Иудаизм оказал большое влияние на формирование христианства, ислама, на развитие культуры в ряде регионов мира.
Индуизм
Индуизм является самой крупной религией современной Индии. Он возникает в VI - IV вв. до н. э. как модификация системы древнего брахманизма, включившая в себя многие популярные древние народные верования.
Источниками этого религиозного учения являются священные книги: Веды, состоящие из 4-х сборников (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваве-да) древнейших памятников индийской религиозной литературы; брахманы - тексты-комментарии к соответствующим ведам; араньяки - тексты толкования брахманов; упанишады - философские толкования сущности мироздания; сутры - руководство по культу и поведению в жизни; сборники эпической литературы - Махабхарата и Рамаяна. Для индуизма характерен широкий политеизм, включающий поклонение 3333 богам в антропоморфных и зооморфных изображениях. Высшие боги индуистского пантеона представляют собой верховное божество, единое в 3-х лицах: Тримурти: Брахма — создатель Вселенной; Вишну — ее хранитель, Шива — разрушитель Вселенной, но одновременно и созидатель. Наряду с ними почитаются и многие другие божества, духи, различные священные животные (например обезьяны, коровы, змеи), последние считаются воплощениям и (аватарами) высших богов. Особенно почитаются боги Вишну и Шива, в соответствии с этим в индуизме существуют два основных течения - вишнуизм и шиваизм. В индуизме нет единой церковной организации, допускается существование сект и различных толкований религиозных положений. В шиваизме существует наиболее крупная секта лингаятов, поклоняющихся Шиве в виде линги — фоллического созидательного начала. С шиваизмом связано и учение о Шакти, творческой силе бога, олицетворяемой в женском образе (Парвати, Дурга, Ума, Кали и др.)
Для всех направлений индуизма характерны вера в вечность и святость Вед, цикличность существования Вселенной, где движение идет по нисходящей линии (от брахмана к атману). Индуизм освящает кастовое деление общества (брахманы - высшая каста жрецов, кшатрии - каста правителей и воинов, вайшьи - средняя каста богатых, но не знатных людей, шудры - низшая каста простых смертных, кроме этого существует значительный слой людей вне каст - неприкасаемые, или парии). В зависимости от выполнения религиозных предписаний (дхармы) человек после смерти получает то или иное воздеяние (карма), заключающееся в перевоплощении души в более или менее удачную телесную оболочку, приближающуюся или отдаляющую человека от конечной цели (нирваны) — слияния с богом и выхода из цикла перерождений (сансары). Важным положением вероучения индуизма является учение об ахинее — непричинении зла ничему живому. Также важное значение в индуизме отводится практике аскетизма - отшельничеству и йоге как способу быстрого достижения нирваны.
В индуизме имеется широкий и разнообразный культ, ритуальные действия в котором осуществляют жрецы-брахманы. В честь богов сооружают храмы, часовни, алтари. Поклоняются священным местам, речкам, деревьям, горам и т. д. Особенно почитаются священная река Ганг. В храмах боги изображаются в виде скульптур, которым приносят жертвоприношения: возжигают огонь, благовония, приносят цветы, иногда животных, овощи, фрукты. В крупных храмах при совершении культовых действий используются музыка, песни, танцы. Домашний культ включает молитвы у домашнего алтаря или перед изображением бога в доме. В Индии индуисты составляют около 85% всего религиозного населения.
Конфуцианство
Конфуцианство распространено почти исключительно на востоке Азии, прежде всего в Китае, где сосуществует с даосизмом и буддизмом. Последователей конфуцианства насчитывается примерно 300 млн. человек.
Конфуцианство возникло примерно в VI — V вв. до н.э. как религиозно-философское учение, разработанное Корнфуцием (Кун-цзы — учитель Кун), одним из выдающихся мыслителей Древнего Китая. Следует подчеркнуть, что вначале конфуцианство существовало в качестве философско-этической системы, содержащей отдельные религиозные положения. Лишь в первых веках нашей эры учение Конфуция трансформировались в религиозную систему.
Взгляды Конфуция после его смерти были записаны учениками в книге «Лунь-юй» — «Беседы и суждения». Основополагающими конфуцианскими сочинениями являются Уцзин (Пятикнижие) и Сыну (Четверокнижие).
С точки зрения Конфуция и его последователей, все в природе подчиняется Небу — высшей целенаправленной силе, определяющей судьбу всех жителей земли, и ее центра — Срединного государства (т. е. Китая — Поднебесной страны). Небо является олицетворением разума и высшей справедливости. Жизнь на земле осуществляется в соответствии с установленными Небом правилами. Разделение общества на бедных и богатых соответствовало конфуцианскому учению о «благородных людях», обладающих высокими морально-этическими качествами, и ничтожных людей, управляемых этой элитой. Духовную основу всех качеств «благородного мужа» составляет учение о «великой морали», которая имеет «небесное происхождение». Небо может наградить человека совершенными качествами, которые воплощены в «благородном муже» и характеризуются пятью «добродетелями»: Жень (человеколюбие), И (долг), Ли (нормы поведения), Чжи (знание), Синь (верность). Выработка в себе этих качеств соответствует повелению Неба и им поощряется. Все это базируется на моральном законе (Дао) и принципе сяо — сыновнего благочестия, т. е. любви сына к родителям и почитании старших и по возрасту, и по социальному статусу.
