Из болезненного прошлого в лоне англиканской церкви остались две тенденции: высокая церковь, более аристократичная и близкая к католичеству, особенно с точки зрения литургии, и низкая церковь - более «народная», протестантски-кальвинистской ориентации. Например, в наши дни низкая церковь выступает за возможность посвящать в сан пастора женщин, что вызывает протест высокой церкви. Всего в мире насчитывается 32 англиканские церкви; с 1867 г. в Лондоне они проводят т. н. Ламбетские конференции (по названию Ламбетского дворца - лондонской резиденции примаса Англии, архиепископа Кентерберийского). Общая численность - 69 млн. чел. По этнической принадлежности значительная часть англикан либо англичане, либо лица британского происхождения (австралийцы, новозеландцы, англоамериканцы, англоканадцы, англоюжноафриканцы).
Методизм
Методизм возник внутри англиканства. Его основателями были братья Уэсли - Джон (1703 - 1788) и Чарльз (1707 - 1788). Название восходит к методическому (пунктуальному) соблюдению христианских предписаний и посещению всех церковных служб. Джон Уэсли утверждал, что все люди при рождении получают дар благодати, позволяющий им ответить на призыв Божий и вступить на путь спасения. Методисты уделяли особое внимание миссионерской деятельности и ее новым формам: проповеди под открытым небом, в тюрьмах и т. п. Отпочковавшись в 1795 г. от англиканской церкви, они упростили вероучение, сократив 39 статей символа веры до 25, изъяв все кальвинистские и католические элементы. Принцип спасения верой соединяется ими с учением о добрых делах. Приверженцы арминианской доктрины (антикальвинистского учения о наличии у человека свободной воли). Численность методистов составляет свыше 60 млн. чел., половина которых проживает в США.
Баптизм
Основателем считается Джон Смит (1554 - 1612). Название конфессии происходит от греч. Baptizo — погружать в воду, крестить. Баптисты требовали религиозной свободы, веротерпимости, отделения церкви от государства, предоставления права проповеди всем членам общины. В вероучении баптизма особое значение придается личной вере и обращению. «Общие баптисты» испытали влияние голландского реформатора XVI в. Якова Арминия, признававшего участие воли человека в спасении, и придерживаются доктрины о спасении всех уверовавших в Христа. «Частные баптисты» строго следуют кальвинистскому учению о предопределении. Это течение в баптизме стало преобладающим.
Основная масса баптистов придерживается ключевых положений ортодоксального протестантизма. Единственным источником веры и практики признается Священное Писание. Главной особенностью баптизма является т. н. сознательное крещение. Крещение совершается по воле самого человека и только тогда, когда он почувствует, что готов принять веру (обычно в возрасте 12-14 лет). На первых порах баптисты крестили своих новых членов окроплением водой, однако уже с начала 1640-х гг. вошло в практику крещение погружением в воду.
Другим основным обрядом является причащение, совершаемое обычно раз в месяц и называемое хлебопреломлением. Богослужение обычно не носит литургического характера, основное внимание на молитвенных собраниях уделяется проповеди и чтению Священного Писания. Характерны также импровизированные молитвы и пение гимнов. Традиционное убранство баптистских церквей очень простое. В «аудиториях», как называются места молитвенных собраний, были лишь кафедры для проповеди, престолы, на которых находились элементы причастия, баптистерии.
Баптизм требует от своих последователей активной миссионерской деятельности. Общины возглавляются выборными пресвитерами, которым помогают диаконы и проповедники.
Баптистские церкви существуют более чем в 122 странах. Наиболее крупные организации созданы в США. Во второй пол. XIX в. баптизм распространяется в Российской империи, первоначально в Украине, в Закавказье и Прибалтике. В 1905 г. с выходом указа о веротерпимости были созданы Союз баптистов и Союз евангелистов. Период с февраля 1917 г. по 1927 г. признается «золотым десятилетием». В 1932 г. большинство общин были закрыты в административном порядке. В 1944 г. (после отмены запрета на их деятельность ) создан Союз евангельских христиан-баптистов СССР. К этому союзу в 1945 г. присоединилась часть пятидесятников, а в 1963 г. — братские меннониты. В 60-е г. был создан еще и Совет церквей ЕХБ, активно боровшийся за гражданские права верующих, свободу проповеди и миссионерской деятельности.
