пути богов: синто в истории Японии. - М.: Мысль, 1985. - 240 с.
Судзуки Д. Т. Лекции по дзен-буддизму. — М.: АМ-РИТА, 1992. - 68 с.
Тихонравов Ю. В. Религии мира: Учебно-справочное пособие. — М.: ИПО «Профиздат», 1996. — 336 с.
Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований: Пер. с фр. — М.; СПб.: Рудомино, Университетская книга, 1997. - 416 с.
Яблоков И. Н. Основы религиоведения: Учебник для вузов. — М.: Высш. школа, 1998. — 480 с.
Яковлев Е. Р. Искусство и мировые религии: Учебное пособие. — М.: Высш. Школа, 1985. — 288 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22