Могут быть переходные формы между зооморфизмом и антропоморфизмом, а также между политеизмом и монотеизмом.
Синкретические религии — те, которые образовались в результате заимствований из различных религий или путем срастания, объединения с другими религиями (Синтоизм).
Наиболее распространена в религиоведении следующая типология религий.
1.Ранние формы религий (родоплеменннные): тотемизм, фетишизм, магия, анимизм, анимализм, аниматизм, шаманство, культ природы, культ предков.
2.Национальные религии:
а) ранние национальные религии: религия Древнего Египта, религия Двуречья, религия Древней Индии (ведическая, брахманизм), древнегреческая религия, религия Древнего Рима, религия доколумбовой Америки и др.;
б) поздние национальные религии: иудаизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм.
3. Мировые религии: Буддизм, Христианство, Ислам.
4. Нетрадиционные религии, новые религиозные движения: неохристианство, религии ориенталистского направления (ориентированные на религиозные традиции Востока), синтетические религии (объединяющие в себе несколько религиозных систем), эзотерические объединения (основанные на вере в существование сверхъестественного мира), неоязычество, сайентологические дви-
Магия (колдовство, волшебство) - вера в cушествование сверхъестественных средств воздействия на мир, способность человека к подобным воздействиям и сами эти действия. Существуют разновидности магических действий, связанные с различными сторонами жизнедеятельности коллектива, «дополняющие» практическую деятельность хозяйственная магия, промысловая, метеорологическая, лечебная и предохранительная вредоносная, военная, любовная, прочие виды магии. По способам магических действий выделяют следующие формы: контактную магию, инициальную парциальную, имитативную, вербальную катартическую и др. Особой разновидностью предохра как элемент современных религий (молитвы обряды, таинства) и в самостоятельной форме Фетишизм (от португ. - зачарованная вещь) - вера, в существование сверхъестественных свойств у материальных объектов. Фетишами называют предметы, которым верующие люди приписывают магические свойства, способные влиять на ход событий и процессов. По сравнению с магией фетишизм является более сложной формой религии, он дополняет и усиливает магию, добавляя материальные средства воздействия на сверхъестественное. Фетишизм проявился в создании идолов - предметов поклонения, создаваемых из различных материалов, и разного рода амулетов и талисманов.
Амулет — средство личной защиты, талисман — предмет, которому приписывается способность влиять на события в перспективе. В современных религиях фетишизм сохранился в виде почитания священных предметов (кресты, иконы и т. п.). Как самостоятельная форма проявляется в виде почитания талисманов и амулетов (ладанки, кулоны, подковы, «счастливые» билеты).
Анимизм (от лат. - душа) - вера в существование у материальных объектов и процессов сверхъестественных двойников. Менее могущественные двойники называются «душами», более могущественные — «духами». В анимизме мир разделяется на части: мир реальных объектов как бы дополняется миром духовных существ. У многих народов главными двойниками считались души умерших родственников, которые невидимы, неощущаемы и живут самостоятельно после смерти, но могут влиять на жизнь людей. В современных религиях анимизм занимает очень большое место. Все религиозные представления о сверхъестественных сущностях (Бог, ангел, дьявол и т. п.) по своей сути представляют усложненный анимизм. Самостоятельно анимизм присутствует в бытовой вере в приведения и в спиритизме (вера в возможность общения с душами умерших при помощи определенных методов и средств).
Анимализм (от лат. — животное) — совокупность магических обрядов и верований, в основе которых лежат представления о животных и растениях как о покровителях рода. Происхождение анимализма связано с представлениями о том, что растение и животные могут влиять магическим образом на жизнь людей, последние должны им поклоняться и задабривать. Остатки анимализма проявляются в виде зооморфизма в политеистических и монотеистических религиях (Святой Дух в форме голубя, крылья у ангелов и т. п.).
Аниматизм (от лат. - оживленный) - вера в существование психических свойств у природы и ее элементов. Проявляется в наделении всех предметов природы человеческими свойствами.
Тотемизм (от индейского — его род) — вера в сверхъестественное родство человеческих коллективов с определенными видами животных. Тотемами называют животных, которых древние люди считали своими сверхъестественными родственниками и смотрели на них как на защитников, помощников, покровителей. Поэтому родовые коллективы люди называли их именами. Тотемами могли быть не только животные, растения, но и природные явления (солнце, дождь, ветер), от которых зависело благополучие рода, племени.
В условиях ранних родоплеменных отношений тотемизм получает широкое развитие. В нем появляется ритуал (совокупность и последовательность действий, направленных на сверхъестественное), идолы (изображения тотемов), усложняется система табу, обрядов. Тотемизм в качестве элемента вошел во все религии. Например, в религиях Юго-Восточной Азии и Африки «священными животными» являются коровы, змеи, обезьяны, слоны и т. п.; в христианстве святой дух изображается в виде голубя, во время таинства причастия хлеб и вино ассоциируется с телом и кровью Христа.