Общее число приверженцев — 75 млн. чел. (2/3 проживает в США), в Украине - 0,5 млн.
Адвентизм
Адвентизм (от лат. адвентус - пришествие) основан в 1831 г. Уильямом Миллером (1782 - 1849), бывшим капитаном американской армии. Летом 1831 г. У. Миллер объявил, что вычислил дату второго пришествия Христа - между 21 марта 1843 г. и 21 марта 1844 г. Когда этого не произошло, последователи У. Миллера, которых стали называть миллеритами, испытали «великое разочарование», однако часть их осталась верна своему руководителю, который признал свою ошибку, но продолжал настаивать на скором втором пришествии. Доктрина о втором пришествии Христа и конце света фактически заняла в адвентизме, близком по обрядности и вероучению к баптизму, центральное место.
Из различных направлений адвентизма наиболее распространены адвентисты седьмого дня (АСД). Ведущим деятелем этого движения стала Эллен Уайт (1827 - 1915), провозгласившая «откровение» о праздновании субботы вместо воскресенья и «санитарную реформу». В субботу не разрешается работать и даже готовить пищу. Верующим запрещается есть свинину, моллюсков,ракообразных и мясо других нечистых животных (большинство АСД - вегетарианцы), пить алкогольные напитки, кофе и чай, курить табак, играть в азартные игры, не рекомендуется посещение увеселительных мероприятий, чтение художественной литературы. В субботу нельзя смотреть телевизор, слушать радио, заниматься спортом.
У АСД пересмотрено обще христианское положение о бессмертии души, рае и аде, что в определенной степени отдалило их от большинства протестантов. В их вероучении есть понятие об «условном» бессмертии, которое даруется Иисусом Христом лишь праведникам, которые после второго пришествия будут воскрешены и станут жить с Христом на небе в течение тысячи лет. По прошествии тысячелетия их ожидает жизнь с Христом на совершенной и обновленной Земле. После второго пришествия оживут и грешники, причем они не последуют в ад, а будут сожжены.
Для церкви АСД характерна жесткая централизация. Общая численность - 16 млн. чел., в Украине — 130 тыс.
Пятидесятничество Основатель - Чарльз Фокс (1875 - 1929). Вышло пятидесятничество из баптизма в конце XIX ст. В основе этой конфессии лежит изложенный в новозаветной книге «Деяния апостолов» рассказ о восшествии на апостолов Святого Духа на пятидесятый день Пасхи. В отличие от баптистов пятидесятники практикуют не только водное крещение, но и «крещение Святым Духом». Они верят в возможность непосредственного общения с Богом и получения от него видимых даров Святого Духа: способности к пророчеству, исцеления больных, говорения на иных языках (глоссолалия). Крещение Святым Духом - специфический обряд, при котором участники молитвенных собраний доводят себя до состояния коллективного психоза. Общее число пятидесятников - 84 млн., в Украине - 0,8 млн.