Конфуцианство сохраняет многочисленные пережитки древних верований. Наибольшую роль в нем играют культ предков и культ духов природы. Последователи этой религии верят в загробную жизнь, практикуют жертвоприношения. В конфуцианском политеистическом пантеоне богом считается Конфуций (с 555 г. н. э.), его ученики и наиболее ревностные последователи почитаются в качестве святых. Существуют храмы, но нет жречества. Ритуалы и церемонии осуществляют главы семей и родов, а также государственные чиновники. В период империи в Китае конфуцианство было официальной идеологией.
Даосизм
Даосизм — одна из основных религий Китая. Приблизительная численность последователей — около 30 млн. Возник одновременно с конфуцианством во второй половине I тыс. до н. э. Основателем его считают Лао-цзы — древнекитайского философа. Его учение изложено в трактате «Дао де цзин» («Книга пути и добродетели»). Главная теория философии даосизма - Дао (Путь) - понимается как всеобщий закон природы, первопричина всего сущего, которому подчиняются все явления материальной и духовной жизни, мира естественного и сверхъестественного. Все, что существует, произошло из Дао, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Задача человека — познать Дао, встать на путь «естественности», под которой имеется в виду «гармония мира» — слияние человека с природой. Большое место в даосизме уделяется принципу «недеяния» (увэй), согласно которому человек должен быть пассивным, чтобы не нарушать естественный путь развития (Дао). Во II в. н. э. даосизм стал религией, вобрав в себя элементы древнекитайских верований и культов, обряды шаманов и гадателей, сделав Лао-цзы божествам.
Даосизм крайне анимизированная религия. В пантеон входят различные боги и многочисленные духи, имеющие различные категории. Так, на каждого человека воздействуют 33 тысячи духов, и их воздействие необходимо сориентировать на долголетие, для чего используют различные талисманы, заговоры, ворожбу, а также специальные физические упражнения, пищевые диеты, системы дыхания, различные виды магии. Все это направлено на реализацию учения о бессмертии (чан шен). Даосский пантеон богов возглавляет Яшмовый владыка Шан-ди — бог неба, (в другой версии — Юй-Хуан), который владеет раем и адом и осуществляет суд над душами людей после смерти. Затем следует Пань-гу — творец мира. Важное место занимает богиня Си Ван-му - дарующая бессмертие. В даосизме очень много святых, которые разделяются на несколько классов. Особо почитаются в даосизме восемь бессмертных «басянь».
С проникновением в Китай буддизма даосизм перенял у него много элементов культа: храмы, торжественное богослужение, духовенство, монашество, аскетов-отшельников. Он приобрел определенные организационные формы и стал церковью. Постепенно даосизм в Китае оттеснился буддизмом и конфуцианством, а его традиции сбереглись в народной медицине, гаданиях, технике медитации. Общины даосов есть в Украине, в частности в Киеве.
Синтоизм
Синтоизм (от япон. Синто - путь богов) - национальная политеистическая религия японцев сформировавшаяся в VI - VII вв. на базе родоплеменных анимистических культов и шаманизма, отражающих одухотворение природы и культ предков. Синтоисты поклоняются множественным богам и духам (ками), олицетворяющим различные явления и предметы природы, и способные вселиться в них. Возглавляет синтоистский пантеон солнечная богиня Аматэрасу Омиками - родоначальница всех людей и, в частности, прародительница японских императоров, которые и сегодня обожествляются. Священной книгой синтоизма является сборник легенд «Кодзики», написанный в VIII в., содержащий космогонические мифы и легенды о происхождении японского народа.
Синтоизм развивался под влиянием буддизма, конфуцианства и даосизма, проникших в Японию в средние века. Эволюция синтоизма знает различные его ответвления: тенноизм - культ императора (Тенно) и его предков; храмовый синтоизм, предусматривающий поклонение различным богам в храмах; домашний синтоизм - культ богини Аматерасу в каждой семье верующих, вульгарный синтоизм - включающий в себя систему древних шаманских культов и поверий; неосинтоистские секты, возникшие в XIX в. и отличающиеся разнообразием вероучений. Синтоистский культовый ритуал состоит из произнесения молитв и совершения жертвоприношений, которые совершают жрецы (каннуси) в храмах (дзиндзя). Изображения божеств практически отсутствуют, используются лишь их символы. Проводятся религиозные праздники (ма-цюри). До 1945 г. синтоизм был государственной религией Японии. Современный синтоизм организационно разделен между отдельными храмами и их ассоциациями.
Контрольные вопросы
□ Каковы характерные черты национальных религий?
□ Определите основные черты иудаизма.
□ В чем проявляется специфика вероучения и культа иудаизма?
□ Какова социально-религиозная направленность конфуцианства?
□ Что является основой вероучения даосизма?
□ Почему синтоизм является японской национальной религией?
Тема 5. БУДДИЗМ: ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22