Земледельческий культ представляет собой преимущественное поклонение двойникам тех факторов природы, которые влияют на урожай. Возникает с развитием земледелия и соответствует позднему матриархату. Центральными объектами почитания стали духи земли, воды, солнца, зерна, растений, дождя, ветра, града, молнии. Возникает система умилостивления духов, выражающаяся в жертвоприношениях, вплоть до человеческих. Возникает культ женских и мужских духов, поскольку погодные условия внешне часто приходят с неба (солнце, дождь, град, молния), то и «обитель» духов переместилась с земли на небо — отсюда начало представлений о «царстве небесном».
Земледельческий культ широко представлен в современных религиях. Так, многие христианские святые являются покровителями сфер сельскохозяйственной деятельности, многие праздники в христианстве связаны с земледелием (пасха — от древнего праздника воскресения духа зерна).
С переходом к патриархату (около 6 тыс. лет назад) возникает другая форма религии - шаманизм. Шаманизм — особая форма религии, состоящая в выделении в обществе определенных лиц - шаманов, которым приписывается способность путем искусственного приведения себя в экстатическое состояние вступать в непосредственное общение с духами, то есть это особая медитативная «посредническая» религиозная система общения между людьми и духами. Обычный ритуал действия шамана так называем камлания - исступленная пляска под действием опьяняющих снадобий сопровождаемая пением, ударами в бубен, манипуляцией фетишами и т. д. Камлание - способ общения с духами, которое достигается либо путем вселения духов в тело или бубен шамана, либо путем «путешествия» в царство духов. Цель шаманских действии - лечение людей, животных, борьба с разными несчастьями, гадания. Одной из характерных особенностей шаманизма является своеобразная шаманская демонология - вера в многочисленных духов и особая мистическая практика общения с ними.
Элементы шаманизма существуют во всех религиях: это и профессиональные служители культа и представления об особых отношениях священников с Богом, и экзальтация некоторых культовых действий.
Контрольные вопросы
□ Определите понятие «религия».
□ Как вы понимаете положение о том что религия имеет исторический характер.
□ Охарактеризуйте основные типы и формы
□ Назовите основные элементы религии и охарактеризуйте ее сущностные стороны.
□ Определите понятие «религиозная вера» и разъясните его содержание.
□ Охарактеризуйте основные функции религии.
□ Дайте общую характеристику корней религии.
□ Назовите и опишите ранние формы религии.
Тема 3. РЕЛИГИОЗНЫЕ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕГО МИРА
Религия народов древнего Двуречья
В конце IV тыс. до н. э. шумеры образовали первые города-государства в долине Тигра и Евфрата. Во второй половине III тыс. до н.э. вторгшиеся в район Двуречья семитские племена аккадцев образовали царства Шумера и Аккада. Около 2200 г. до н. э. на эту территорию приходит вторая семитская волна, что привело к возникновению амарейской династии в Вавилоне. Через 500 лет новая семитская волна породила ассирийскую империю в Месопотамии.
Поэтому верования и мифологические системы Двуречья дошли до нас в шумерской (шумеро-аккадской) и вавилоно-ассирийской формах.
В религии Шумера главными элементами мироздания считались небо и земля («ан» — «ки»). Первопричина всего сущего — первозданный океан. Распространена вера в существование пантеона живых божеств, похожих на людей, но бессмертных и наделенных сверхъестественным могуществом, которые управляют незримо ходом мироздания в соответствии с незыблемыми законами. Каждое из этих существ называлось «дингир» и ведало определенной частью мироздания (морем, воздухом, солнцем, луной и т. д.).
Шумерский пантеон - нечто вроде собрания под председательством верховного правителя. Ниже его идут 7 богов, «вершащих судьбы», и 50 «великих богов».
Антропоморфные бог Ану (небо) и богиня Ки (земля) породили бога воздуха Энлиля - верховного бога шумеров. Также особо почитались Энки - бог воды и бог мудрости, Нинхурсаг - великая богиня-мать, Инанна - богиня войны, Нанна - бог луны. Наряду с ними признавались и другие боги, олицетворявшие силы природы и отдельные стороны практической деятельности. Главные религиозные идеи заключались в следующем: люди ничтожны перед богами; любимцы и ставленники богов - цари и жрецы; существующие порядки и законы незыблемы. Цивилизация Междуречья экономически основывалась на земледелии, поэтому особенно был развит культ богини плодородия Иштар и бога земледелия Таммуза.
С начала II тыс. до н. э. во главе пантеона богов становится покровитель Вавилона - бог Мардук. Процесс централизации власти в руках вавилонских царей отражается в появлении тенденции к монотеизму — древние боги начинают рассматриваться как разные проявления Мардука. Шумерские боги трансформируются в семитских (например, Инанн становится Иштар и т. п.).
В эпоху ассирийского владычества религия наполняется представлениями о племенных и национальных ассирийских богах, прежде всего о боге Ашшуре, который заменяет Мардука. После крушения ассирийской империи эти представления исчезают. В религии Двуречья всегда сохранялись остатки первобытных верований, в частности, анимизм и магия, была развита мантика (гадания), важная роль отводилась астральным культам. Религия Двуречья нашла отражение в древних письменных памятниках - «Энумаэмил» и эпосе о Гильгамеше, некоторые сюжеты и идеи которых были заимствованы древними евреями (например, легенда о потопе).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22