Свидетели Иеговы
Свидетели Иеговы - широкое религиозное движение, для которого характерно стремление его членов, называемых «благовестниками», распространять свое учение. Основатель — Чарльз Тейт Расселл (1852 — 1916). В 1884 г. им было организовано Общество сторожевой башни, Библии и трактатов, ас 1931 г. организация стала называться «Свидетели Иеговы». Иеговисты отрицают Троицу и учат о единственном Боге — Иегове. Придерживаются арианства, считая Иисуса Христа не одной из ипостасей Бога, а первым творением Бога, его наивысшим созданием, отождествляемым с Михаилом Архангелом. Святой Дух также не считается одной из ипостасей Бога, а рассматривается как некая деятельная сила. Одним из догматов, позаимствованным у адвентистов, является положение о скором конце света, втором пришествии Иисуса Христа и наступлении на Земле тысячелетнего Царства Божьего. Конец света ожидался в 1914, 1920, 1975, 1984 гг. После своего воплощения в человеческий образ и воскресения Христос, объединяя 144 тысячи избранных — «свидетелей Иеговы», готовит на земле войну с восставшим против Бога Сатаной. Иеговисты предрекают близкую решающую битву Иеговы против сил Сатаны - «Армагеддон», в результате которой дьявол и его сторонники погибнут, а иеговисты будут жить в новом мире - едином теократическом государстве во главе с Христом. Поскольку любое государство рассматривается как орудие Сатаны, иеговистам категорически воспрещается служить в вооруженных силах, салютовать флагу, участвовать в выборах, занимать какие-либо государственные должности. Свидетели Иеговы отличаются враждебным отношением ко всем существующим конфессиям, но особенно - к католицизму. Их журналы - «Сторожевая башня», «Пробудитесь!» - издаются на многих языках огромными тиражами. Общее число последователей — от 3 до 10 млн. чел., в том числе в Украине — около 100 тыс.
Контрольные, вопросы
□ Назовите причины реформации.
□ Охарактеризуйте общие особенности вероучения, культа и организации протестантизма.
□ Чем протестантизм отличается от католицизма?
□ В чем заключаются особенности раннего протестантизма.
□ Каковы специфические черты позднего протестантизма?
□ Как возник баптизм и в чем сущность его вероучения и культа?
□ Каковы особенности вероучения адвентистов, пятидесятников, иеговистов?
Тема 10. ИСЛАМ
Ислам (от арабск. — покорность) — самая молодая и вторая по численности приверженцев после христианства мировая монотеистическая религия. Ее исповедует около 1 млрд. мусульман (от арабск. - верный, преданный), проживающих в более чем 120 странах мира. В 28 странах ислам является государственной или официальной религией.
Ислам возник в начале VII века в Западной Аравии, в период перехода арабов от патриархально родового строя к классовому. Возникновение ислама было обусловлено рядом причин. Экономика арабского общества переживала упадок. Скотоводчество, как основная отрасль экономики арабов, не могло удовлетворить всех потребностей. Развитие мореплавания, открытие морских путей из Азии в Европу привели к запустению караванных дорог, что сказалось на ослаблении транзитной торговли - одной из основы экономической жизни арабов. Набеги соседних государств и племен привели к экономическому упадку, в первую очередь крупных торговых городов - Мекки и Медины. Внутри арабского общества назревали внутренние противоречия между богатой родоплеменной знатью, мелкими и средними разоряющимися торговцами, рядовыми скотоводами и рабами, стремящимися к освобождению. Постоянные внутренние войны между племенами и родами арабов за контроль над экономически выгодными территориями дополняли внутреннюю неустойчивость и необеспеченность жизни большинства населения. Это вело к поискам наиболее эффективной в тех условиях религиозной компенсации, которая и была сформирована в религию ислама. К началу VII века перед арабами стала задача объединения: во-первых, для отражения внешних набегов; во-вторых, для совместных набегов на соседние государства, на основе грабежа которых арабы во многом строили свое благополучие. Основа для этого уже существовала: сложились племенные союзы, появилась потребность в едином государстве и, как следствие, потребность в единой религии. Каждое из племен имело свои политеистические религиозные системы, но везде шел процесс выделения главных богов. Наиболее влиятельная мекканская религия и ее главный бог, впоследствии названный Аллахом («божеством»), получили постепенно общеарабскую популярность. Объективные тенденции в экономике и политике нашли отражение в поиске религиозного монотеизма, который появился среди арабов уже в VI веке и проявился в проповедях ханифов — странствующих проповедников, призывавших порвать с родоплеменными религиями и исповедовать веру в единого общеарабского бога. Кроме того, среди купечества, в первую очередь, городов Мекки и Медины, было немало приверженцев иудаизма и христианства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22